В) невозможность оперативного воздействия
Практическая работа
Тема: Применение приема сравнения в решении производственных задач. Решение задач способами факторного анализа.
Цель работы:
1) формирование навыков работы с различными типами факторных моделей, используемых в анализе финансово-хозяйственной деятельности;
2) формирование практических навыков использования приемов анализа для решения производственных задач.
Задания
Задача № 1
Применив способ абсолютных разниц, рассчитайте влияние отдельных трудовых факторов на изменение выручки от реализации продукции. Сопоставьте результаты расчетов.
Исходная информация для проведения факторного анализа:
Показатель | Иденти-фикатор | План | Отчет | Отклонения | |
Продукция, тыс. руб. Среднегодовая численность рабочих, чел. Количество отработанных дней в среднем за год одним рабочим, дни Среднегодовая выработка продукции одним рабочим, руб. | y a b c | 151 032 | 172 750,4 | ||
Задача № 2
На основе показателей отчета АО «Интеграл»:
1) составить аналитическую таблицу;
2) определить затраты на 1 рубль продукции;
3) дать оценку изменению затрат на 1 руб. продукции в сравнении с планом и предыдущим отчетным периодом;
4) указать какие приемы анализа были использованы.
Исходные данные:
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | |
План | Факт | ||
Объем продукции | |||
Себестоимость продукции |
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоят особенности типологии видов экономического анализа?
2. Каковы характерные особенности экономического анализа, вытекающие из всеобщего диалектического метода познания?
3. В чем различия понятий: метод, методика, способы и приемы экономического анализа? Объясните их взаимосвязи.
4. Какие принципы лежат в основе классификации приемов и способов анализа?
5. Какую роль в экономическом анализе выполняет способ сравнения?
6. Объясните способы построения детерминированных факторных моделей.
7. Опишите алгоритм применения наиболее простых способов детерминированного факторного анализа: способа цепных подстановок, способа разниц.
8. Приведите примеры задач и факторных моделей, к которым применяется каждый из методов детерминированного факторного анализа.
Тест
1. Анализ в переводе с греческого языка означает:
а) расчленение, разложение на части, элементы;
б) соединение ранее расчлененных элементов в единое целое;
в) взаимосвязь элементов.
2. Какой из перечисленных вариантов ответа не относится к основным инструментам процесса познания:
а) анализ; б) планирование; в) синтез; г) эксперимент.
3. Один из типов сравнения – сопоставление показателей со среднеотраслевыми данными необходим для:
а) объективной оценки деятельности анализируемого предприятия, выявления общих и специфических факторов, определяющих результаты его работы;
б) выявления внутрипроизводственных резервов;
в) определения степени влияния факторов;
г) определения тенденций развития экономических процессов.
4. Объектами АХД является:
а) хозяйственные процессы и явления;
б) внешние и внутренние факторы;
в) экономические результаты хозяйственной деятельности;
г) используемые виды ресурсов.
5. Какой из перечисленных вариантов ответа является преимуществом текущего анализа:
а) полнота; б) комплексность; в) оперативность; г) глубина; д) а + б + в + г.
6. Функция, входящая в систему управления и определяющая направление и содержание деятельности предприятия и его структурных подразделений, – это:
а) анализ; б) учет; в) управленческое решение; г) планирование.
7. Вид экономического анализа (по методике изучения объектов) – маржинальный анализ – это:
а) оценка и обоснование эффективности управленческих решений на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также деление затрат на постоянные и переменные;
б) анализ всей хозяйственной деятельности;
в) выбор наиболее оптимального варианта решения экономической задачи с использованием математических приемов.
8. Метод индукции означает:
а) переход от единичного к общему;
б) переход от общего к частному;
в) инструмент теории познания;
г) все ответы верные.
9. В зависимости от характера объектов управления ЭА делится на:
а) предварительный; б) межотраслевой; в) отраслевой; г) локальный; д) б, в.
10. К недостаткам ретроспективного анализа относится:
а) приближенность; б) точность вычислений;
в) невозможность оперативного воздействия.
11. Определите последовательность во взаимосвязанных функциях системы управления:
а) учет; планирование; управленческое решение; анализ;
б) планирование; учет; управленческое решение; анализ;
в) планирование; учет; анализ; управленческое решение;
г) анализ; планирование; учет; управленческое решение.
12. Факторный анализ это:
а) совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы;
б) способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения;
в) методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
13. При этом типе факторного анализа каждому значению факторного признака соответствует определенное значение результативного, причем результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов:
а) детерминированный; б) стохастический;
в) корреляционный; г) нет верного ответа.