Оценка привлекательности отрасли

Кризисное состояние экономики отразилось в полной мере и на состоянии отрасли справочно-правовых систем. Это привело к сокращению объемов продаж и снижению деловой активности. К тому же предприятий, не имеющих справочно-правовых систем с каждым годом становиться всё меньше. Из выше сказанного я делаю вывод, что потенциала для дальнейшего роста почти нет.

Успешно действующие фирмы на рынке с осторожностью прибегают к инвестированию. Об окупаемости такого инвестирования говорить очень трудно. Делается это в большинстве своём для защиты от конкурентов и как в случае с СПС «Гарант» для диверсификации в более приветливые сферы деятельности.

Непосредственно влияние на отрасль оказывают так же движущие силы. Из отрицательных стоит отметить усиливающееся конкурентное давление и ожесточённую борьбу за долю на рынке. Но это вместе с тем стимулирует производителей внедрять новые товары, распространять прогрессивные новшества.

Компания «ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ» твёрдо закрепилась на верхней строчке рейтинга среди справочно-правовых систем и делит его только с компанией «КонсультантПлюс». Такое высокое место было достигнуто благодаря высокому качеству, широкому ассортименту продукции и услуг и технологическому превосходству. Однако в последнее время компания немного уступает своему ближайшему конкуренту. Я связываю это с более слабой маркетинговой политикой, к тому же надо учитывать, что приверженность бренду играет свою роль. Исторически «КонсультантПлюс» пользуется большим спросом среди людей старшего возраста, работающих с ним в силу привычки и не собирающихся ничего менять.

Степень риска в отрасли я считаю не очень высокой. Дело в том, что стабильность и надёжность спроса будет всегда. Ведь справочно-правовые системы нужны всем организациям, независимо от того какая экономическая ситуация в стране. Единственно непонятно с её дальнейшим развитием и расширением. Рыночная власть покупателей в отрасли просматривается последнее время всё сильнее. Большинство потребителей оказывают давление на уровень цен, прося скидки и бонусы. А из этого уже вытекает уменьшение в показателях прибыльности.

2.2 Анализ внешней среды

Современная внешняя среда предприятий характеризуется очень высокой степенью сложности, динамичности и неопределённости. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие для выживания и развития бизнеса. Именно поэтому так важно провести анализ внешней среды исследуемой мной компании «ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ».

Анализ макросреды

Для данного вида анализа я буду использовать простой и удобный метод - PEST анализ. Методика часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании.

Анализ будет выполнен в табличной форме, содержащей факторы, разбитые на 4 категории: политические, экономические, технологические и социально-культурные (таблица 2). Все факторы будут представлены в порядке убывания значимости.

Таблица 2 – PEST анализ ООО “ ИКК “ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ”

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Фактор Фактор
Наличие государственных компаний в отрасли Темпы роста экономики
Степень защиты интеллектуальной собственности и закон об авторском праве Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды
Уровень инфляции и процентные ставки
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
Фактор Фактор
Требования к качеству продукции и уровню сервиса Уровень инноваций и технологического развития отрасли  
Мнение и отношение потребителей

Анализируя таблицу 2 можно сделать выводы:

- Негативное политическое влияние на отрасль не ощущается. Однако недавнее появление государственных компаний («Право.ру», «РосПравосудие»)обеспечивающих потребности в правовой информации государственных ведомств (в основном закрытыми документами), говорит о том, что в будущем они могут составить конкуренцию существующим на рынке компаниям, не без помощи поддержки правительства естественно.

- Последнее время усилилась политика государства в области защиты интеллектуальной собственности и защите авторского права, что влечет за собой неизбежное увеличение издержек компаний, занимающихся СПС. Дело в том, что до недавнего времени многие компании грешили добавлением аналитических статей, книг и комментариев не прося разрешения у владельцев.

- Экономические факторы тесно связаны друг с другом и изменение одного сказывается на других. Поэтому буду описывать как причинно-следственную связь. Замедление темпов роста экономики, увеличение уровня инфляции и процентных ставок повлекло за собой снижение уровня развития предпринимательства. Как следствие: уменьшение объёма прибыли предприятий и организаций, снижение рентабельности производства, неблагоприятный для развития деловой климат.

- Если брать социально-культурные факторы, то люди последнее время стали более требовательны к качеству продукции и уровню сервиса. Они хотят знать, за что они платят такую высокую цену. Так же стоит здесь отметить, что за последнее время поменялось время и отношение к справочно-правовым системам. Мнение и отношение потребителей к той или иной системе в совокупности с рекламой даёт существенное влияние на перераспределение рынка.

- Из технологических факторов можно отметить увеличение уровня технологического и инновационного развития отрасли.

Анализ PEST- факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды носит в целом неблагоприятный характер. Наибольшую угрозу представляют экономические факторы. Компании стоит в первую очередь в отношении этих факторов применить свои сильные стороны, которые должны помочь преодолеть существующие угрозы.

Технологические, политические и социальные факторы дают предприятию умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.

Анализ Микросреды

Микросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.

Поставщики

Компания «ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ» по - сути, является зависимой от единственного поставщика. Разработчиком системы является основанная в 1990 году в Москве организация OOO «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». И она занимается распространением системы через полноправные партнёрские организации, одной из которых является исследуемая мной.

Организация OOO «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ» серьёзно может влиять на маркетинговую деятельность фирмы. Так она предоставляет своим партнёрам справочно-правовую систему с определённой скидкой и каждый год эта скидка может сильно уменьшаться по сравнению с предыдущим годом. Что в свою очередь сильно влияет на прибыль компании «ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ».

Потребители

4. Потребительский рынок. Это отдельные физические лица (студенты, индивидуальные предприниматели) приобретающие услуги для индивидуального пользования.

5. Рынок производителей. Это организации, приобретающие справочно- правовые системы для помощи в работе различным своим службам (отделы кадров, юридические департаменты, бухгалтерия). К ним относятся любые организации, занимающиеся коммерческой деятельностью.

6. Рынок государственных учреждений. Это государственные учреждения, приобретающие товары и услуги для последующего их использования в собственной государственной сфере.

Конкуренты

1. ЗАО «Консультант Плюс»

Адрес:129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д.3 корп. 1.

Организация имеет свои производственные мощности и большую сеть региональных центров по всей России. На рынке справочно-правовых систем уже 22 года.

Если говорить о г. Санкт- Петербурге, то здесь она представлена 5 основными региональными партнёрами: ООО «Кадис», ООО ИПЦ «Консультант+Аскон», ЗАО «Что делать Консалт», ООО "Региональный Центр "Невский", ООО "М-СТАЙЛ".

Предоставляют услуги: Обслуживание и сопровождение СПС «Консультант Плюс» и семинары. Исключением является ЗАО «Что делать Консалт». Данная фирма ещё предоставляет услуги правового консалтинга.

СПС «Консультант Плюс» зарекомендовало себя как надежный партнер и стало одним из лидеров в Северо - Западном регионе.

2. ЗАО «Информационная компания «Кодекс»

Адрес:190000, г. Санкт-Петербург, пл. Труда д. 4.

Система «Кодекс» появилась в 1991 году под эгидой Администрации Санкт-Петербурга, где и сейчас располагается головной офис компании.
В Санкт- Петербурге «Кодекс» распространяется стараниями дистрибьюторов: ООО «Кодекс-Лайн» и ООО «Софт - Мастер».

Предоставляют услуги: Обслуживание и сопровождение СПС «Кодекс», а так же другой разработкой: Система нормативно-технической документации (Кодекс «Техэксперт»).

В настоящее время сложилась ситуация, когда у предприятия почти нет конкурентов в области Нормативно-технической документации. И с помощью сложившегося в этой отрасли имиджа «Кодекс пытается захватить «кусок» на рынке справочно-правовых систем.

3. ООО «Система Главбух Северо-Запад»

Адрес:191040, Санкт-Петербург, проспект Лиговский, 50.

Была создана 7 декабря 2011 года в связи с развитием на рынке Северо-Запада. Входит в состав ЗАО «Актион-Медиа» — крупнейшей в России медиагруппы по производству b2b информации.

Предоставляют услуги: помимо предоставления СПС занимается выпуском профессиональных журналов, осуществляют правовой консалтинг и проводят семинары.

По отношению к своим конкурентам обладает одним выделяющимся преимуществом: ЗАО «Актион-Медиа» издатели одного из самых читаемых и популярных журналов для бухгалтеров «ГлавБух». Даже не смотря на существенные недостатки системы, многие бухгалтера предпочитают именно ёё из-за уже сложившегося представления о бренде.

Контактные аудитории

1. Финансовые круги. Основными контактными аудиториями финансовой сферы являются банки, инвестиционные компании. Компания «ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ» добивается расположения этих аудиторий, предоставляя им справочно-правовую систему с большими скидками и оперативным сервисом, подтверждая тем самым финансовому обществу доказательства того, что она является надёжным партнёром и помощником в бизнесе.

2. Средства информации. Компания«ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ» заинтересована в том, чтобы средства массовой информации (в первую очередь различные профессиональные журналы) больше и лучше освещали её деятельность. Допустим посредством статей о том, что в октябре она стала победителем ежегодной национальной премии

«КОМПАНИЯ №1» с присуждением звания «Надёжный бизнес-партнёр».

3. Государственных учреждений. Руководство компании пристально следит за тем, что происходит в государственной сфере и предпринимает максимально возможные усилия для того, чтобы большая часть правительства г. Санкт- Петербурга пользовалась СПС «ГАРАНТ». Тем самым обеспечив себе спокойное будущее и возможность для дальнейшего роста и процветания.

4. Широкая публика. Фирме необходимо придирчиво следить за мнением широкой публики к своим товарам и своей деятельности, так как это сказывается на её коммерческой деятельности. Так компания OOO «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ», непосредственный разработчик СПС «ГАРАНТ» выступает партнёром различных благотворительных и социально важных проектов. Ближайшая такая компания: Круглый стол «Благотворительность под Новый год: весело и эффективно».

5. Внутренние контактные аудитории. С целью информирования и мотивирования членов своей внутренней контактной аудитории, к которой относятся её собственные работники, руководители направлений, в компании«ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ» проводятся корпоративные занятия, совместные выезды на отдых, изучается история компании, проводятся различные мотивационные конкурсы.

2.3 Анализ внутренней среды

SWOT-анализ

Данный анализ поможет мне оценить в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании«ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ». Был проведён предварительный сбор информации, а затем проанализирован. Затем из большого массива данных были выделены сильные и слабые стороны организации, а так же я провёл поиск угроз и поиск возможностей. Результаты данного анализа приведены ниже в таблице 3. Полный анализ со всеми выводами находится в Приложении А.

Таблица 3 – Swot-анализ организации

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Рейтинг Параметр Рейтинг Параметр
Гибкость в отношении ценовой политики Уровень лояльности к продукту
Широта выбора товара в линейке Сформировавшиеся мнения и имидж, улучшающие восприятие товара
Уровень сервиса и пост продажного обслуживания Чувствительность целевой аудитории к росту цен
Технологический уровень компании Варианты продвижения товара
Эффективность решения главной проблемы клиента Мотивация и вовлеченность персонала
Качество креатива и рекламных материалов

Продолжение таблицы 3

Наши рекомендации