Источники формирования оборотного капитала предприятия

Источники, из которых формируются оборотные средства, отра­жаются в пассиве бухгалтерского баланса. Традиционные источники формирования оборотного капитала организации можно разделить на следующие группы:

• собственные источники — собственный капитал;

• средства, приравненные к собственным, — устойчивые пассивы;

• заемные источники — краткосрочные кредиты банков;

• товарный кредит;

• привлеченные средства — кредиторская задолженность пред­приятия.

Собственные источники наиболее важны, так как от их удель­ного веса в общем финансировании оборотных активов зависит финансовая устойчивость организации. Собственный оборотный ка­питал обеспечивает имущественную и оперативную самостоятель­ность и формируется из средств уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, а также целевых поступлений и фи­нансирования, а также нераспределенной прибыли.

Первоначально формирование собственного капитала осуществ­ляется в момент создания организации. Она обеспечивается основ­ными и оборотными средствами, необходимыми для осуществления коммерческой деятельности в размерах, определенных учредитель­ными документами. В этих целях в зависимости от организацион­но-правовых форм формируется уставный (складочный, паевой) ка­питал, что относится к корпоративным коммерческим организаци­ям — хозяйственным обществам, хозяйственным товариществам и производственным кооперативам, или уставный фонд – на унитарных и федеральных казенных предприятиях.

Часть средств, инвестированных учредителями, направляется на приобретение производственных запасов, поступающих в производство для изготовления товарной продукции, выполнения работ, оказания услуг.

В дальнейшем пополнение оборотных средств, авансируемых организацией на возобновление производственного цикла, может осуществляться за счет полученной выручки от продажи продукции и собственных средств, полученных организацией в процессе деятельности, главным образом за счет части нераспределенном прибыли, которая направляется на пополнение оборотных средств и финансирование их прироста. Это зависит как от накопленной нераспределенной прибыли прошлых лет, финансовых результатов текущего года, намечаемых направлений использования прибыли (инвестирования в капитальные вложения, выплаты доходов собственникам, расходования на потребление работникам, на социаль­ные нужды и т.п.), так и от изменения норматива оборотных средств, от возможностей привлечения иных источников.

В условиях полной хозяйственной самостоятельности, когда ор­ганизации наделены широкими полномочиями в распоряжении собственным имуществом, в том числе и денежными средствами, в их обороте могут находиться прочие собственные средства в виде временно не используемых фондов денежных средств.

Средства этих фондов, имеющих целевое назначение, в совре­менных условиях вовлекаются в текущий оборот по приобретению производственных запасов, покрытию затрат, связанных с сезон­ным характером производства, особенностями отгрузки готовой продукции, спецификой осуществления расчетов и т.п.

Все это нарушает принцип целевого использования перечис­ленных фондов денежных средств. Однако в условиях нестабильной экономической ситуации такой путь позволяет расширить финан­совые вложения в оборотный капитал и одновременно решить за­дачи по стабилизации величины собственного капитала, вложенно­го в текущий оборот. Этот путь в известной мере уменьшает зави­симость организаций от заемных средств и в конечном итоге ведет к повышению их платежеспособности и ликвидности.

Кроме собственных финансовых ресур­сов в обороте организации находятся заемные средства, основу которых составляют краткосрочные кредиты банков и займы.

Заемные источники для пополнения оборотных средств тради­ционно включают краткосрочные ссуды коммерческихбанков, кото­рые выдаются на основе кредитных договоров. Они используются для создания сезонных запасов сырья и материалов, временного недостатка собственных оборотных средств и т.п.

Коммерческие кредиты — это кредиты других организаций, ко­торые предоставляются в виде займов, авансов и векселей для осу­ществления расчетных операций.

Несмотря на повышение роли заемных средств в формировании оборотного капитала, далеко не все организации имеют возмож­ность привлекать заемные средства для его пополнения, что связа­но с дороговизной кредитных ресурсов.

Следует отметить, что использование векселя в качестве пла­тежного средства еще не получило должного распространения.

Между тем привлечение заемных средств экономически оправ­данно, так как покрывает временную дополнительную потребность организации в оборотных средствах.

К привлеченным организацией в хозяйственный оборот средст­вам относится кредиторская задолженность, которая представляет собой бес­платный денежный ресурс, возникающий вследствие существующего порядка оплаты готовой продукции и услуг. В отличие от устой­чивых пассивов, кредиторская задолженность — не планируемый источник формирования оборотных средств. Однако в большинстве случаев кредиторская задолженность возникает в результате нарушения расчетно-платежной дисциплины и вследствие несоблюдения организацией сроков оплаты продукции и расчетных документов.

Тема 8

Финансовый план промышленного предприятия

(Баланс доходов и расходов)

8.1. Экономическое содержание и место финансового планирования в осуществлении хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта.

Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определении путей их наиболее эффективного достижения.

Система финансового планирования в организациях, сложившаяся за последнее десятилетие, имеет ряд серьезных недостатков:

1. Процесс планирования по традиции начинается с производства, а не со сбыта продукции.

2. Планирование сегодня — процесс очень трудоемкий. Существующие планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых не при­годны для использования финансовой службой в целях анализа и
корректировки действий.

3. Процесс финансового планирования затянут во времени, что не
позволяет использовать плановые показатели для принятия оператив­ных управленческих решений, так как они больше отражают историю.

4. При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: оптовая цена предприятия формируется без учета рыноч­ной конъюнктуры.

5. На предприятиях, как правило, отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубыточности продаж.

6. В процессе финансового планирования не оценивается эффект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности.

7. Существующая система планирования не дает возможности проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия в изменяющихся рыночных условиях.

Западная финансовая наука рассматривает финансовое планирование не только как главную функцию финансового менеджмента, но и как индикатор эффективности всей деятельности организации. Большинствороссийских предприятий еще не приобщились к управлению финансами через механизм финансового планирования. Это вызвано рядом причин:

Ø отсутствием ясных целей и понимания миссии организации ее руководством;

Ø трудностями многих хозяйствующих субъектов при определе­нии реальной потребности в текущих ресурсах (производственные, трудовые и т.п.);

Ø недостаточным умением современной российской организа­ции ориентироваться в рыночной ситуации, так как планы и финансовые средства им уже не устанавливаются «сверху»;

Ø отсутствием на современных предприятиях отлаженной сис­темы представления достоверной информации в нужное вре­мя, нужным людям, в нужные сроки.

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого приме­нения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях:

• высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость за­трудняет планирование);

• незначительная доля предприятий, располагающих финансо­выми возможностями для осуществления серьезных финансо­вых разработок;

• отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечест­венного бизнеса.

Большие возможности для осуществления эффективного фи­нансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высоко­квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

Основные задачи финансового планирования на предприятии следующие:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюд­жетом, банками и контрагентами;

• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Отечественная финансовая наука выработала ряд принципов финансового планирования.

1. Научность финансового планирования отражает состояние раз­вития финансовой науки и требует совершенствования методов раз­работки финансовых планов. На этой основе возможно неуклонное повышение качества финансовых планов и их роли в эффективном управлении финансами организаций. Более полный учет реальных экономических условий, объективных законов рыночной экономики, силы их действия в конкретных ситуациях ведет к появлению новых схем и моделей финансового планирования, позволяющих более полно учесть специфику финансов различных отраслей экономики и даже отдельных хозяйствующих субъектов.

2. Целевая направленность финансового планирования — один из основных принципов организации управления финансами. В соответствии с ним необходимо, прежде всего, четко сформулировать миссию организации и определить те стратегические цели, в решении которых большое значение отводится финансовым планам. Целевая направленность не остается неизменной: она меняется на каждом этапе жизненного цикла организации.

3. Системный характер планирования состоит в том, что финансовое планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (финансовые планы или бюджеты всех структурных подразделений хозяйствующего субъекта), которые направлены на достижение стратегической цели организации.

4. Координацияфинансовых планов заключается в том, что финансовые планы всех структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозависимы.

5. Непрерывность и гибкостьпроцесса финансового планировании - это важнейшая предпосылка эффективного управления финансами, состоит в систематической разработке и корректировке всех планов организации (план продаж — план производства — план закупок).

6. Соответствиеисточников финансирования цели их привле­чения. Инструмент должен соответствовать цели. Например, для модернизации основных фондов целесообразно привлекать долгосрочные источники финансирования, для покупки дополнительных оборотных средств — краткосрочные.

7. Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивостиорганизации при финансовом планировании ее деятельности. Например, сумма оборотных средств организации должна всегда превышать сумму его краткосрочной задолженности.

Объектом финансового планирования организации служат все виды ее деятельности: текущая (операционная), инвестиционная и финансовая, а также их отдельные элементы:

• выручка от продажи продукции;

• прибыль и ее распределение;

• объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

• взносы в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;

• объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

• объем капитальных вложений и источники их финансирования;

• плановая потребность в оборотных средствах и финансирова­ние их прироста.

8.2. Финансовый план промышленного предприятия. Его содержание и структура.

Одним из наиболее распространенных видов перспективного планирования является бизнес-план (рис. 8.2.1.).

\

Источники формирования оборотного капитала предприятия - student2.ru

Он представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку стратегии и реального плана финансово-коммерческих мероприятий на перспективу. Он описывает основные аспекты будущего проекта, выявляет и анализирует проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться при реализации своих целей в условиях рыночной экономики, и определяет способы и конкретные пути решения этих проблем. Преимуществами бизнес-плана является то, что он позволяет проанализировать собственные идеи, проверить их реалистичность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабельность и источники финансирования планируемого коммерческого мероприятия, оценить риск.

Бизнес-план может иметь различные формы представления. Его основными моментами являются: описание преимуществ проекта; описание товара, ради которого задумывается проект; оценка рынка сбыта товара; оценка рыночной конъюнктуры; оценка информации и о конкурентах: описание основных элементов плана маркетинга; описание производства; описание организационной схемы реализации мероприятия; планирование работы персонала; проработка правовых аспектов мероприятия; оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками; разработка финансового плана (прогноза) коммерческого предприятия и выработка стратегии его финансирования.

Итогом бизнес-плана является разработка финансового плана (прогноза) коммерческого мероприятия и разработка стратегии финансирования. Эти разделы призваны обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Как правило, это сводится к подготовке следующих документов: прогноз объемов реализации; баланс денежных расходов и поступлений; прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия; прогнозируемый отчет о прибыли; сводная таблица доходов и затрат; график достижения безубыточности; таблица условий безубыточности и другие вспомогательные таблицы. На основании финансового плана определяются решения, связанные с вопросами стратегиифинансирования: определяется, сколько нужно средств для создания или развития предприятия; откуда намечается получить деньги и в какой форме; когда можно ожидать полного возврата авансированных средств и получения инвесторами дохода и пр.

8.3. Оперативные финансовые планы предприятия. Контроль за выполнением плана на предприятии.

Оперативное внутрифирменное планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и других.

Кредитный план – план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки.

Кассовый план – план оборота наличия денежных средств, отражающих поступления и выплаты денег через кассу предприятия. Составляется на кварталы. Состоит из четырех разделов:

Ø поступление наличных денег;

Ø расход наличных денег;

Ø расчет выплат заработной платы;

Ø календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат.

Платежный календарь – это план рациональной организации оперативной деятельности компании. В календаре взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты и займы, прочие поступления) с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Он охватывает движение всех денежных средств предприятия. Используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудный счета банка. Разрабатывается путем уточнения и конкретизации плановых показателей за квартал и их разбивки по месяцам, неделям и так далее.

Составление платежного календаря проводится в несколько этапов:

Этап 1. Занесение плановых выплат и поступлений по операционной деятельности.

Источники формирования оборотного капитала предприятия - student2.ru

Этап 2. Занесение данных на оплату и поступлений по инвестиционной деятельности.

Источники формирования оборотного капитала предприятия - student2.ru

Источники формирования оборотного капитала предприятия - student2.ru Этап 3. Занесение плановых выплат и поступлений по финансовой деятельности.
Этап 4. Формирование промежуточного сальдо движения денежных средств.

Источники формирования оборотного капитала предприятия - student2.ru

Этап 5. Определение необходимости дополнительного финансирования или возможности краткосрочного инвестирования

Источники формирования оборотного капитала предприятия - student2.ru

Этап 6. Формирование итогового сальдо денежных средств.

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках организации.

8.4. Бюджетирование как инструмент финансового планирования.

Бюджетирование – это:

• Один из основных инструментов управления компанией.

• Процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью построения и исполнения взаимосвязанных бюджетов и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение общих целей.

Бюджет– это:

• Количественное выражение плана, способ координации и контроля за его выполнением.

• Финансовый до­кумент, содержащий плановые показатели деятельнос­ти организации на ближайшую (операционную) перспективу.

Каждый отдельный бюджет име­ет строго целевое назначение. Основной бюджет (главный бюджет) охватывает производство, реали­зацию, распределение и финансирование.

Цель вве­дения системы бюджетирования - достижение целей самой организации. Сущность бюджетирования состоит в том, что, исходя из стратегических и тактических целей планируется деятельность организации. Деятельность организации воплощается в конкретных показате­лях бюджетов. Их данные идентифицируются средствами бухгалтерского учета и нацелены на выполнение определенных корпоративных задач.

Задачи бюджетирования:

1) Определение ключевых показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности компании в целом и отдельных ее структурных подразделений;

2) Постановка задач перед руководителями компании, а также их мотивация на достижение поставленных целей;

3) Координация действий подразделений компании и рациональное распределение человеческих, материально-технических и финансовых ресурсов между ними;

4) Контроль над достижением запланированных производственных и финансово-экономических показателей;

5) Анализ отклонений от планов и выработка мероприятий по их ликвидации.

Функции бюджетирования:

1.Инструмент текущего (краткосрочного) планирования.Бюджет указывает пути 1) использования ресурсов с учетом имеющихся в данный момент и ожидаемых в ближай­шем будущем рыночных возможностей; 2) оптимальной эффек­тивности (способности организации достигать поставленные цели, выраженные в виде финансовых показателей). Это направлено на предусмотрение возможных пробле­м и путей их разрешения.

2.Контроль и оценка результативности деятельностина основе сравнения фактически достигнутых и плановых (бюджетных) показателей с целями организации (контроль с прямой связью). Бюджет позво­ляет проконтролировать воздействие множества факторов, влия­ющих на конечный результат.

3.Сокращение издержек путём привязки затрат к адресам их возникновения.Это устраняет конфликт между руководством предприятия (стремящемся уменьшить затраты) и её сотрудниками (хотят увеличить затраты). Также это заставляет подразделения искать возможность сокращения накладных расходов без ущерба для качества, что приводит к значительному сокращению затрат всей организации.

4.Выделение наиболее и наименее эффективных направлений деятельности. Это позволяет стимулировать приоритетные направления деятельности и сокращать финансирование менее эффективных направлений.

5.Обеспечение высокой стабильности бизнеса, поскольку позволяет развивать несколько независимых друг от друга направлений деятельности. Неудача подразделения по максимуму может привести только к его ликвидации и не нанесет серьезного ущерба всей организации. Оперативное прогнозирование обеспеченности предприятия денежными средствами, улучшение ликвидности.

6.Критерии эффективности работы менеджеров. Раз­личные составляющие бюджета определяют сферу ответственно­сти менеджеров. Степень выполнения бюджета, входящего в сферу ответственности линейного руководителя, часто становится ос­новой для оценки деятельности самого менеджера.

7.Средства мотивации. Центры финансовой ответственности (ЦФО) или подразделения получают бонус от прибыли или от снижения затрат, или в зависимости от скорости выхода на самоокупаемость. Также это стимулирует инновационную инициативу и рационализаторскую деятельность как в интересах собственного подразделения, так и в интересах всей организации.

8.Формирование коммуникационной среды и координация между подразделениями.Коммуникационная роль бюджети­рования будет особенно эффективна, если построить эту систе­му в виде комбинации восходящих и нисходящих потоков информации.

9.Экономия времени через использование операций и статусовбюджетов, а также ведется контроль процесса разработки и заполнения данных при автоматизации бюджетирования.

[1] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина России от 6 мая 1999г. №33н).

[2] Налоговый Кодекса российской Федерации, часть вторая, гл.25, ст.252

Наши рекомендации