Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Самостоятельная работа студента по дисциплине «Правовое регулирование финансовых отношений» включает следующие виды выполнения работ:
1. Реферат - краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним. Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов, как по содержанию, так и по форме. Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.
В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.
Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.
2. Интернет-тестированиеучебных достижений студентов является одним из элементов системы оценки качества знаний студентов. Система интернет-тестирования - универсальный инструмент определения уровня обученности студентов на всех этапах образовательного процесса, в том числе для оценки уровня остаточных знаний.
3. Научно-исследовательская работа - одна из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в научных конференциях и симпозиумах разного уровня, вплоть до международных. Участие в научной работе позволяет студентам реализовать творческий потенциал в процессе учебы в вузе. В общем виде НИР студентов (НИРС) состоит из следующих элементов:
- работа в научных кружках;
- участие в конкурсах научных работ;
- участие в выставках научных работ;
- участие в студенческих конференциях;
- подготовка студенческих публикаций.
Процесс обучения способствует развитию у студентов задатков к научным исследованиям – памяти, наблюдательности, воображения, самостоятельности суждений и выводов. Каждый из перечисленных компонентов необходим для самостоятельной исследовательской работы.
Наряду с выполнением научных исследований студенты принимают участие в сборе и обработке статистических данных, составлении и подготовке различной компьютерной продукции. Результаты научных исследований студенты представляют на конференциях, научных семинарах кафедр и т.д.
Наиболее рекомендуемой формой НИРС является участие в научных конференциях. При подготовке к докладу или выступлению на конференции студент получает опыт систематизации и обобщения материала, приобретает навыки научного творчества и, наконец, овладевает очень важным искусством публичного выступления, аргументированной полемики.
В данном случае студентам предлагаются следующие этапы выполнения и контроля НИРС:
1. Планирование НИРС. Ознакомление с тематикой исследовательских работ кафедры и выбор темы своего будущего исследования, обсуждение с ведущим преподавателем сути предстоящей работы. Как правило, на этом этапе студент составляет реферат по избранной теме, в котором отражает текущее состояние исследуемого вопроса. После рассмотрения реферата и собеседования со студентом преподавателем утверждается план проведения НИРС. В зависимости от сроков выполнения НИРС и сложности поставленной задачи этот этап может занимать временной интервал от одного до двух месяцев. На данном этапе должны контролироваться следующие компетенции, приобретаемые студентом в процессе выполнения работы:
• способность пользоваться глобальными информационными ресурсами, находить необходимую литературу;
• владение современными средствами телекоммуникаций;
• способность определять и формулировать проблему;
• способность анализировать современное состояние науки и техники;
• способность ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения;
• способность создавать содержательные презентации.
2. Корректировка плана проведения НИРС. В ходе проведения исследований можно вносить корректировки в ранее намеченный план. При этом можно контролируются следующие компетенции, формируемые у студента:
• способность анализировать современное состояние финансовых отношений;
• способность самостоятельно ставить научные и исследовательские задачи и определять пути их решения;
• способность составлять и корректировать план научно-исследовательских работ;
• способность применять научно-обоснованные методы планирования и проведения эксперимента;
• способность анализировать полученные результаты теоретических или экспериментальных исследований;
• способность самостоятельно принимать решения на основе проведенных исследований.
3. Составление отчета о НИРС. На данном этапе контролируются следующие компетенции студента:
• способность самостоятельно оценивать научные, прикладные и экономические результаты проведенных исследований;
• способность профессионально представлять и оформлять результаты научно-исследовательских работ, научно-технической документации, статей, рефератов и иных материалов исследований.
4. Публичная защита выполненной работы на заседании назначенной кафедрой комиссии. В ходе защиты преподаватели и студенты проводят широкое обсуждение работы, позволяющее оценить качество компетенций, сформированных у студента:
• способность к публичной коммуникации; навыки ведения дискуссии на профессиональные темы; владение профессиональной терминологией;
• способность представлять и защищать результаты самостоятельно выполненных научно-исследовательских работ;
• способность создавать содержательные презентации.
При оценке качества выполнения НИРС должны приниматься во внимание приобретаемые компетенции, связанные с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. Как культура, так и мировоззрение формируются посредством воспитания. В современных условиях воспитание становится не менее важной составной частью образовательного процесса, чем собственно передача (приобретение) знаний, умений и навыков.
4. Контрольная работа -предлагается студентам для выработки умения дать полный ответ на вопрос изучаемой темы по курсу, лаконичный, аргументированный, с выводами. Написание ее требует самостоятельности и ответственного отношения, способности работать с литературой по проблеме, знаний истории и теории вопроса, основных теоретических постулатов.
5. Подготовка к зачету – самостоятельный процесс работы студента, выражающийся в умении обучения по конспектам лекций и самостоятельному изучению основной и дополнительной литературы по дисциплине.