Обобщите идеи, касающиеся вашего бизнеса. Перечислите ключевые факторы
СОСТАВИТЬ
СПИСОК
I Обзор бизнеса
РЕЗЮМЕ РУКОВОДСТВА
• Резюме руководства
• Заявление о намерениях
ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
• Фактический материал
Резюме руководства
Цель Резюме руководствасостоит в том, чтобы вызвать интерес инвесторов и раскрыть основные положения вашего бизнес‑плана. С этой части читатель начинает знакомиться с документом, и именно в ней должна содержаться суть ваших деловых предложений. Здесь вы кратко представляете свою компанию и, используя все доступные методы убеждения, кратко рассказываете (на одной, двух или, максимум, трех страницах) о характере вашего бизнеса. Если Резюме руководстване привлечет внимание читателя, он, скорее всего, не станет знакомиться с остальными частями бизнес‑плана.
Составление Резюме руководства
При составлении Резюме руководстваможно использовать три различных стиля:
Краткое изложение. Обобщите все основные положения и выводы каждого раздела бизнес‑плана.
Ответ на наиболее важные вопросы. Ответьте на следующие вопросы: «Кто? Что? Где? Когда? Зачем? Как?»
Краткий рассказ. Используя стиль устного рассказа, постарайтесь вызвать интерес читателя и в то же время сообщить ему важную информацию.
Первый стиль не только наиболее простой, но и наиболее скучный. Вторая техника требует от вас проведения мозгового штурма, чтобы понять, какие вопросы могут интересовать читателя и как на них нужно ответить. Третий стиль предполагает наличие писательского таланта и умения изложить историю предприятия. Здесь более выделяются «концепции бизнеса» и «возможности», чем операционные детали.
Вероятно, лучшим решением будет сочетание всех трех стилей, когда вы сообщаете голые факты, отвечаете на возможные вопросы читателя и мастерски рассказываете ему историю вашего бизнеса. Все это позволяет привлечь внимание адресата, познакомить его с вашей компанией и оставить в памяти читателя глубокий след (см. примеры в конце этого раздела).
Это больше, чем просто вступление Это целостный план, но только в краткой форме.
ПОЛ ТИФФАНИ, профессор менеджмента бизнес‑школы Хааса
Не существует единственно правильного способа написания бизнес‑плана. Я обнаружил, что один из наиболее эффективных подходов заключается в том, чтобы начать с резюме руководства.
ДЭВИД Е ГАМПЕРТ, журнал «Inc. Magazine »
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. В Резюме руководствамогут использоваться подзаголовки, которые помогают выделить ключевые аспекты бизнеса. Они также должны отражать структуру всего плана.
Пример выделения содержательных пунктов в Резюме руководства
[Компания] была основана как [частное, партнерское, корпоративное] предприятие в [году] в [городе, штате] [предпринимателями] в следующих рыночных условиях:
• В отрасли существуют возможности [роста или начальные возможности].
• Согласно [название исследований], благодаря [список причин], существовали возможности [прогнозирования/приобретения/инвестирования] [приведите количественные факты или демографические данные, указывающие на возможности роста].
• [Группы потребителей или имена клиентов] будут размещать крупные [заказы или контракты] в течение следующих [временной период].
• Другие потенциальны [потребители/клиенты], включая [список имен потребителей или клиентов], проявили серьезный интерес к ведению с нами совместного бизнеса в течение будущих [период времени].
[Компания] продает полный ассортимент [укажите название продуктов/услуг], которые были созданы [нашей фирмой/ в партнерстве с группой ABC]. Они производятся и упаковываются [название страны].
[Я/мы] до этого [владели компанией/работали в компании], которая активно вела бизнес в [производственной/сервисной] индустрии. В течение последних [период времени] [я/мы] приложили немало сил к тому, чтобы найти способы улучшения результатов деятельности и увеличить прибыль в [производственной/сервисной] отрасли. Эти способы выражаются в следующем:
• повысить эффективность рекламы;
• опередить конкурентов;
• расширить рынок;
• повысить качество;
• снизить себестоимость продукции.
Резюме руководства представляет собой краткий обзор основных положений вашего бизнес‑плана.
Резюме руководства НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
конспектом бизнес‑плана;
введением в бизнес‑план;
предисловием к бизнес‑плану;
беспорядочным набором основных идей;
миниатюрным бизнес‑планом.
По материалам ДЭВИДА Е. ГАМПЕРТА, журнал «Inc. Magazine »
Традиционные ошибки при написании Резюме руководства:
Недостаточно продемонстрированы особые или уникальные возможности.
Недостаточно обрисованы условия вложения капитала.
Недостаточно выражен энтузиазм.
Недостаток в специфическом фокусе.
Слишком длинно и многословно.
Попытка описать все детали.
По материалам BIZPLANIT.COM
Финансовые цели
Чтобы сделать расходы ниже, чем у основных конкурентов [перечислите конкурентов], [я/мы] планируем [укажите действия]. [Моя/наша] конечная цель заключается в том, чтобы создать уникальную линию, которую бы потребители стремились приобретать в первую очередь.
Если Резюме руководства занимает менее одной страницы, имеет смысл назвать эту часть плана «Характеристикой бизнеса» или «Обзором».
Начальный капитал компании составил $[ХХ]. В настоящее время нам необходимы дополнительные [кредиты/инвестиции/ частных лиц/компаний] в размере $[ХХ], которые будут вложены в [оборотные фонды, оборудование, недвижимость] и [опишите, каким образом будут тратиться дополнительные денежные средства].
Предположительные темы, раскрывающиеся в Резюме руководства
Ниже приводится список тем, которые может охватывать Резюме руководства.
♦ Преимущества вашего продукта или услуги.Опишите основные потребности, которые вы хотите удовлетворять, и объясните, почему эти потребности существуют.
♦ Итоговые финансовые результаты.Укажите объемы продаж, прогнозируемые продажи, доходы и чистую прибыль.
♦ Оцените риски.Обсудите основные риски, которые могут угрожать успеху вашего предприятия, и то, как вы собираетесь устранить их.
♦ Цели и философия компании.Сформулируйте миссию компании.
♦ Давление со стороны конкурентов.Опишите ваших конкурентов и то, как вы собираетесь опередить их. В чем заключается ваше конкурентное преимущество?
♦ Необходимое финансирование.Укажите стоимость предлагаемого пакета акций, представьте план погашения кредита и план использования денежных средств.
♦ Раскройте основные положения вашего маркетингового плана.Объясните, почему вы выбрали именно этот рынок, какие тенденции и риски на нем существуют, какова ваша рыночная ниша, что обеспечивает жизнеспособность бизнеса в будущем, какова нынешняя и прогнозируемая рыночная доля, кто входит или будет входить в круг ваших потребителей.
♦ Исторические перспективы вашего бизнеса.Расскажите о том, как вы основали предприятие, о том, как долго и почему существует ваш бизнес.
♦ Важнейшие факты и цифры.Перечислите ключевые факты, которые способны заинтересовать читателя.
♦ Основные продукты и услуги.Резюмируйте, что вы планируете продавать.
♦ Основные поставщики.Укажите компании, у которых вы собираетесь делать закупки, и что вы будете покупать. Перечислите подписанные соглашения и контракты о сотрудничестве, если они имеются.
♦ Месторасположение предприятия/Региональные планы развития территорий.
♦ Другие предприятия, которыми вы владеете.Опишите все принадлежащие вам предприятия, указав даты основания и планируемые операции.
♦ Важнейшие тенденции.Обсудите технологии производства, изменения в отрасли, восприятие потребителей и тенденции покупок. Укажите, в какой мере вы будете соответствовать этим тенденциям.
♦ Интересы адресата бизнес‑плана.Инвесторы хотят знать, в чем заключаются их выгоды. Скажите об этом прямо в первом параграфе.
Обзор бизнеса вместо Резюме руководства
Если Резюме руководствазанимает не более одной страницы и написано в сжатой форме, имеет смысл назвать его Обзором бизнеса.Он обобщает основные положения вашего бизнес‑плана (совпадающие с его подзаголовками) и предложения, с которыми вы обращаетесь к адресату. Обычно Обзор бизнесаболее сжат, формален и информативен, чем Резюме руководства.Заголовок Обзор бизнесавыглядит менее официально и подходит для ситуаций, когда бизнес‑план адресуется сотрудникам, менеджерам, поставщикам и практичным инвесторам.