Грязные деньги и преступность
Чем интенсивнее идет отмывание денег, тем мощнее становятся международные преступные синдикаты. Аналитики не исключают такого развития событий, при котором мировая экономика может оказаться под контролем преступных сообществ. Их экономическое и политическое влияние уже сегодня разрушительно воздействует на общественное устройство, этические стандарты, демократические институты общества. Неконтролируемый рост масштабов легализации нелегальных финансовых потоков способен спровоцировать неконтролируемый рост преступности.
Традиционными сферами деятельности организованной преступности являются перевозка наркотиков, вымогательство, похищение людей, мошенничество, азартные игры, торговля оружием, коррупция, хищения и перепродажа краденого, ростовщичество. В последние годы к ним прибавились кража радиоактивных материалов, компьютерные преступления, широкомасштабное изготовление фальшивых денег и подделка торговых знаков. В результате подобной деятельности теневые структуры аккумулируют и стремятся легализовать огромные денежные средства (преимущественно наличные). По данным Интерпола, в середине 90-х гг. ХХ в. годовой оборот организованных преступных группировок в мире достигал 500 млрд дол.: наркотики ¾ 250 млрд дол. (50%), хищения ¾ 40 млрд (8%), контрабанда ¾ 40 млрд (8%), проституция ¾ 30 млрд (6%), азартные игры ¾ 25 млрд (5%), торговля оружием ¾ 30 млрд (6%), шантаж ¾ 10 млрд (2%), все остальное ¾ 75 млрд дол. (15%).
По оценкам экспертов ООН, незаконная продажа наркотиков приносит 500 млрд дол. в год, а общий годовой доход организованной преступности составляет не менее 1 трлн дол.
Легализацией преступных доходов в Российской Федерации занимается около 3000 организованных преступных группировок. По данным МВД России, в середине 90-х гг. ХХ в. общий доход этих группировок составил 2 трлн руб., они контролировали около 40% экономики страны. Обоснованны опасения по поводу возможного контроля над российскими банками со стороны организованной преступности. Известно, что преступные группировки используют банковские документы для получения информации о компаниях с целью вымогательства, что российские банки отмывают наркоденьги для организованных преступных групп, находящихся за пределами России. Российскими деловыми структурами созданы более 60 000 оффшорных компаний. Примерно 8% преступлений, совершенных на территории России в сфере экономики, содержат международный компонент. Официальные лица МВФ допускают, что многие проблемы связаны с особым отношением Запада к России.
Организованная преступность существовала и в СССР. Сложившееся в стране сообщество воров в законе занималось рэкетом в разных сферах. С распадом СССР связаны как всплеск преступности, так и не во всем удавшаяся попытка управления страной на основе законов. В средствах массовой информации приводится множество свидетельств беззакония в высших эшелонах российской власти. Так, при проведении приватизации крупнейших российских промышленных и энергетических предприятий их акции приобретались за заемные средства, суммы покупки были смехотворными.
Апатичность государственных органов расчистила дорогу новой организованной преступности, давящей на частный сектор страны. Защита «порядка» (в том числе в предпринимательстве) преступными группировками способствует сохранению слабости и коррумпированности властей, финансированию мафиозных структур в России и за рубежом. Рост коррупции и криминализация экономики происходят на фоне снижения экономических показателей. Данные статистики заказных убийств показывают ужесточение конкуренции в сфере бизнеса.
Кризис привел к консолидации российского криминального мира и его выходу на международную арену. Российские преступные сообщества в сфере проституции и контрабанды стали важным элементом криминального мира Германии и США. Еще большее беспокойство вызывает развитие «сотрудничества» с иностранными преступными сообществами в областях, где российские преступники имеют конкурентные преимущества. Так, японские гангстерские группировки прибегали к использованию российских хакеров для взлома компьютерных баз данных правоохранительных органов. Велик спрос на профессиональных убийц из России.
На Западе сложилось впечатление о симбиозе организованной преступности и российской разведки. Информация, которой Интерпол делится с российскими коллегами, рискует быть переданной преступникам. Существует риск похищения организованной преступностью денег, поступающих в Россию из-за границы, причем не без помощи со стороны государственных структур.
Послесловие
Наличие развитой валютной системы ¾ ключевое условие нормального функционирования экономики любой страны.
За весьма короткий срок сформировалась отличная от ранее действовавшей валютно-финансовая инфраструктура.
Институциональный потенциал валютной сферы за последние годы претерпел существенные изменения. Банковские системы стали играть ключевую роль в реализации технологических аспектов валютного развития.
Анализ различных моделей развития валютной сферы, реализованных в мировой экономике, позволил выявить следующие закономерности:
¨ основой валютного развития являются торговые отношения между государствами;
¨ курсообразование позволяет гармонизировать состояние взаимодействующих валютных систем;
¨ реализация моделей валютного развития должна быть основана только на детальной разработанности как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Обобщая сказанное выше, можно констатировать, что в настоящее время на фоне развития глобализации и тенденции к консолидации и росту объема перелива капитала на мировом рынке преимущества на мировом финансовом рынке получают те, кто использует современные технологии, устанавливает новые каналы доступа к своим рынкам, создает новые рынки.
Впредь было бы целесообразно продолжить исследование новых явлений в развитии валютно-финансовых отношений в условиях глобализации мировой экономики. Отставание теоретического осмысления от новейших реалий мирового хозяйства очевидно на примере деятельности международных экономических организаций, в том числе и Международного валютного фонда.
На современном этапе развития технологической и операционной базы деловой аналитической инфраструктуры невозможно отрицать тот факт, что каждая мера, предпринятая в целях валютного развития, в большей или меньшей степени имеет право на существование в зависимости от конкретных условий. Так, с позиций временного фактора для оценки кратко- и среднесрочной перспективы в практическом применении более подходящими, при прочих равных условиях, по-видимому, оказываются методы, основанные на валютных ограничениях и контроле. Долгосрочные же процессы и циклический характер их развития могут быть лучше распознаны при изучении в первую очередь макроэкономических мер.