Бюджетная система Российской Федерации
Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между разными субъектами в процессе:
а) формирования доходов и осуществления доходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.
Правовой статус участников бюджетных отношений в РФ регламентируется:
1) Бюджетным Кодексом РФ (принят Госдумой 17 июля 1998 г., введен с 1 января 2000 г.).
2) Соответствующими специальными законами федеральных органов и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления).
3) Указами Президента РФ.
4) Нормативными правовыми актами Правительства РФ.
5) Соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
1) Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2) Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
В РФ – 89 субъектов, в том числе:
- 21 республиканский бюджет в состав РФ;
- 55 краевых и областных бюджетов;
- 10 бюджетов автономных округов;
- 1 бюджет Еврейской автономной области;
- 2 бюджета городские, Москва, Санкт-Петербург.
3) Местные бюджеты.
Федеральный (государственный) бюджет – есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенная к предметам ведения Российской Федерации. Соответственно бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта.
Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы территории.
Бюджетная система РФ основана на ряде принципов:
1) Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств.
2) Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами власти всех уровней.
3) Принцип самостоятельности бюджетов предполагает:
а) право законодательных (представительских) органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
б) наличие собственных средств (источников доходов);
в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов;
г) право органов самостоятельно определять направления расходования;
д) право использования доходов, полученных сверх средств запланированного бюджетом.
4) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.
5) Принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (дефицит к минимуму).
6) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что достижение заданных результатов необходимо наименьшими затратами.
7) Принцип гласности (публикация доходов и расходов) в СМИ.
8) Принцип достоверности – надежность прогнозов социально-экономического развития страны, субъектов РФ.
9) Принцип адресности и целевого характера означает, выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является – бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицита.
Ввиду исключительной сложности бюджета как экономической категории, используются различные виды классификации.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники их формирования.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней, направленных на выполнение основных функций государства, субъектов РФ.
Экономическая классификация расходов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
Классификация источников финансирования дефицита бюджетов всех уровней.
Ведомственная классификация, распределение расходов по министерствам и ведомствам разных уровней.
Тема 5. Доходы и расходы бюджетов
Доходы бюджетов
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и не налоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений.
1) К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы, а также пени и штрафа (2001 г. – доходы – 9,37 % от ). В доходы бюджетов полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей.
2) К налоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества (аренда) дивиденда по акции приватизации;
- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества;
- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами;
- средства, полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, за возмещение вреда;
- доходы в виде финансовой помощи, ссуд;
- иные не налоговые доходы.
В 2000 г. вышел Президента РФ «О разрешении привлечения инвестиций на правах концессий»
Концессия – разрешение, уступка – договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях недр, участков земли, предприятий принадлежащих государству или муниципалитета.
Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов – развитие минерально-сырьевой базы (Яковлевский рудник, Шебекинский мелзавод) строительство транспортных объектов.
Инфраструктуры коммунально-бытового обслуживания (Славянский комплекс Белгород) туристические комплексы, нефтегазовое
По финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в виде дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозмездной и безвозмездной передачи.
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые на осуществление целевых расходов.
Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лиц на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Расходы бюджетов
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного саморегулирования.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся:
- капитальные;
- текущие.
Капитальные расходы бюджетов, предназначенные, для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности включают:
а) расходы в текущие, действующие или вновь создаваемые структуры;
б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов для инвестиций;
в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта, связанные с расширенным производством;
г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности государства ее субъектов и муниципальных образований;
д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствие с экономической классификацией.
Текущие расходы, предназначенные для обеспечения текущего функционирования органов власти.