Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей на-


Таблица 1 .1 Характеристика звеньев финансовой системы

  Бюджетное звено Кредитное звено Страховое звено Фондовое звено
1. Обеспечение Повышение Обеспечение непрерывности 1. Обеспечение процесса перелива
  функций орга- эффективнос- процесса производства капитала в отрасли с высоким
  нов государст- ти использо-   уровнем экономического разви-
  венной власти вания денеж-   тия
  2. Обеспечение определенных уровней эконо­мического и со­циального раз­вития страны ных средств   2. Инвестирование расширенного производства
Методы Принудительное Мобилизация Обязательное Добровольное Мобилизация временно свобод-
фогйниро- изъятие части временно сво- страхование — страхование - ных денежных средств
вания дохода юридиче- бодных де- принудительное добровольные  
фондов ских и физичес- нежных изъятие части взносы  
  к и х лиц п о д кон­тролем государ­ства в соответст­вии с законом средств дохода юридиче­ских и физичес­ких лиц    
Методы Безвозмездное Основан на Возмещение ущерба Долевые цен- Долговые отно-
использо- финансирование принципах:   ные бумаги: шения кредита:
вания   возвратности   безвозмездно возвратность
фондов   срочности   в обмен на по- срочность
    платности   стоянныйдоход платность

родного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между произ­водственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населе­ния. Эффективное использование финансовых ресурсов возмож­но лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с фи­нансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общего­сударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ас­сигнований и использования банковских кредитов. При недоста­точности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе опе­раций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством за­ключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финан­совой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на фор­мирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет является главным звеном финансо­вой системы. Он представляет собой форму образования и ис­пользования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как за­кон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансиро­вания народного хозяйства, социально-культурных мероприя­тий, укрепления обороны страны и содержания органов государ­ственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возмож­ность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производст-

ва. Это позволяет осуществлять единую экономическую и фи­нансовую политику на всей территории страны.

В условиях перехода на рыночные отношения государствен­ный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь ме­тоды его воздействия на общественное производство путем со­здания иного режима расходования бюджетных средств. В совре­менных условиях развитие общественного производства обеспе­чивается не методами бюджетного финансирования и дотирова­ния, а с помощью экономических методов, использование кото­рых позволяет перейти к финансовому регулированию экономи­ки. Средства бюджета должны направлятьсяна осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, фи­нансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращи­ванию научно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, на­пример, ликвидировать нерентабельные предприятия или их пе­репрофилировать.

Государственное регулирование экономики позволяет сущест­венно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджет­ные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджет­ных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и уч­реждения социально-культурного направления. Расходы бюдже­та, обусловленные реализацией социальной политики государст­ва, имеют огромное значение. Они позволяют государству разви­вать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслужива­нии, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культур­ного уровня жизнинарода.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства фе-

дерального правительства и местных властей, связанные с фи­нансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирова­ние внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюдже­тов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсион­ный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения (с 2001 г. переходит в разряд целевых бюджетных фондов), Федеральный фонд обязательного меди­цинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюд­жетных фондов за последние годы превышали 60% доходов госу­дарственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго це­левое назначение, что гарантирует использование средств в пол­ном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходова­ние средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контро­лю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возмож­ность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денеж­ных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заем­щиком - государство в лице его органов. Дополнительные ресур­сы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государст­венных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщи­ку направлять мобилизованные дополнительные финансовые ре­сурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также

в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно умень­шают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается из­быточная денежная масса,т. е. происходит отток денег из обра­щения на заранее оговоренный срок.

Использование государственного кредита обусловлено необ­ходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюд­жетных доходов.Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирова­ния экономических и социальных программ, т. е. государствен­ный кредит является средством увеличения финансовых возмож­ностей государства. На общегосударственном уровне государст­венные займы не выражают конкретного целевого характера, тог­да как местные органы власти могут использовать мобилизован­ные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просве­тительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управле­ния, По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (от го-да до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следст­вие, дает большую государственную задолженность. Размер госу­дарственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпушенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.

Государственный внутренний долг Российской Федерации означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долго­вые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг - это задолженность по не­погашенным внешним займам и невыплаченным по ним про­центам.

Внутренний долг состоит из задолженности ПРОШЛЫХ лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязатель­ства Российской Федерации погашаются в сроки, которые не мо­гут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуще­ствлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуще­ствляет Центральный банк Российской Федерации. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и превратились в один из важнейших элементов государственных расходов. Выплаты на обслуживание государственного долга рас­тут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов. В 2000 г. на обслуживание государственного долга было выделено 220 млрд руб. бюджетных средств, из них на обслуживание внут­реннего долга - 63 млрд руб., внешнего - 156,8 млрд руб.

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях государство может использовать рефи­нансирование государственного долга, т. е. погашение старой го­сударственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

В условиях административно-командной системы страхова­ние было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возме­щению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, осу­ществлявшим свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхо­вание позволяла в общегосударственном масштабе централизо­вать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

В связи с развитием рыночных отношений в 1990 г. было по­кончено с государственной монополией в страховом деле. Рынок

побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с госу­дарственными страховыми организациями страхование осуще­ствляют акционерные страховые компании, получившие лицен­зии на проведение страховых операций. В отраслевом разрезе страхование делитсяна личноестрахование, имущественное стра­хование, страхование ответственности. С переходом к рыноч­ным условиям хозяйствования, для которых характерно увеличе­ние степени страхового риска, появилась еще одна отрасль стра­хования - страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным и обязательным.

Многие страховые компании не имеют четкой специализа­ции по направлениям страхования. Успешно работают такие ак­ционерные страховые общества, как АСКО, Ингосстрах, Росно и другие страховые компании. Ведущую роль на страховом рынке занимает Российская государственная страховая компания (Рос­госстрах). Среди звеньев финансово-кредитной системы фондо­вый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок - это особый вид финансовых отноше­ний, возникающих в результате кугопьпродажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования вре­менно свободных денежных средств. Его особенность заключает­ся в том, что участники фондового рынка рассчитывают на полу­чение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода ока­зывается повышенный риск. Принципы использования финан­совых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бу­маг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бу­магами.

Финансы предприятий различных ФОРМ собственности явля­ются основой единой финансовой системы страны. Они обслу­живают процесс создания и распределения общественного про-дукта и национального дохода и являются главным фактором Формирования централизованных денежных Фондов. От состоя­ния финансов предприятий зависит обеспеченность централизо­ванных денежных фондов финансовыми ресурсами. Активное

использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою де­ятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначе­ния, изыскивают необходимые им средства для расширения про­изводства продукции, используя кредитные ресурсы и возможно­сти финансового рынка. Развитие предпринимательской дея­тельности способствует расширению самостоятельности пред­приятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны госу­дарства и вместе с тем повышению ответственности за фактичес­кие результаты работы.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику финансам как исторической катего­рии.

2. Как вы понимаете термин «финансы»? В чем отличие денег отфинансов?

3. Какие функции финансов вам известны и в чем их суть?

4. Дайте определение финансовой системы.

5. Назовите звенья финансовой системы. Чем объясняется ее многозвенность?

6. Какое звено финансовой системы является основным и по­чему?

Глава 2 БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Экономическое содержание и роль бюджета

В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее мес­то. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В бюджете кон­центрируется часть национального дохода, которая затем перерас­пределяется, что позволяет осуществлять государственное регули­рование экономики и обеспечивать проведение необходимой со­циальной политики. Перераспределяемая посредством бюджет­ных отношений часть национального дохода поступает в распоря­жение федеральных, региональных и местных органов власти и на­правляется на строго определенные цели в зависимости от разгра­ничения функций между уровнями управления. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соот­ветствующим органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. СОВОКУП­НОСТЬ федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов образу­ет бюджетную систему Российской Федерации, основанную на ее экономических отношениях и государственном устройстве.

В настоящее время бюджетная система страны, основанная на ее государственном устройстве, состоит из федерального бюд­жета, 21 республиканского бюджета республик в составе Россий­ской Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая од­ну автономную область; городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и около

29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, рай­онные, поселковые и сельские бюджеты. Через единую социаль­но-экономическую политику и правовую базу обеспечиваются единство бюджетной системы и самостоятельность всех бюдже­тов. Между уровнями бюджетной системы Российской Федера­ции разграничиваются доходная и расходная части бюджетов. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недо­статка закрепленных за ними доходов могут перечисляться до­полнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов. Поэтому доходы, формирующие все видыбюджетов, делятся на закрепленные и регулирующие.

Свод бюджетов в целом по Российской Федерации или по со­ответствующей территории носит название консолидированных бюджетов, которые ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ аналитических и статисти­ческих целей.

Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной систе­мы. организация и ПРИНЦИПЫ ее построения называются бюд­жетным устройством. Кроме вышеназванных принципов бюд­жетное устройство предусматривает полноту отражения доходов и расходов бюджетов, их сбалансированность, эффективное и экономное использование бюджетных средств, направляемых на финансирование определенных целей в адрес конкретных полу­чателей этих средств.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федера­ции (ст. 129) межбюджетные отношения основываются на следу­ющих принципах:

• распределение и закрепление расходов бюджетов по опреде­ленным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничение (закрепление) на постоянной основе и рас­пределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• равенство бюджетных прав субъектов Российской Федера­ции, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспе­
ченности субъектов Российской Федерации, муниципальных об­
разований;

• равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимо­
отношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюд­
жетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской
Федерации.

Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюд­жетам субъектов Российской Федерации может быть осуществле­но в формах (ст.133 Бюджетного кодекса РФ) предоставления:

• дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

• субвенций и субсидий на финансирование отдельных целе-вых расходов;

• бюджетных кредитов;

• бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разры­вов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Россий­ской Федерации.

Бюджетные средства в виде дотаций и субвенций предостав­ляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Но в первом случае бюджетные средства идут на покрытие текущих расходов, а во втором - на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые на ус­ловиях долевого финансирования целевых расходов бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу.

Формы оказания финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету следующие (ст. 139 Бюджетного кодекса РФ):

• предоставление из фондов финансовой поддержки муни­ципальных образований субъектов Российской Федерации, обра­зуемых в бюджетах субъектов РФ, финансовой помощи на вырав­нивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муни­ципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответст­венность за финансирование которых возложена на органымест­ного самоуправления;

• предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

• иные формы, предусмотренные бюджетным законодатель­ством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Россий-ской Федерации Федеральному Собранию РФ «О бюджетной по­литике на 2001 г. и на среднесрочнуюперспективу* совершенст­вование межбюджетных отношений является одним из ключевых направлений бюджетной политики. В результате уточнения до­ходных и расходных полномочий у региональных и местных вла­стей возрастут права и ответственность за использование находя-

щихся в их распоряжении финансовых ресурсов. Фонд финансо­вой поддержки регионов должен распределяться на основе кри­териев, максимально объективно определяющих налоговый по­тенциал, т. е. бюджетные доходные возможности, и бюджетные потребности регионов.

Бюджетная система играет важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловлива­ются его экономической политикой.

Доходы бюджета

Государственный бюджет страны, представляя собой основ­ной финансовый план образования и использования общегосу­дарственного фонда денежных ресурсов, состоит из доходной и расходной частей.

Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета.

Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответ­ствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Федеральный бюджет на 2001 г. утвержден по расходам в сум­ме 1193482,9 млн руб. и доходам в сумме 1193482,9 млн руб., т. е без дефицита.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федера­ции (ст. 6) доходы бюджета - это денежные средства, поступаю­щие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с 'действующим законодательством в распоряжение органов госу­дарственной власти Российской Федерации, органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации и органов мест­ного самоуправления.

Формирование доходной части бюджета с переходом на ры­ночные отношения имеет в основном налоговый характер.

Налоговые доходы- это обязательные, безвозмездные, безвоз­вратные платежи в пользу бюджета. Через налоговые платежи мо­билизуются денежные средства в распоряжение органов государ­ственной власти. В соответствии с Законом РФ «Об основах нало­говой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 № 2118-1 с последующими изменениями и дополнениями налоги подразделя­ются на прямые, которые платит непосредственно налогоплатель-

щик (например, налог на прибыль с юридических лиц и налог на доходы физических лиц), и косвенные, оплачиваемые потребите­лем товаров и услуг (например, налог на добавленную стоимость и акцизы), поскольку они входят в цену этих товаров и услуг.

В табл. 2.1 ПРИВОДЯТСЯ налоговые доходы федерального бюд­жета на 2001 г.

Таблица 21

Наши рекомендации