Анализ расчетов по оплате труда

Предприятия и организации при осуществлении финансово – хозяйственной деятельности имеют расходы, связанные с оплатой труда . При анализе структуры оплаты труда можно установить, что расходы на оплату труда рабочих занимают достаточно высокий удельный вес в общих расходах. При анализе использования фонда оплаты труда производиться анализ выплат заработной платы, как работающих на данном предприятии работников, так и привличенных. Анализу подлежат выплаты предприятиям в связи в выполненеим работы подростками, перерывов в работе матерей для кормления ребенка, оплаты времени для выполнения государственных обязанностей, оплата очередных отпусков.

Тщательному анализу подвергаются выплаты работникам в виде денежного довольствия, дивиденды, проценты и расходы по акциям. Анализом расходов по оплате труда на предприятии АО «Ромат» занимается отдел контролинга и аудита.

Так адиминистрантивно – управленческие расходы составляют на АО «Ромат» до 35 %, что является одним из отрицательных факторов. Вместе с тем, расходы по оплате труда включают такие расходы, как подотчетные суммы, суммы, выданные в виде ссуд.

Анализ расчетов по оплате труда начинают с анализа оплаты труда в абсолютной сумме. Основные показатели оплаты труда характеризуются следующими данными, которые отражены в таблице 21

Таблица 21

Анализ расхода фонда оплаты труда.

Показатели 2003 год (тыс. Т.) 2004 год, (тыс. т.) Откл.(+) (-).
Заработная плата работников. 1274462,0 1421845,3 + 147383,0
Заработная плата служащих 1219152,9 932323,6 - 286829,0
Итого: 24936614,9 2354168,9 -2258244,6
Себестоимость 3982693,1 4181898,1 + 199206,0

Данные таблицы свидетельствуют, что заработная плата работников по сравнению с 2003 годом увеличилась на 147183,0 тыс. тенге. Процент отношения заработной платы основных работников к общим затратам также увеличилась по сравнению с прошлым годом на 2%. За счет увеличения заработной платы основных работников АО «Ромат» себестоимость увеличилась на 199206,0 тыс. тенге. Заработная плата административно – управленческого персонала по сравнению с прошлым годом снизилась на 286829,0 тыс. тенге.

Следовательно, анализ начинается с тех показателей, которые имеют превышение затрат по сравнению с прошлым годом. Для этого проверке подвергаются начисления оплаты труда. Согласно тарифных расценок определяются сумма начисления заработной платы всех категорий работников.

В ходе проверке применяются Постановления Департамента бухгалтерского учета и аудита по вопросам начисления основной заработной платы. Проверке подвергаются начисления для оплаты отпусков, начисления по больничным листам.

Так согласно Постановления Правительства Республики Казахстан от 13 января 2000 года за № 5 «О порядке исчисления среднего заработка для оплаты отпусков или выплаты компенсации за неиспользованный отпуск», в средний заработок должны включатся заработная плата, начисленная по тарифным ставкам, окладам, сдельным и аккордным нарядам; доплаты за работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, за совмещение профессий и должностей, расширение зон обслуживания и увеличения объема работ, за руководство бригадой, доплата за высокую квалификацию: выслугу лет и квалификационный класс госслужащим; за сокращенный день подросткам; оплата перерывов в работе для кормления ребенка и других специальных перерывов, в случаях, предусмотренных законодательством. При исчислении среднего заработка оплаты отпусков учитываются премии, выплаченные в организациях на основании действующего положения об оплате труда и премировании.

Допускаются нарушения при исчислении среднего заработка и включения премий. Согласно существующего Положения сумма премий включается в средний заработок того месяца, в котором они начислены, а не выплачены.

Вознаграждения по итогам года включаются в средний заработок тоже в период начисления, а не фактического получения.

При проведении анализа финансовый менеджер, совместно с бухгалтером должен обязательно проверить, что в средний заработок не включается оплата тех работ, которые не входят в круг обязанностей работников по занимаемой должности или специальности.

1. денежные пособия, выдаваемые в качестве материальной помощи;

2.выплаты вне фонда заработной платы;

3. выходное пособие при увольнении;

4.компенсационные выплаты;

5.доплаты и надбавки, взамен суточных в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер работы.

6. стоимость выданной спецодежды, спец обуви и других средств индивидуальной защиты: мыла, молока и лечебно – профилактического питания.

7.дивиденты, полученные по ценным бумагам;

В ходе проведения анализа необходимо проанализировать исчисление пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с Законом «О труде в Республике Казахстан» от 10 декабря 2002 года № 494 – I ЗРК социальные гарантии (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) выплачивается за счет средств работодателя.

При начислении и выплате социальных пособий следует руководствоваться Инструкцией «О порядке начисления и выплаты пособий по социальному обеспечению за счет средств работодателя», утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 731 (далее по тексту – Инструкция). Пособия по временной нетрудоспособности выплачивается работающим гражданам из расчета среднемесячной заработной платы. При этом размер месячного пособия по временной нетрудоспособности (кроме пособий ИВОВ, по трудовому увечью и профессиональному заболеванию) не может превышать десятикратной величины месячного расчетного показателя, устанавливаемым Законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

Общая сумма определяется путем умножения среднедневной заработной платы на число рабочих дней, пропущенных в данном месяце вследствие нетрудоспособности (отпуск по беременности и родам).

В статье 11 Закона «О республиканском бюджете на 2003 год» от 11 ноября 2002 года № 471 – I ЗРК утвержден месячный расчетный показатель в сумме 823 тенге. Сумма десятикратной величины месячного расчетного показателя в 2003 году составляет (823 * 10) = 8230т.

Кроме этого, обязан проанализировать начисления выплат по листам нетрудоспособности.

Основанием для проведения проверки является «Временная инструкция об условиях, порядке назначения и выплаты пособий по обязательному социальному обеспечению за счет средств государственного бюджета с 01. 01. 99 года». В обязанности аудитора входит проверка правильности начисления сумм по листам нетрудоспособности, проверка наличия самих листов нетрудоспособности.

Наши рекомендации