Общая теория финансов
тЕМА 1. Сущность и ф-ии финансов.
1. Финансы как экономическая категория
2. Денежные фонды и финансовые ресурсы как материально-вещественная сторона финансов
3. Функции финансов
4. Финансовая система
1. Финансы как экономическая категория
Любая экономическая категория - это абстракция, которая отражает объективно существующие экономические отношения.
На поверхности экономических явлений и процессов, происходящих в обществе, финансовые операции представляют собой движение денежных средств предприятий, организаций, учреждений, населения, вступающих в экономические связи друг с другом и государством. При этом деньги в виде платежей переходят от одного предприятия к другому, от предприятий в госбюджет и обратно из бюджета в предприятия и организации. Этот факт внешнего проявления финансов в виде движения денег от одного субъекта к другому свидетельствует о том, что финансы выражают собой общественные отношения. Общественные отношения могут иметь различное содержание ; так , существует идеологические , политические , правовые , нравственные и др. отношения. Основу этих отношений составляют экономические отношения, т.к. они имеют дело с материальными ценностями, продуктами труда в денежной форме Þ они выражают экономические отношения. При этом они выражают часть производственных распределительных отношений.
А–общественные отношения (экономические, политические, правовые, социальные и т.д.)
|
|
1. – отношения производства
|
|
3. – отношения обмена
4. – отношения потребления
Рис.1 Состав общественных отношений
Распределительные отношения в любой общественно-экономической формации - это отношения, возникающие по поводу распределения валового внутреннего продукта (ВВП). В распределении ВВП используются не только финансы, но и заработная плата, цена, кредит и другие категории. Но все они применяются по разному. Н-р: заработная плата применяется только в сфере распределения предметов потребления. Финансы же имеют более широкие границы , т.к. используется для распределения не только предметов личного потребления , но и для средств производства.
Главное отличие финансов – с их помощью происходит формирование и распределение денежных фондов различного назначения ; об этой черте финансов свидетельствует история появления наиболее ярко выраженных форм финансовых отношений (бюджет , налоги).
Первые финансовые категории появляются с возникновением гос-ва. Гос-во несет на себе определенные внутренние и внешние ф-ии , политические и эк-ие ф-ии , и для выполнения этих ф-ий гос-ву необходимы материальные ср-ва. А в условиях товарно-денежных отношений – денежные ср-ва. В процессе первичного распределения ВВП гос-во почти ничего не получает , т.к. в условиях частной собственности гос собственность незначительна , гос п/п малорентабельны и приносят незначительные доходы. Поэтому гос-во вынуждено перераспределять доходы участников сферы материального производства через налоги и гос займы.
ВВП
С V m
Налоги, займы
бюджет
эк-ка соц. сфера оборона
С – стоимость затраченных на производство ВВП материальных ресурсов
V – заработная плата
m – прибыль
Рис.2 Распределение ВВП
В последующем происходит дальнейшее развитие финансов, возникают новые формы (страхование, внебюджетные фонды). Но это не меняет сущности финансов.
Финансы остаются категорией распределения по поводу формирования и использования денежных фондов и накоплений. Т.о. на основе всего вышеизложенного можно выделить следующие функции финансов как экономической категории:
- финансы – денежные отношения
- финансы всегда связаны с распределением и перераспределением нац-го дохода и ВВП.
- финансы связаны с формированием и использованием денежных фондов
На основе этих признаков м-но дать следующее определение :
Финансы – это денежные отношения, которые связаны с распределением ВВП и национального дохода, а так же с формированием и использованием денежных фондов и накоплений государства, организаций, населения.
2. Денежные фонды и финансовые ресурсы как материально-вещественная сторона финансов
Материальными носителями финансовых отношений являются денежные фонды и финансовые ресурсы. Денежные фонды обладают следующими характерными чертами:
- всегда выражают отношение собственности, то есть кому-то принадлежат (государству, организациям, учреждениям);
- всегда имеют целевое назначение, т.о. фонд формируется тогда , когда деньги получают целевое назначение. Это отличает их от денежной массы
- постоянно находятся в движении , т.е. непрерывно расходятся и пополняются , могут дробится на более мелкие фонды или укрупнятся
- формирование и их использование имеет правовую сторону , т.е. регламентируются законами
Т.о. денежные фонды – это не простое скопление денег у владельца. Деньги , попавшие в фонд , сохраняют присущие им функции , т.е. меры стоимости , ср-ва платежа и др. , но использование этих ф-ий становится ограниченным.
Денежные фонды государства, предприятия, организации - обособленные денежные ср-ва , к-ые планомерно , в установленном порядке формируются и используются на заранее определенные цели. Денежные фонды делятся на централизованные и децентрализованные.
Денежные фонды | |
Централизованные : Находятся в распоряжении государства, и за счет средств этих фондов осущ-ся в основном мероприятия , имеющие общее гос значение. Н-р : гос бюджет и внебюджетные фонды | Децентрализованные : Находятся в распоряжении отдельных производственных коллективов , частных лиц , и расходуются на различные нужды , включая расходы по расширенному воспроизводству. Например, фонд экономического развития, фонд социального развития, резервный фонд. |
Рис.3 Денежные фонды
Некоторые экономисты считают, что материальной основой финансов являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы – это совокупность всех денежных накоплений и денежных фондов , образуемых в порядке распределения и перераспределения ВВП и находящиеся в распоряжении предприятий, организаций, госудрства и населения. Другие экономисты считают , что к финансовым ресурсам относятся только те денежные фонды и накопления , к-ые идут на расширенное производство и не включают те денежные средства , к-ые идут на текущее потребление. Н-р : фонд оплаты труда. Финансовые ресурсы делятся на финансовые ресурсы государства и финансовые ресурсы организаций.
Финансовые ресурсы | |
Финансовые ресурсы государства: Концентрируются в гос банке и их источниками формирования являются налоги и займы | Финансовые ресурсы организаций: Часть прибыли , остающейся у п/п после уплаты налогов в бюджет. Это амортизационные отчисления , доходы от ц/б |
Рис.4 Финансовые ресурсы
Соотношение между финансовыми ресурсами государства и организаций может меняться в зависимости от экономической и политической ситуации в стране. В условиях централизованного управления экономикой до 70 % финансовых ресурсов находилось у гос органов управления. В условиях частной собственности и рынка соотношение поменялось в другую сторону.
Финансовые ресурсы и их размеры зависят от:
- соотношения между фондами потребления и накопления, т.е. чем больше используется средств на потребление, тем их меньше идет на накопление и тем меньше финансовых ресурсов
- интенсивных факторов роста, т.е. роста производительности труда, экономии материальных ресурсов и других факторов, которые способствуют росту финансовых ресурсов
3. Функции финансов
Следует различать функции категории и роль категории.
Функция категории – форма проявления её общественного назначения, обусловленная сущностью этой категории.
Роль категории – результат её действия.
Существует несколько точек зрения на ф-ии финансов. Выделяют от 2-х до 9 ф-ий. Наиболее распространены 2 точки зрения. Сторонники московской школы выделяют 2 функции финансов:
- распределительную
- контрольную
Через распределительную функцию реализуются основные свойства финансов. На её основе любой объект хозяйствования формирует свои денежные фонды и ресурсы. При этом объектом распределения выступает ВВП, а субъектами распределения – государство, организации, предприятия, население. В процессе этого распределения ВВП любой субъект не только формирует свои фонды, но и использует их.
Т.о. процесс использования является тем же процессом распределения по отдельным направлениям расходования этих денежных фондов и накоплений.
Контрольная функция основана на том, что все финансовые операции осуществляются на основе законодательства и инструктивного материала и соответственно осуществляется контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов государства, организаций, предприятий, населения.
Питерская школа:
Выделяет 3 функции финансов. Считают, что сначала надо сформировать денежные фонды и финансовые ресурсы, а затем их распределять. И поэтому:
- Первая функция - формирование фондов накопления. Основывается на одностороннем движении денежных фондов;
- Вторая функция – распределение и целевое использование денежных фондов и накоплений. Основано на двухстороннем встречном движении стоимости в денежной и натуральной форме;
- Третья функция – контрольная;
Некоторые экономисты (Романовский М.В.) отрицают контрольную функцию финансов. Считают, что контроль присущ только госорганам, которые наделены контрольными функциями.
4. Финансовая система
Совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования денежных фондов и денежных накоплений и особой ролью в общественном воспроизводстве , образуют финансовую систему.
По поводу звеньев финансовой системы у экономистов нет единой точки зрения.
Большинство экономистов выделяют да основных звена финансов:
-общегосударственные финансы
-финансы хозяйствующих субъектов
Подзвеньями общегосударственных финансов выступают:
-госбюджет
-внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования)
Финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на:
-финансы коммерческих организаций
-финансы некоммерческих организаций
В последние годы некоторые авторы включают в финансовую систему такое звено (одни авторы) или подзвено (другие авторы) как финансы домашних хозяйств. Например, в учебнике ‘Финансы” под ред. Ковалева В.В. приведена следующая схема.
Рис. 3. Финансовая система РФ.
При этом под финансами домохозяйств понимаются денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и формирования доходов и расходов населения. На наш взгляд, нет основания выделять это звено финансовой системы, так как денежные доходы населения (заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, пособия и стипендия) затрагивают отношения, связанные с распределением централизованных и децентрализованных денежных фондов и входят, соответственно, в общегосударственные финансы и финансы предприятий. Денежные расходы бюджета домохозяйств .включают: потребительские расходы, налоги и платежи, денежные накопления и сбережения. Налоги - это составная часть бюджетных отношений. Денежные сбережения и накопления, которые могут инвестироваться на финансово-кредитном рынке, в различных формах отражают финансовые отношения финансово-кредитных учреждений. Таким образом, нет оснований выделять финансы населения
Задания для самостоятельной работы:
1).Изучить на основе учебников различные точки зрения на функции финансов
2).Ознакомиться с мнениями других авторов на состав и структуру финансовой системы.
Тема 2. финансовая политика , финансовый механизм.
1. Содержание финансовой политики и основные её направления на современном этапе.
2. Финансовый механизм и его звенья.
3. Финансовый рынок.
1. Содержание финансовой политики и основные её направления на современном этапе.
Финансы являются экономической категорией и относятся непосредственно к базису.
Финансовая политика, как всякая другая политика, относится к надстройке и выражает совокупность мероприятий, проводимых государством, организациями в области финансовых отношений. Конкретное выражение финансовая политика находит в финансовом законодательстве, постановлениях правительства, финансовых программах и т.д.
Финансовая политика зависит от:
- внутренней экономической и политической ситуации в стране
- международной обстановки
- экономических и социальных задач, которые стоят перед государством, организациями на данном этапе времени. Н-р : налоги – это объективная экономическая категория, которая возникла вместе с появлением государства и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Налоги являются активно необходимыми, т.е. обеспечивают доходы государства , в то же время на различных исторических этапах только налоговая политика может ответить на вопрос : какие налоги , ск-ко налогов должно функционировать в данном государстве.
Финансовую политику можно разделить по нескольким направлениям в зависимости от признака, который положен в основу этого деления.
Первый признак – уровень управления финансовыми ресурсами (государственный и негосударственный, то есть на уровне организаций):
- финансовая политика государства
- финансовая политика на уровне организаций
Второй признак- горизонт планирования финансовой политики:
- финансовая стратегия
-финансовая тактика
Финансовая стратегия рассчитывается на длительный период времени и направлена на решение глобальных , эк-ких и социальных задач.
Финансовая тактика – предполагает решение текущих задач и проблем , к-ые в конечном итоге приводят к реализации стратегических задач.
Третий признак -направления финансовой деятельности:
-налоговая
-бюджетная
-страховая
-инвестиционная
-амортизационная
-кредитная
-дивидендная
-и т.д.
Результаты финансовой политики непосредственно отражаются на развитии экономики и социальной сферы. Например, повышенное налоговое бремя , которое является результатом государственной налоговой политики, способствует спаду производства. И наоборот, его снижение стимулирует производственный рост.
2.Финансовый механизм и его звенья.
Понятие финансового механизма возникло в России в 60-е годы. Не все экономисты восприняли этот термин , считая , что он больше подходит к техническим наукам. Со временем этот термин прижился и в теории , и в практике. В лит-ре встречается несколько определений финансового механизма.
Финансовый механизм – совокупность форм, методов, с помощью которых обеспечивается существование и осуществление широкой системы распределительных и перераспределительных отношений , образование централизованных и децентрализованных фондов и накоплений.
С помощью финансового механизма происходит реализация финансовой политики. Соответственно , если изменится финансовая политика , то и финансовый механизм тоже. Финансовый механизм как и финансовую политику можно разделить в зависимости от направлений финансовой политики:
-налоговый
-бюджетный
-страховой
-инвестиционнйо
-амортизационный
-кредитный
-дивидендный
-и т.д.
Финансовый механизм включает несколько подзвеньев:
- финансовое планирование
- финансовые показатели
- ставки, нормативы
- финансовые рычаги и стимулы
- финансовый контроль
- управление финансами
- финансовый рынок
- финансовое законодательство
Все эти элементы финансового механизма взаимосвязаны м/у собой.
Финансовые рычаги и стимулы.
Финансовые рычаги можно разделить на 2 группы:
1 – стимулы: поощрения, выступающие в виде налоговых льгот, льготного кредитования.
2 – санкции: наказание, выступающее в виде штрафов, пени и других видов.
Роль финансовых рычагов возрастает в условиях рыночных отношений, когда государство отказывается от административно-командного управления и переходит к регулированию отдельных экономических процессов.
Финансовые показатели:
Отражают финансовую сторону деятельности гос или отдельных хозяйствующих субъектов и выражается в абсолютных и относительных величинах.
На уровне п/п-ий – это прибыль , доходы , уровень рентабельности , норматив ОС , амортизационный фонд , состояние расчета с бюджетом и т.д.
На общегосударственном уровне – объем финансовых ресурсов гос-ва , национальный доход , уровень дефицита бюджета , объем гос задолженности (внутренней и внешней) и т.д.
В условиях перехода к рынку роль финансовых показателей резко возросла. Это связано на уровне п/п-ий с прекращением гос финансирования и усилением роли собственных источников п/п , финансирования воспроизводственного процесса.
Ставки и нормативы.
1) Диапазон их действия очень широк. Они определяют и регулируют взаимоотношения п/п и организаций с бюджетом (ставки налогов в бюджет)
2) Они лежат в основе распределения и использования денежных фондов. Важны при расходовании гос средств в непроизводственной сфере (культура , здравоохранение). Сметы затрат в непроизводственной сфере определяются на основе материальных и финансовых норм и нормативов.
3) Ставки и нормативы могут играть стимулирующую роль (ставки налогов , льготы)
Ставки и нормативы м.б. единые , отраслевые , групповые и индивидуальные. Если говорить о ставках налогов, то они устанавливаются единые, чтобы все п/п , всех форм собственности были равны перед государством. При распределении и расходовании денежных средств используются отраслевые ставки. Ставки и нормативы могут устанавливаться как в абсолютных суммах , так и в %. Абсолютные ставки – используются в условиях стабильной эк-ки когда нет инфляции или её уровень невысокий. При высокой инфляции используются ставки в % (н-р : акцизы)
При установлении нормативов расходования средств идет тенденция к установлению относительных ставок в % , % к минимальной з/п.
Финансовое законодательство.
Совокупность всех документов (законов , постановлений , инструкций) , в к-ых отражается и регулируется фин деят-ть как на уровне гос-ва , так и на уровне п/п и отдельных граждан. Оно призвано обеспечить:
- права и обязанности всех субъектов фин отношений в области финансов , бюджета , страхования , фин контроля и т.д.
- обеспечить строго целевое направление и рациональное использование фин рес-сов п/п и гос-ва
- правовое регулирование всех финансовых отношений в государстве
В последние годы роль финансового законодательства в связи с увеличением роли фин рычагов , показателей тоже увеличивается , но в то же время оно обладает рядом недостатков :
- отсутствие многих финансовых законов , без которых финансы не могут полностью решать свои задачи в условиях рынка
- постоянная корректировка финансовых законов
- несвоевременное принятие многих законов
- несостыковка фин-ых з-нов м/у собой
3. финансовый рынок
Это форма организации движения денежных средств в народном хозяйстве и функционирует в виде рынка ц/б и рынка ссудного капитала. Объективной предпосылкой функционирования рынка является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников их удовлетворения в этой потребности.
Функциональное назначение финансового рынка – аккумуляция временно свободных денежных средств и эффективного их использования в посредничестве движения денежных ср-в от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).
Сберегатели – юр и физ лица , накапливающие у себя ден ср-ва (население , страховые кампании , финансово-кредитные институты).
Инвесторы – субъекты хозяйствования и органы гос власти , вкладывающие деньги в какое-либо дело или п/п.
Аккумуляция временно свободных ден средств и их инвестирование осуществляется посредством обращения на фондовом рынке ц/б.
Ц/б – документ , удостоверяющий имущественное право ц/б при её предъявлении.
Реквизиты ц/б:
- номинальная цена
- срок обращения на рынке
- способ погашения и др.
Ц/б делятся на долговые и долевые.
Долговые – отличаются обычно твердо фиксированной % ставкой и обязательством выплатить номинальную сумму долга на определенную дату в будущем (вексель , облигации).
Долевые – представляют непосредственную долю их владельца (держателя) в реальной стоимости (акции).
Финансовые рынки можно разделить на первичные и вторичные:
- первичные – на которых осуществляется выпуск ценных бумаг
- вторичные – на которых осуществляется перепродажа ценных бумаг
Цель первичного финансового рынка – привлечь дополнительные финансовые ресурсы , необходимые для инвестирования в производство и другие виды затрат. Субъектами первичного рынка наряду со сберегателями и инвесторами являются эмитенты (это юридические лица , являющиеся субъектами хозяйствования и стремятся получить дополнительные финансовые ресурсы для инвестирования в расширение производства ; и органы госвласти , выпускающие займы для покрытия части государственных расходов). Посредниками между эмитентами и инвесторами являются специальные торговые конторы – дилерские и брокерские фирмы.
Цель вторичного финансового рынка – это перераспределение имеющихся ресурсов между субъектами хозяйствования в соответствии с их потребностями. Организационная структура финансового рынка включает различные финансовые институты , а именно : финансово-банковские учреждения , страховые компании и др. Ключевыми среди них являются фондовые биржи. Существует 3 вида фондовых бирж :
- замкнутая – в торгах на которой принимают участие лишь члены биржи
- со свободным доступом посетителей : сделки на ней осуществляются только маклерами (посредниками)
- биржа , состоящая из широкого круга лиц , но действующая под контролем государства.
Функции биржи:
1. операции по купле/продаже ценных бумаг , цена на которые находится под воздействием D и S.
2. Предоставление эмитента ценных бумаг , дополнительных финансовых ресурсов для осуществления необходимых нужд.
3. Перераспределение финансовых ресурсов , позволяющее изменить структуру общественного производства.
4. Предоставление сберегателям возможностей использования с наибольшей выгодой накопленные денежные средства.
В условиях административно-командной экономики перераспределение ресурсов шло через министерства и ведомства. Процесс носил очень длительный характер и в значительной мере был субъективный. Финансовый рынок позволял как государству , так и хозяйствующим субъектам найти необходимые финансовые ресурсы в значительно более короткие сроки в нужное время и в необходимых размерах.
Задание для самостоятельной работы:
1). Выбрать одно из направлений финансовой политики (бюджетная, налоговая, страховая и т.д.) и изучить ее содержание на современном этапе
2).Ознакомиться с составом и структурой финансового механизма других авторов
ТЕМА 3. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ФП)
1. Содержание, принципы и методы финансового планирования
2. Виды финансовых планов
3. Совершенствование финансового планирования
1. Содержание , принципы и методы финансового планирования
Финансовое планирование (ФП) – это составная часть всего экономического планирования. Непосредственным объектом ФП является движение различных частей ВВП и формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов и денежных накоплений.
Задачи ФП:
- определение источников и величины финансовых ресурсов, необходимых для финансирования экономических и социальных программ
- определение направлений использования финансовых ресурсов
- выявление резервов роста и накопления финансовых ресурсов.
Принципы ФП:
- непрерывность ФП, т.е. план должен быть составлен и утвержден до начала планируемого периода
- научная обоснованность финансовых планов, то есть план должен строится на научно-обоснованных финансовых нормах и нормативах
- стабильность ФП, то есть отсутствие субъективных необоснованных корректировок в течение планируемого периода
Методы ФП:
- метод экстраполяции (коэффициентов) – состоит в том, что финансовые показатели рассчитываются на основе их динамики за предыдущие годы и предполагаемого изменения текущих производственных планов и программ
- нормативный метод (фин показатель рассчитывается на основе прогрессивных норм и нормативов)
- балансовый (предполагает согласованность и сбалансированность):
а) расходов и источников их покрытия
б) различных разделов плана
в) производственных и финансовых показателей
- метод математического моделирования, который предполагает построение финансовых моделей, имитирующих течение различных экономических и социальных процессов. Метод математического моделирования используется при финансовом прогнозировании, которое в последние годы в нашей стране стало актуальным. Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или хозяйствующего субъекта , обоснование показателей финансовых планов.
Финансовое прогнозирование предшествует стадии ФП и вырабатывает концепцию фин политики на определенный период развития общества. Прогнозы позволяют органам фин системы наметить разные варианты совершенствования системы финансов и формы и методы реализации фин политики.
Финансовое прогнозирование отличается от финансового планирования следующими чертами:
-финансовый прогноз имеет многовариантный характер
-финансовые прогнозы не утверждаются в виде законов и других нормативных документов
-финансовые прогнозы не обязательны к исполнению
2. Виды финансовых планов. (ФП)
Все финансовые планы можно разделить на группы в зависимости от разных признаков:
1) Сфера финансовых отношений (общегосударственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов):
- ФП государства / общегосударственные планы
- ФП хозяйствующих субъектов предприятий, учреждений и организаций
К общегосударственным ФП относятся:
- госбюджет (федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов, муниципальные бюджеты)
- бюджеты государственных внебюджетных фондов
- сводный баланс доходов и расходов государства, субъектов, муниципальных образований
- баланс доходов и расходов населения
Сводный баланс доходов и расходов государства отличается от госбюджета тем, что в нем в отличие от последнего, отражается движение не только централизованных ресурсов государства, но и средств предприятий и учреждений, а также движение средств внебюджетных фондов. Сводный баланс доходов и расходов государства, в отличие от госбюджета, который утверждается парламентом, носит чисто расчетный характер. Он позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабах страны, субъекта и местных администраций, эффективно и обоснованно перераспределять средства между всеми хозяйствующими субъектами.
В балансе доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме:
- заработная плата
- доходы от индивидуальной трудовой деятельности
- пенсии и пособия
- стипендии
- доходы от обмена товарами между группами населения
- оплата товаров и услуг
- налоги и добровольные взносы
- сбережения во вкладах и займах.
Баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и в субъектах федерации.
2) Период времени, на который составляется финансовый план.
Различают:
- текущие планы (месячные, квартальные, годовые)
- среднесрочные планы (от 1 года до 3 лет)
- долгосрочные (свыше 3 лет)
Показатели финансовых планов являются сходным материалом для анализа финансового положения государства, предприятий, организаций, позволяют выявить объективные взаимосвязи и долгосрочные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов.
В свою очередь ФП п/п-ий м-но разделить на ФП коммерческих п/п и орг-ий, к-ые составляются в виде баланса доходов и расходов, и ФП некоммерческих орг-ий, к-ые составляются в виде сметы доходов и расходов.
К ФП п/п и орг-ий относится так же ФП вышестоящих орг-ий (мин-в, объединений, союзов), к-ые называются сводными ФП п/п и составляются на основе ФП нижестоящих орг-ий и п/п-ий.
3. Совершенствование финансового планирования
Вопрос прорабатывается самостоятельно.
Задания для самостоятельной работы:
- Проанализировать исполнение плана за предыдущий год на примере одного из видов финансовых планов.
- На основе дополнительной литературы ознакомиться с недостатками современной системы финансового планирования и направлениями его совершенствования.
ТЕМА 4. Финансовый Контроль
1) Содержание, задачи и методы финансового контроля.
2) Виды и формы финансового контроля.
3) Совершенствование финансового контроля.
1) Содержание, задачи и методы финансового контроля.
Финансовый контроль – это проявление на практике контрольной функции финансов. При этом финансовый контроль можно определить как денежный контроль государственными и негосударственными контролирующими органами за деятельностью предприятий, организаций и учреждений и за правильным формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов и накоплений.
Задачи финансового планирования:
- проверка фактического исполнения законов, постановлений, инструкций.
- это предотвращение возникновения нарушения и оказание помощи в ликвидации недостатков.
- выявление резервов экономии трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Принципы финансового контроля:
1 – регулярность, т.е. контроль проводится с определенной периодичностью
2 – гласность – предоставление информации о результатах контроля всем лицам, заинтересованным в проверяемом объекте и результатах проверки
3 – универсальность – охват всех сторон деятельности
4 – действенность – проверка не только оперативной хозяйственной деятельности объекта, но и выполнения предложения ревизии об устранении недостатков
5 – объективность – беспристрастный подход к проверяемому объекту
6 – результативность, т.е. финансовые ресурсы, использованные не по целевому назначению, должны быть возвращены
7 – эффективность, т.е. результаты финансового контроля должны быть больше расходов, связанных с проведением этого контроля.
Методы финансового контроля:
1) счетная проверка баланса – производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.
2) обследование – охватывает отдельные стороны деятельности п/п и организаций, но в отл от проверок по более широкому кругу вопросов, и определяют финансовое положение хозяйствующего органа, перспективы его развития, необходимость реорганизации и переориентации производства.
3) анализ финансово хозяйственной деятельности – производится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств , финансовой дисциплины и т.д.
4) документарные ревизии – проверка финансово-хозяйственной деятельности п/п и организаций за отчетный период.
В зависимости от объекта различают ревизии:
а) полные
б) частичные
в) тематические
г) комплексные
ревизии могут быть плановые и внеплановые.
По степени охвата данных:
1) сплошные – контролируют все документы и материальные ценности
2) выборочные – контролируется часть документов.
2. Виды и формы ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В зависимости от органа, который проверяет, различают следующие виды финансового контроля:
1) общегосударственный
2) внутриведомственный
3) внутрихозяйственный
4) аудиторский
5) общественный
1) общегосударственный – осуществляется органами государственной власти и управления. Объектконтроля – финансовые ресурсы государства (государственный бюджет, внебюджетные фонды) в процессе их формирования и использования. Наиболее важные органы, осуществляющие государственный контроль:
- Министерство финансов РФ
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ
- Федеральная налоговая служба РФ
- Федеральное казначейство РФ
- Счетная палата при парламенте РФ
- Федеральная служба по финансовому мониторингу
2) внутриведомственный – осуществляют вышестоящие органы управления хозяйством, а именно отраслевой аппарат министерств, ведомств, и исполнительные органы местных органов власти. Объект – деятельность подведомственных предприятий и организаций, соблюдение ими сметно-финансовой и кассовой дисциплины, сохранность товарно-материальных ценностей и оперативно-производственная деятельность в целом.
3) внутрихозяйственный – осуществляют структурные подразделения предприятий и организаций в процессе их повседневной оперативной деятельности. Его осуществляют руководители, бухгалтерия, финансовый отдел.