Сущность реинжиниринга бизнеса
М.Хаммер и Дж.Чампи в своей работе определяют реинжиниринг как "фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы". Подчеркнем, что речь идет не о небольшом усовершенствовании бизнес-процессов компаний - на 10-100%- а о кардинальном повышении их эффективности, в десятки или даже в сотни раз. При этом реинжиниринг рассматривается как способ выживания современных компаний в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке.
Необходимость реинжиниринга связывается с высокой динамичностью современного делового мира. Непрерывные и довольно существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и компании, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. BPR, переосмыслив принципы Организации бизнес-процессов на основе разделения труда, предложенные А.Смитом в "Богатстве наций", показал, что они неадекватны современным условиям. Дело в том, что принцип разделения труда, послуживший основой успешному развитию бизнеса в течение последних двухсот лет (эффективная организация железных дорог в Северной Америке в 1820-х годах; конвейер Генри Форда; принципы организации управления большими компаниями Альфреда Слоуна, внедренные в Дженерал Моторс,и др.), исходит из предположения об относительной стабильности существующих технологий, а также постоянно растущем спросе на товары и услуги, при котором потребитель не имеет широк
ого выбора и довольствуется уже самим наличием продукции. Поэтому наиболее эффективной оказалась иерархическая пирамидальная структура компаний, организованных по функциональному признаку. Управление построено на административно-командных принципах. При этом клиентам отводится самый нижний уровень иерархии, где они представлены безликим "массовым потребителем". Однако с развитием современных технологий исчезла стабильность, а с ростом конкуренции - изменилась и роль потребителя. Соревнование между производителями привело к дроблению массового рынка на относительно небольшие ниши, где уже потребитель диктует свои условия производителям, а не наоборот.
Потребитель в наше время имеет существенно больший выбор не только товаров и услуг, но и технологий, например, он запросто может приобрести настольный издательский комплекс. В результате, производитель вынужден непрерывно приспосабливаться как к новым технологиям, так и к постоянно меняющимся запросам своих клиентов: изменение бизнес-процессов превращается в практику повседневной жизни компаний, а инерционность пирамидальной структуры становится тормозом на пути к их выживанию.
Цели реинжиниринга БП, задачи, особенности, принципы, организационная структура реинжиниринга БП.
Цель реинжиниринга бизнес процессов: Системная реструктуризация материальных, финансовых, информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиента и повышение качества их обслуживания.
Задачи реинжиниринга бизнес процессов:
Определение оптимальной последовательности функций, которая сокращает длительность цикла изготовления и продажи товаров и услуг.
Оптимизация использования ресурсов в различных бизнес процессах – приводит к минимизации издержек
Построение адаптивных бизнес процессов – повышается качество обслуживания в условиях динамичной неопределенности рынка
Определение рациональных схем взаимодействия с партнерами и клиентами – активизация финансовых потоков, увеличение прибыли
Координация и синхронизация одновременно выполняемых процессов
Реинжиниринг бизнес процессов целесообразно проводить 1 раз в 5 лет и/или с определенной периодичностью, то есть необходимо постоянно адаптироваться к изменениям внешней среды.
Особенности реинжиниринга:
- Диверсификация товаров и услуг
- Работа по индивидуальным заказам
- Внедрение новых технологий
- Многообразие кооперативных связей с партнерами
- Нерациональность организационной структуры (запутанность, дублирование операций).
Принципы реинжиниринга бизнес процессов:
Несколько рабочих процедур объединяются в одну, и осуществляется горизонтальное сжатие процессов
Исполнители принимают самостоятельные решения - вертикальное сжатие. При этом повышается ответственность и заинтересованность в результатах
Шаги выполняются в естественном порядке и работы выполняются там, где они целесообразны
4) Процессы имеют многовариантное исполнение, повышая адаптивность к изменениям внешней среды
Уменьшается количество проверок и минимизируются согласования