Стадия составления проекта бюджета. Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства

8 месяцев

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

1) Послание Президента Федеральному Собранию (до 1 апреля)

2) Минфин – составление свободного финансового баланса, составление проекта ФЗ (до 11 августа)

3) Правительство – утверждение проекта ФЗ (до 26 августа)

Всю практическую работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ.

Правительство РФ рассматривает прогноз социально—экономического развития РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно—финансовую политику в очередном финансовом году, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу РФ.

Стадия рассмотрения и утверждения бюджета

5 месяцев.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:

1) в первом чтении (до 15 суток) обсуждается его концепция, а также основные характеристики федерального бюджета: доходы федерального бюджета, дефицит федерального бюджета и источники его покрытия, общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год; либо на доработку Правительству (20 дней), либо на переработку (30 дней), либо 2 чтение;

2) во втором чтении (до 15 дней) утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

3) в третьем чтении (до 15 дней) утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета;

4) СФ голосует (до 14 дней);

5) Президент подписывает (5 дней).

После этого проект федерального закона о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации и поступает на подпись Президенту РФ.

Стадия исполнения бюджета.

1 год

исполнение бюджета – это получение всех запланированных в бюджете доходов и финансирование предусмотренных расходов.

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Учет доходов бюджетов и составление отчетности осуществляются по формам и в порядке, установленным Минфином РФ.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств в соответствии с их назначением.

Отчет об исполнении бюджета

1,5 года

1) Федеральное казначейство составляет отчет (до 1 июня)

2) ГД рассматривает (до 1,5 мес)

3) Счетная палата проверяет (4,5 мес)

В ходе проверки мб выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону, тогда отчет мб отклонен.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушение бюджетного законодательства – неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Влечет за собой применение к нарушителю мер принуждения:

1) предупреждение;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств;

4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

5) наложение штрафа;

6) начисление пени;

7) др. меры.

Основания для привлечения к отв-ти:

1) неисполнение закона (решения) о бюджете

2) нецелевое использование бюджетных средств

3) неперечисление бюджетных ср-в получателям

Наши рекомендации