Структура доходов бюджета

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налого­вым законодательством.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы до­ходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной сис­темы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные пере­числения. Нормативы централизации доходов утверждаются фе­деральным законом о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

В составе доходов бюджетов обособленно учитываются дохо­ды целевых бюджетных фондов.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюд­жетного фонда с момента совершения Банком России или кре­дитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет госу­дарственного внебюджетного фонда.

К налоговым доходам относятся:

• предусмотренные налоговым законодательством РФ фе­деральные, региональные и местные налоги и сборы;

• пени и штрафы.

К неналоговым относятся доходы:

• от использования имущества, находящего в государствен­ной и муниципальной собственности;

• от продажи или другого возмездного отчуждения имуще­ства, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учрежде­ниями;

•полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

• в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, получен­ных от бюджетов других уровней бюджетной системы;

• другие неналоговые доходы.

В доходах бюджетов учитываются:

• средства, получаемые в виде арендной либо другой платы за сдачу во временное владение и пользование имущест­ва, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюд­жетных средств на счетах в кредитных организациях;

• средства, получаемые от передачи имущества, находяще­гося в государственной или муниципальной собственно­сти, под залог, в доверительное управление;

• средства от возврата государственных кредитов, бюджет­ных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения;

• плата за пользование предоставленными бюджетными средствами;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в устав­ных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

• часть прибыли государственных и муниципальных уни­тарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;

• другие доходы от использования имущества, находящего­ся в государственной и муниципальной собственности.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности, в полном объеме учитываются в его смете доходов и расходов.

Средства, получаемые в процессе приватизации государст­венного и муниципального имущества, зачисляются в соответст­вующие бюджеты.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий либо другой безвозвратной и без­возмездной передачи средств отражается в доходах того бюдже­та, который является получателем этих средств.

В доходы бюджетов зачисляются также безвозмездные пере­числения от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, по взаим­ным расчетам — операциям по передаче средств между бюдже­тами разных уровней бюджетной системы, связанные с измене­ниями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей дохо­дов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюджете.

Штрафы подлежат зачислению, как правило, в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфиска­ций, компенсаций и другие средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регули­рующие. Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам бюджетов относятся:

• налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами действующим законодательством;

• часть неналоговых доходов;

• безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда.

Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюдже­тов других уровней бюджетной системы в соответствии с уста­новленными на определенный срок нормативами отчислений.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, или который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

Доходы федерального бюджета

В доходы федерального бюджета зачисляются:

• собственные налоговые доходы федерального бюджета, кро­ме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы;

• полностью собственные неналоговые доходы;

• доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизован­ных мероприятий.

В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их рас­пределения между бюджетами разных уровней бюджетной систе­мы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и другие та­моженные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, ока­зываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, — в полном объеме;

2) доходов от продажи имущества, находящегося в государ­ственной собственности, — в порядке и по нормативам, уста­новленным федеральными законами и другими правовыми ак­тами органов государственной власти РФ;

3) части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных плате­жей, — в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

• прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• доходы от реализации государственных запасов и резер­вов.

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

Установление новых видов налогов, их отмена или измене­ние возможны только путем внесения соответствующих измене­ний в налоговое законодательство.

Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, вступающие в силу с начала оче­редного финансового года, принимаются до утверждения феде­рального закона о федеральном бюджете на очередной финансо­вый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финан­совый год.

Федеральные органы исполнительной власти могут предос­тавлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лими­тов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определен­ных федеральным законом о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, уста­новленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджет­ными фондами по нормативам, определенным федеральным за­коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Наши рекомендации