Признаки ухудшения финансового состояния должника должны быть установлены в локальных нормативных правовых актах банка
При оценке способности вернуть долг должников-нерезидентов Республики Беларусь также учитываются их рейтинги.
При оценке финансового состояния банк-контрагента могут использоваться показатели прибыльности и рентабельности, соблюдения экономических нормативов и др. требований, установленных надзорными органами, рейтинги банков.
В зависимости от финансового состояния должника и его способности вернуть долг задолженность подразделяется на два типа:
- с признаками ухудшения финансового состояния должника;
- без признаков ухудшения финансового состояния должника.
Способность должника вернуть долгоценивается с точки зрения:
- наличия негативной информации о способности должника вернуть долг;
- отсутствия негативной информации о способности должника вернуть долг.
В зависимости от достаточности и качества обеспечения своевременного возврата кредиты, выданные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям подразделяются на:
- обеспеченные;
- недостаточно обеспеченные;
- необеспеченные.
При классификации по данному признаку учитываются качественные характеристики залога (приемлемость) и его достаточность, статус гарантов и поручителей, наличие договоров страхования банком риска невозврата долга.
В частности, к обеспеченным относятся активы, обеспеченные высоколиквидным залогом, полностью покрывающим сумму основного долга и процентов по нему; к недостаточно обеспеченным – обеспеченные высоколиквидным залогом по стоимости менее 100%, но более 70% от размера основного долга и процентов по нему; к необеспеченным - не имеющие обеспечения в виде высоколиквидного залога или обеспеченные высоколиквидным залогом, стоимость которого составляет менее 70% от размера основного долга и процентов по нему.
В зависимости от количества пролонгаций активы банка классифицируются на задолженность, пролонгированную:
- один раз;
- более одного раза.
В зависимости от длительности просроченной задолженности задолженность подразделяется на просроченную:
- до 7 дней (просроченная задолженность физических лиц);
- до 30 дней (просроченная задолженность юридических лиц);
- до 90 дней;
- от 91дня до 180дней;
- свыше 180 дней.
В зависимости от степени кредитного риска активы подразделяются на пять групп, по каждой из которых предусмотрен определенный процент резервирования (относительно сумм по балансу), который составляет - 1, 10, 30, 50, 100 процентов соответственно.
Банки могут использовать дифференцированный размер отчислений в специальный резерв по II – IV группам(10-30; 30-50; 50-100процентов соответственно), если это предусмотрено их локальными документами (т.н. «вилка»).
Классификация активов, за исключением кредитов, включенных в портфели однородных кредитов осуществляются банками на момент возникновения актива (условного обязательства), а в последующем - на момент получения информации о возникновении (изменении степени) риска (изменение финансового положения должника, эмитента ценных бумаг, контрагента по условным обязательствам, изменение качества обслуживания актива, а также наличие иных сведений о рисках должника.
Общая величина резервов регулируется не реже одного раза в месяц не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца.
Существуют некоторые особенности формирования специального резерва при кредитовании клиента на консорциальной основе. Участники консорциума формируют резерв в пределах своей доли предоставленных средств.
По долгосрочным и другим видам кредитов, погашаемых в несколько этапов, резерв может создаваться не на всю сумму долга, а на его часть, согласно графикам погашения.
Под выданные банковские гарантии и поручительства резерв создается с момента исполнения банком-гарантом (поручителем) своих обязательств.
В настоящее время внедрен совокупный подход к классификации активов и обязательств, не отраженных на балансе, и формированию специальных резервов. Данный подход предполагает, что банком должна осуществляться оценка кредитного риска не в разрезе отдельных договоров, а в целом по должнику. При этом осуществляется единая классификация задолженности одного должника перед банком, образовавшейся в рамках всех заключенных с ним договоров.
Таким образом, в случае, если задолженность по одному из договоров, заключенных с должником в соответствии с критерием способности должника исполнить свои обязательства и (или) наличия и длительности просроченной задолженности, должна быть отнесена к группе с более высоким уровнем риска, к данной группе должна быть одновременно отнесена задолженность по всем иным договорам с данным должником.
Резерв используется для списания задолженности по активам банка, отнесенным к V группа риска в части основного долга.
Следует знать, что ранее согласно Инструкции Национального банка Республики Беларусь № 159 от 23.09.2009г. списание безнадежной задолженности за счет созданного по ней резерва производилось по истечении одного года с момента отнесения ее к V группе риска.
В соответствии с Инструкцией № 138 в редакции Постановления Правления Национального банка №496 от 01.08.2014г. предусмотрено списание с баланса безнадежной задолженности за счет сформированного специального резерва в максимально короткие сроки, но не позднее 90 дней с момента отнесения ее к таковой. При этом может возникнуть ситуация, когда списанию будет подлежать как просроченная задолженность, так и задолженность, сроки погашения по которой не наступили (срочная задолженность), отнесенная к V группе риска в соответствии с совокупным подходом к классификации должника. В этом случае погашение списанной на внебалансовые счета просроченной задолженности не является основанием восстановления на балансовые счета списанной на внебалансовые счета срочной задолженности, которая подлежит учету на внебалансовых счетах до ее полного погашения.
При списании безнадежной задолженности за счет созданного по ней резерва закрываются соответствующие счета по учету кредитной задолженности и другие активные счета клиентов, а также производится списание с баланса просроченных процентов.
Списание задолженности с баланса неявляется основанием прекращения обязательств должника. Списанная задолженность учитывается на внебалансовых счетах до момента прекращения обязательств должника по предусмотренным законодательством Республики Беларусь основаниям.
Банки регулярно, не реже одного раза в квартал направляют клиенту-должнику соответствующие выписки по внебалансовому счету.
Ежемесячно в Национальный банк Республики Беларусь представлются следующие отчет:
- отчет «О размере специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе» – (форма 2807).
Он состоит из трех разделов.
Раздел 1 Отчет о размере специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, включая резерв на покрытие возможныхубытков по портфелям однородных кредитов.
В нем определяется сумма расчетного резерва на отчетную дату и показывается сумма фактически созданного резерва. Цель их сопоставления – определить полноту формирования резерва.
Раздел 2 Внебалансовые обязательства.
Раздел 3 Ценные бумаги.
- отчет «О движении специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе» - (форма 2815).
Данные в этом отчете приводятся нарастающим итогом за год. В сведениях указываются суммы входящего остатка на начало года, доначисления и уменьшения резерва за отчетный период, остатка на отчетную дату.
Причинами доначисления резерва может являться:
- изменения (ухудшения) качества кредитов и других активов;
- изменение (уменьшение) официального курса белорусского рубля по отношению к другим валютам.
Причинами уменьшениярезерва может быть:
- использование на списание безнадежных кредитов и других активов;
- погашение кредитов и других активов должником;
- изменения (улучшения) качества кредитов и других активов;
- изменение (увеличение) официального курса белорусского рубля по отношению к другим валютам.
Вопросы для самоконтроля:
1) Что понимается под кредитным риском?
2) Назовите факторы, под воздействием которых формируется банковский кредитный риск.
3) Какие способы предупреждения и е риска используются при управлении индивидуальным риском?
4) Какие нормативы ограничения концентрации риска утверждены Национальным банком?
5) Как рассчитывается максимальный размер риска на одного должника?
6) Для чего создается специальный резерв?
7) Что такое портфель однородных кредитов?
8) Как создается резерв по портфелю однородных кредитов?
9) Какие критерии используются для классификации активов банка и оценки кредитных рисков?
10) Как оценивается способность должника вернуть долг?
11) Какими с точки зрения обеспеченности бывают кредиты?
12) Для чего используется резерв?
13) Какая отчетность о размере специального резерва предоставляется в Национальный банк Республики Беларусь?
Литература:
1 «Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций» от 28 сентября 2006 г. № 137 (в редакцииПостановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2014 № 836);
2 «Инструкция о порядке составления и представления банками и небанковскими кредитно- финансовыми организациями пруденциальной отчетности в Национальный банк Республики Беларусь» от 31 октября 2006 г. № 172 (в редакции Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.08. 2014 г. № 529);
3 «Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями резервов на покрытие возможных убытков по активами и операциям, не отраженным на балансе» от 28 сентября 2006 г. № 138 (в редакции Постановления Правления Национального банка от 1 августа 2014 г. N 496);
4 Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по формированию и представлению формы отчетности ”Бухгалтерский баланс“ банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями (c учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.12.2013 № 742);
5 «Инструкция по бухгалтерскому учету формирования и использования специальных резервов на покрытие возможных убытков в банках Республики Беларусь» от 13.05.2011 N 176.