Таможенная стоимость товара

Особое значение для целей применения таможенного тарифа имеет таможенная стоимость товаров. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию России, устанавливается Правительством РФ. Та­моженная стоимость декларируется декларантом таможенному органу.

При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант по требованию таможенного органа предоставляет необходимые сведения. При непредставле­нии доказательств, подтверждающих достоверность использо­ванных декларантом данных, таможенный орган может принять решение о невозможности использования выбранного декларан­том метода таможенной оценки.

Начисление, уплата и взимание пошлины на товар произво­дятся на основе его таможенной стоимости в соответствии с Та­моженным кодексом РФ. Пошлина зачисляется в доход феде­рального бюджета.

Рассмотрим методы определения таможенной стоимости то­варов.

Основной — метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Если этот метод не может быть использован, применяется по­следовательно каждый из следующих методов.

1. Метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенной стоимостью ввозимого товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате на момент пересечения им таможенной границы России. При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются:

• расходы по доставке товара до аэропорта, порта или другого места ввоза товара на таможенную территорию России;

• стоимость транспортировки;

• расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;

•страховая сумма;

• комиссионные и брокерские вознаграждения, кроме ко­миссионных по закупке товара;

• стоимость многооборотной тары, если она рассматривает­ся как единое целое с оцениваемыми товарами;

• стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных ма­териалов и работ по упаковке;

• соответствующая часть стоимости товаров и услуг, кото­рые прямо или косвенно были предоставлены покупате­лем бесплатно или по сниженной цене для использова­ния в связи с производством или продажей на вывоз оце­ниваемых товаров;

• лицензионные и другие платежи за использование объек­тов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве усло­вия продажи оцениваемых товаров;

• величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или ис­пользования оцениваемых товаров на территории России.

2. Метод по цене сделки с идентичными товарами. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара прини­мается цена сделки с идентичными товарами — товарами, оди­наковыми во всех отношениях с оцениваемыми товарами, вклю­чая: физические характеристики; качество и репутация на рын­ке; страна происхождения; производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары: проданы для ввоза на территорию России; ввезены од­новременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров; ввезены примерно в том же количестве и на тех же коммерческих условиях.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, также корректируется с учетом рас­смотренных выше расходов.

3. Метод по цене сделки с однородными товарами. За основу для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. Однородные товары — это товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаи­мозаменяемыми.

4. Метод на основе вычитания стоимости применяется, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут прода­ваться на территории России без изменения своего первона­чального состояния. В качестве основы для определения тамо­женной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары про­даются наибольшей партией не позднее 90 дней с даты ввоза товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом. Из цены единицы товара вычитаются:

• расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обыч­ные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с про­дажей в России ввозимых товаров того же класса и вида;

• суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и других платежей, подлежащих уплате в связи с ввозом или про­дажей товаров;

• обычные расходы, понесенные в РФ, на транспортиров­ку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

5. Метод на основе сложения стоимости. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена, рассчитанная путем сложения:

• материалов и издержек, понесенных изготовителем в свя­зи с производством оцениваемого товара;

• общих затрат, характерных для продажи в РФ из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы РФ, и других затрат;

• прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

6. Резервный метод. Если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последователь­ного применения рассмотренных выше методов либо если тамо­женный орган считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики. При этом таможенный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по ре­зервному методу используются:

• цена товара на внутреннем рынке РФ;

• цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

• цена на внутреннем рынке РФ на товары российского происхождения;

• произвольно установленная или достоверно не подтвер­жденная цена товара.

Страны происхождения товара устанавливаются с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза и вывоза товара с таможенной территории РФ.

Страна происхождения товара — это страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной перера­ботке. Под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть стра­ны, если имеется необходимость их выделения для целей опре­деления происхождения товара.

Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критерия­ми достаточной переработки. Ими являются:

• изменение товарной позиции — классификационного ко­да товара по товарной номенклатуре;

• выполнение производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

• правило адвалорной доли — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксиро­ванной доли цены поставляемого товара.

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки, по подготовке товаров к продаже и транспортировке; простые сборочные операции; сме­шивание товаров без придания полученной продукции характери­стик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

Таможенный орган РФ вправе требовать представления сер­тификата о происхождении товара.

При ввозе товара на таможенную территорию РФ сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке:

• на товары, происходящие из стран, которым РФ предоставляет преференции по таможенному тарифу;

• на товары, ввоз которых из данной страны регулируется квотами или другими мерами регулирования внешнеэкономической деятельности;

• если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является РФ, законодательством РФ;

• если в представляемых для таможенного оформления до­кументах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.

Преференции

Особое значение для стимулирования внешнеторговой деятельности имеют тарифные льготы — преференции. Они предоставляются по решению Правительства РФ в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара.

От пошлины освобождаются:

• транспортные средства, осуществляющие международные перевозки, предметы материально-технического снабжения и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути;

• предметы материально-технического снабжения и снаряжения, другое имущество, вывозимое за пределы таможенной террито­рии РФ для обеспечения деятельности российских и зафрахто­ванных российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию РФ;

• товары, ввозимые или вывозимые с таможенной территории РФ для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений РФ или законодательства РФ;

• валюта РФ, иностранная валюта, а также ценные бумаги;

• товары, подлежащие обращению в собственность государства;

• товары, ввозимые и вывозимые с таможенной территории РФ в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последст­вий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

• товары, ввозимые и вывозимые с таможенной территории РФ в качестве безвозмездной помощи и на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организа­ций, включая оказание технического содействия; товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию РФ и предназначенные для третьих стран;

• товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физиче­скими лицами и не предназначенные для коммерческой дея­тельности;

• оборудование, приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию РФ для реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для воен­нослужащих, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уво­ленных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами исполни­тельной власти;

• периодические печатные издания и книжная продукция, свя­занная с образованием, наукой и культурой, ввозимые редак­циями средств массовой информации и издательствами и выво­зимые с таможенной территории РФ; бумага, полиграфические материалы и полиграфические носители, носители аудио- и ви­деоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию РФ и используемые для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и куль­турой (исключение составляют издания рекламного и эротиче­ского характера);

• пожарно-техническая продукция, ввозимая на таможенную территорию РФ;

• оборудование, включая машины, механизмы, материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплек­тующие изделия, кроме подакцизных, ввозимые на таможенную территорию РФ в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами РФ.

Наряду с перечисленными выше льготами устанавливаются преференции по таможенному тарифу РФ в виде освобождении от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установле­ния тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз в от­ношении товаров:

• происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

• происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ.

Предоставление тарифных льгот возможно в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:

• ввозимых и вывозимых с таможенной территории РФ временно под таможенным контролем в рамках соответ­ствующих таможенных режимов;

• вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является РФ;

• вывозимых с таможенной территории РФ в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд;

• ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность налогов и сборов?

2. Перечислите основные функции налогов.

3. Дайте определение налогоплательщиков. Перечислите их основные права и обязанности.

4. Кем устанавливается товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности?

5. Перечислите условия и порядок предоставления таможенных льгот.

Наши рекомендации