Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.
Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект — незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.
Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.
Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.
Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.
Текстуальный конспект — хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.
Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда — необходимость постоянной работы над этими видами записи.
Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.
Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.
Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный “багаж”.
Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников.
К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.
Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими формами записи (план, тезисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуальные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
3. Методические рекомендации к практическим занятиям
Цель практических занятий — получение навыков самостоятельного применения стандартов и закрепление теоретического (лекционного) материала. В данном разделе учебно-методического комплекса даны типовые задачи, рекомендуемые для проведения практических занятий.
Задание 1
Исходные данные:
Вы являетесь представителем аудиторской организации, предполагающей провести аудит экономического субъекта «Микма», который создан три года назад и специализируется на предоставлении услуг по ремонту оборудования, предназначенного для изготовления пластиковых оконных блоков.
Это относительно новое предприятие с малой конкуренцией, так как такого рода услуги получили спрос на рынке совсем недавно. Ранее производство такой продукции на территории России практически не осуществлялось.
Вам представили краткий отчет, из которого видно, что экономический субъект за прошлый год наращивал свою деятельность. Его выручка увеличилась на 200% (со 100 000 до 300 000 условных единиц), прибыль от производственной деятельности — на 150% (с 50 000 до 125 000 условных единиц), чистые активы — на 60% (с 20 000 до 32 000 условных единиц). Уставный капитал принадлежит трем учредителям. Кроме того, за период с 1 января 20ХХ г. по 31 декабря 20ХХг. произошли значительные изменения в законодательных и иных нормативных актах.
В результате расширения деятельности за прошлый год персонал экономического субъекта увеличился на 15 человек. При этом были приняты на работу два дополнительных бухгалтера и один ревизор, подконтрольный высшему руководящему звену системы управления экономического субъекта. Учредители, являясь одновременно и административными работниками, считают, что проведение внешнего аудита не целесообразно, так как они сами контролируют весь персонал, и Ваше предложение приведет лишь к необоснованным затратам, поскольку в экономическом субъекте функционирует весьма эффективная, на их взгляд, система внутреннего контроля.
Требуется:
■ составить письмо о задании таким образом, чтобы оно полностью раскрывало сущность внешнего аудита, которая недопонимается учредителями экономического субъекта.
В этот документ должны войти:
■ причины, по которым для данного экономического субъекта необходим внешний аудит;
■ преимущества внешнего аудита;
■ возможные дополнительные услуги, предоставляемые Вашей организацией.
Задание 2
Исходные данные:
Вы являетесь аудитором аудиторской организации ООО «Квант» среднего размера. Клиенты Вашей организации – частные предприниматели без образования юридического лица, малые и средние экономические субъекты.
В начале деятельности ООО «Квант» основные доходы приносили организация учета экономических субъектов и консультирование по вопросам налогообложения. В настоящее время по целому ряду причин (увеличение выручки экономических субъектов, выход их на международные рынки и пр.) увеличилось число аудиторских проверок и случаев оказания сопутствующих аудиту услуг (согласно международной концепции аудита).
Доход 000 «Квант» формируется на 60% за счет аудиторских проверок, на 10% — за счет сопутствующих аудиту услуг, остальная часть — за счет традиционных для организации услуг.
В аудиторской организации до настоящего времени практически отсутствует подразделение, непосредственно выполняющее аудиторские проверки. Работа организована так, что каждый аудитор отвечает за регулярное обслуживание отдельных (постоянных для него) клиентов, осуществляя как аудиторскую проверку, так и традиционные услуги. Каждому аудитору подконтрольны семь специалистов.
В аудиторской организации отсутствует программа обучения и Повышения квалификации персонала. Методическое обеспечение состоит в основном из брошюр с аудиторскими программами и методиками, разработанными в начале увеличения объема аудиторских проверок.
Внутрифирменный анализ деятельности ООО «Квант», проведенный одним из руководителей организации, раскрыл целый ряд проблем, состоящих в том, что аудиторские проверки не соответствуют требованиям некоторых Международных стандартов аудита. В результате руководство ООО «Квант» пришло к выводу о необходимости повышения эффективности и качества аудиторской работы.
Вам поручено разобраться в этих проблемах и подготовить отчет, а также внести предложения по их преодолению.
Требуется:
■ подготовить информационную записку к следующему совещанию. При ее подготовке необходимо учесть, что в ней могут быть раскрыты и такие вопросы, которые до этого не были выявлены.
Задание 3
Исходные данные:
Вашу аудиторскую организацию пригласили провести аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, являющегося обществом с ограниченной ответственностью и осуществляющего строительство различных объектов, как на территории России, так и на территории стран СНГ.
Вы должны определить возможность принятия этого предложения. Следует учесть, что экономический субъект использует для ведения бухгалтерского учета программный продукт «Инфо-Бухгалтер». Кроме того, у субъекта организована служба внутреннего аудита, состоящая из трех человек и занимающаяся главным образом мониторингом финансового состояния субъекта и контролем за ведением бухгалтерского учета.
Требуется:
■ определить, какие аспекты необходимо рассмотреть перед принятием предложения;
■ в случае положительного ответа подготовить перечень контрольных вопросов, которые необходимо учесть при подписании договора;
■ определить основные направления, требующие особого внимания во время аудиторской проверки нового экономического субъекта - клиента;
■ объяснить, почему письмо о задании является необходимым атрибутом проводимого аудита данного экономического субъекта;
■ какие пункты особо следует выделить в письме о задании для вышеуказанного клиента;
■ сделать предложение наиболее эффективной структуры внутреннего аудита на данном предприятии с учетом его производственной деятельности;
■ определить перечень работ, которые необходимо выполнить перед использованием информации, полученной от внутренних аудиторов.
Задание 4
Исходные данные:
Три работника экономического субъекта в течение нескольких лет занимались мошенничеством, которое оставалось незамеченным.
Так, начальник склада материалов и полуфабрикатов был обязан контролировать соответствие количества и качества поступающих ценностей. Однако, договорившись с экспедитором, доставляющим полуфабрикаты, он оприходовал на склад лишь часть заказанных материальных ценностей. После поставки грузов им делалась запись о поступлении на склад материальных ценностей в количестве, предусмотренном договором поставки. Часть полуфабрикатов реализовывалась, а доходы от такой реализации делились между водителем, экспедитором и начальником склада.
Требуется:
■ определить, какие подходы необходимо осуществить для повышения эффективности системы внутреннего контроля экономического субъекта в целях устранения вышеуказанных злоупотреблений. Дайте обоснование Ваших предложений;
■ составить программу аудита, охватывающую вышеуказанные операции;
■ дать предложения по раскрытию и дальнейшему предотвращению возможных злоупотреблений.