На экономику Российской Федерации
Экономика страны как сложный народнохозяйственный комплекс может успешно развиваться, когда ее части и подраз-
деления (отрасли, виды производств, территории и т. д.) подчи- нены потребностям общества и органично функционируют во взаимодействии друг с другом.
Согласованность разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений с помощью перераспределения финансовых ресурсов, благодаря которому создаются необходимые финансовые предпосылки для осущест- вления структурных сдвигов в соответствии с изменяющимися потребностями общества.
Финансовое воздействие на экономические процессыосу-
ществляется через покрытие возникающих затрат финансовыми ресурсами, аккумулируемыми субъектами хозяйствования и государством. Финансовые ресурсы формируются во всех под- разделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения. Они являются важней- шим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уровня жизни народа. Недостаток финансовых ресурсов ограничивает возможности воздействия финансов на развитие экономики, приводит к несбалансиро- ванности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям. Объем и структура финансовых ресурсов, в свою очередь, связаны с уровнем развития производства и его эффективнос- тью. Чем устойчивее и масштабнее производство и выше его эф- фективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов. При этом величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создает предпосылки для его роста и совершенствования. От того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, зависит повышение технического уровня производства, рост его масштабов, создание предпосылок для повышения произво-
дительности труда.
Постоянный рост и совершенствование производства од- новременно служат основой увеличения финансовых ресурсов. В последние годы, к сожалению, динамика финансовых ресур- сов характеризовалась негативной тенденцией — снижением их объемов, а к середине 1998 г. обвалом, который и к 2007 г. в полной мере не преодолен. Причина этого заключалась в кри- зисных явлениях в экономике страны, несовершенстве финан- сово-кредитной системы, “оторвавшейся” от реального сектора экономики.
Финансовое воздействие на развитие экономики осущест- вляется методами самофинансирования, кредитования и госу- дарственного финансирования. Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектами хозяйствования. При недостаточности собственных средств ор- ганизация (предприятие) может либо сократить некоторые свои расходы, либо привлечь заемные средства. Кредитование — это такой способ финансового воздействия на производство, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на принципах срочности, платности и возвратности. Государственное финансирование осуществляется на безвозвратной основе за счет средств бюд- жетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода1.
На практике все названные методы финансового воздейс- твия на экономику могут применяться одновременно с достиже- нием главной цели — обеспечить оптимальное на конкретном этапе развития соотношение между ними.
В условиях рыночных отношений, свободы предпринима- тельства регулирование экономики в большей мере происходит посредством метода самофинансирования в порядке саморегу- лирования. Оно осуществляется, как отмечалось выше, путем
1 Важным методом в настоящий период становится бюджетное кре- дитование.
формирования финансовой базы самими участниками произ- водства и самостоятельного распоряжения продуктами своей деятельности. Конечно, свобода предпринимателей в методах формирования финансовой базы не беспредельна. Она регули- руется деятельностью различных организационных структур (союзов предпринимателей, ассоциаций и др.), способствующих установлению цивилизованных отношений между участниками хозяйственных связей.
Во многих случаях рыночный механизм вообще не приемлем. Это относится к монополистической деятельности, согласованию частных и государственных интересов. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответс- твии с общегосударственными интересами. В кризисных ситуа- циях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому одновременно с методом саморегулирования большое влияние на развитие экономики оказывает государственное регулирование. Необходимость государственного вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества, — обеспечением структурных сдвигов в эконо- мике, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов соци- альной и производственной инфраструктуры. Государственное регулирование основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития: государс- твенных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, деятельности различных государственных структур. Например, с помощью механизма налогообложения, государс- твенного кредитования и финансирования государство побуж- дает субъектов хозяйствования развиваться в том направлении, которое удовлетворяет потребностям общества.
В регулировании экономики задействованы разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятия, страхо- вание, государственный бюджет и др. Использование финансов в процессах регулирования экономики обеспечивает изменения
воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.
В регулировании воспроизводственных пропорцийглавным
инструментом являются финансы предприятий. С их помощью достигается регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование пот- ребностей расширенного воспроизводства на базе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. В регулировании воспроизводственных про- порций не исключается участие страхования (в случае ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов), бюджета (при ис- пользовании механизма налогообложения, выделения бюджет- ных субсидий и др.).
Процесс регулирования воспроизводственной структуры в условиях рынка осуществляет прежде всего самостоятельно субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисле- ния денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Однако при этом существенна и регулирующая роль государства, которое с помощью налоговой системы стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Государство использует также и дру- гие финансовые рычаги: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социаль- ного страхования и другие рычаги.
Для регулирования отраслевых пропорцийиспользуются
также финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия изыскивают на финансовом рынке возмож- ности наиболее выгодного вложения своих финансовых ресурсов: покупают акции других предприятий, инвестируют средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству. Государство же регулирует отраслевую структуру обществен- ного производства, используя бюджетные и внебюджетные средства, проводя активную амортизационную, таможенную и
ценовую политику. При этом через платежи в бюджет, налоговые ставки, льготы и санкции обеспечивается влияние на величину той или иной доли финансовых средств, остающихся в распоря- жении соответствующих субъектов хозяйствования. Бюджетное финансирование увеличивает финансовые возможности пред- приятий и способствует ускорению развития отдельных отрас- лей экономики, внедрению современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.
В регулировании территориальных пропорцийпринимают
участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Регулирование осущест- вляется путем предоставления дотаций и субвенций нижестоя- щим бюджетам, формирования и использования территориаль- ных фондов регулирования, различных форм государственного кредита. Влияние финансов предприятий на территориальную структуру общественного производства осуществляется пу- тем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств в развитие городов и других населенных пунктов.
Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию уровней экономического и социального развития регионов страны, достижению про- грессивных сдвигов в размещении производительных сил на территории страны.
Одна из важных задач современного этапа развития эко- номики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости — финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Необходимо, чтобы каждый из указанных экономических методов (инструментов) функционировал в той сфере распределительных отношений, которая объективно предопределена его общественным на- значением и выполняемыми функциями. Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволяют активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных направлениях экономической
стратегии — для регулирования отраслевых и территориаль- ных пропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике, формирования государственных резервов, повышения эффек- тивности всего общественного производства.
Для обеспечения надежного и устойчивого роста экономики, повышения эффективности общественного производства ис- пользуются финансы в качестве инструмента экономического стимулирования. Финансовое стимулирование выступает одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций. В свою очередь, регулирование выступает одним из способов экономического стимулирования общественного производства. К финансовым стимулам развития производства и повыше-
ния его эффективности относятся такие организационные формы финансовых отношений, с помощью которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования: эффек- тивные направления инвестирования финансовых ресурсов; поощрительные фонды; бюджетные стимулы интенсификации производства; финансовые льготы и санкции.
Для того чтобы непосредственно и эффективно воздейс- твовать на производство, важно выбрать и обеспечить наиболее эффективные направления вложения финансовых ресурсов, т. е. предусматривать инвестирование средств на расширение возможностей выпуска продукции с высокой финансовой от- дачей, развитие новых технологий, совершенствование вос- производственной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства, повышение профессионального уровня трудовых ресурсов.
Важное значение в экономическом стимулировании имеет система формирования и использования хозяйствующими субъ- ектами специальных поощрительных фондов— материального поощрения, социального развития, которые призваны побуждать работающих к более эффективному труду, заинтересовывать их в улучшении конечных результатов деятельности, росте про- изводства и повышении его эффективности. Достигается это с помощью специального подбора источников образования фондов
стимулирования, особого порядка и принципов их формирования и использования.
Важную роль в развитии производства и повышении его эффективности играют бюджетные стимулы. Особенностью финансовых стимулов является то, что субъектом стимулирова- ния является государство. В качестве экономических стимулов могут выступать как система платежей предприятий в бюджет, так и система бюджетного финансирования и кредитования. Превращение платежей в бюджет и системы бюджетного финан- сирования и кредитования в стимулы развития общественного производства происходит на том основании, что методы моби- лизации денежных средств в бюджет, направление и порядок использования бюджетных ассигнований можно увязывать с экономическими интересами субъектов хозяйствования. Как доходы бюджета, так и бюджетное финансирование сами по себе не являются экономическими стимулами, их превращение происходит благодаря соответствующему порядку исчисления размера платежа, заинтересовывающего плательщика в лучших результатах деятельности, и правильно построенной системе бюджетного финансирования, включающей соответствующие принципы, формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования.
Использование бюджетных доходов в качестве экономи- ческих стимулов связано, во-первых, с совершенствованием методов исчисления и порядка уплаты платежей и, во-вторых, с использованием финансовых мер санкционного характера. По некоторым видам бюджетных доходов исчисление плате- жей находится, в частности, в зависимости от рационального использования объекта обложения (земельный налог, плата за воду и др.).
Стимулирующее воздействие на условия хозяйствования бюджетного финансирования осуществляется посредством ис- пользования особых принципов финансирования, применения разных форм и методов предоставления субъектам хозяйство- вания бюджетных ассигнований. Именно с помощью принципов,
форм и методов финансирования государство влияет на режим расходования средств в народном хозяйстве.
Важная роль в развитии экономики принадлежит системе финансовых льгот и санкций. Финансовые льготы расширяют возможности эффективного инвестирования денежных ресурсов в производство, благодаря чему создаются более благоприятные условия для его роста и совершенствования. К ним можно отнес- ти, например, освобождение от налогообложения части прибыли предприятий, направляемой на научно-технические разработки, проведение природоохранных мероприятий и т. п. Санкции же усиливают материальную ответственность субъектов хозяйс- твования за конечные результаты деятельности, нарушение требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.
В нынешней системе финансовых взаимоотношений как льготы, так и санкции пока слабо задействованы на достижение лучших результатов хозяйствования. В действующих в настоя- щее время законодательных актах система льгот не сориентиро- вана на обеспечение приоритетных направлений развития эконо- мики. Недостаточно результативны и применяемые финансовые санкции. Главный их недостаток в том, что они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно в части санкций за выполнение договоров поставки. Система финансовых льгот и санкций в данном случае нуждается в совершенствовании с тем, чтобы повысить заинтересованность сторон по договору в укреп- лении их отношений и повышении двусторонней ответственности за выполнение договорных условий по поставкам продукции.