Платежный баланс Российской Федерации (в млн долл. США)1

Содержание операций 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г.
I. Счет текущих операций 46 839 84 443 102 331
Товары и услуги 10 178 53 506 104 470 154 699
экспорт товаров и услуг 92 987 114 598 268 768 522 909
импорт товаров и услуг –82 809 –61 091 –164 299 –368 210
Доходы от инвестиций и оплата труда –3372 –6736 –18 988 –49 273
полученные 17 382 57 408
выплаченные –7650 –11 489 –36 371 –106 681
Текущие трансферты –1038 –3096
полученные 11 003
выплаченные –738 –738 –5528 –14 099
II. Счет операций с капиталом и фи- нансовыми инструментами –37 683 –76 099 –93 419
Капитальные трансферты –347 10 955 –12 764
полученные 11 822
выплаченные –3469 –867 –13 442 –914
Прямые инвестиции –463 17 930
за границу –606 –3177 –12 767 –52 390
в Россию 12 886 70 320
Портфельные инвестиции –2444 –10 334 –11 494 –34 009
активы –1705 –411 –10 666 –7860
обязательства –738 –9923 –828 –26 148
Прочие инвестиции 13 867 –21 831 –121 106
торговые кредиты и авансы –4245 –7645 –8129
ссуды и займы предоставленные –5538 –60 325
просроченная задолженность –10 553 –7350 11 047 –1222
непоступление экспортной выручки –5239 –5293 –27 953 –38 760
ссуды и займы привлеченные –3603 39 605 61 325
просроченная задолженность –1637
прочие обязательства
Резервные активы –10 386 –16 010 –61 461 45 340

Платежный баланс Российской Федерации (в млн долл. США)1 - student2.ru

1 Россия в цифрах. 2006. С. 423; 2009. С. 487–488.

Окончание табл. 18.9

III. Чистые ошибки и пропуски, поправки на расчеты со странами СНГ и дальнего зарубежья –9113 –9156 –8344 –8912
IV. Общее сальдо

Данные табл. 18.9 приведены по сальдо кредитовых (+) и де- бетовых (–) проводок. В счете текущих операций положительное сальдо означает экспорт товаров и услуг, поступление доходов и трансфертов, отрицательное — импорт товаров и услуг, выплату доходов и трансфертов.

В таблице в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами положительная величина свидетельствует о росте обязательств резидентов России перед нерезидентами и о сокращении требований к нерезидентам; отрицательная вели- чина означает сокращение обязательств перед нерезидентами и рост требований к нерезидентам со стороны резидентов.

Платежный баланс представляет собой отчет, в котором обобщаются внешнеэкономические операции российских рези- дентов с нерезидентами других стран за определенные перио- ды времени (годы). К таким операциям, совершаемым между резидентами и нерезидентами, относятся операции с товарами и услугами, доходами от инвестиций, операции с финансовыми обязательствами в отношении остальных стран.

Отрицательное сальдо по тому или иному финансовому счету показывает чистое увеличение иностранных активов резидентов и (или) снижение их иностранных пассивов в результате опера- ций. Положительное сальдо означает чистое снижение иностран- ных активов резидентов и (или) рост их иностранных пассивов. Платежный баланс характеризует истинную картину внеш-

ней торговли Российской Федерации. В настоящее время его состояние неудовлетворительно.

На состояние платежного баланса оказывают влияние ряд факторов — как внешних, так и внутренних. В частности, ди-

намика мировой торговли, складывающаяся прежде всего под воздействием циклического изменения цен на мировом рынке на нефть, которая в экспорте России имеет большой удельный вес; изменений курсов рубля и доллара и др.

К внутренним факторам, влияющим на платежный баланс, можно отнести спад промышленного и сельскохозяйственного производства, нестабильность политической обстановки в стране (частая сменяемость правительства и др.).

Актуальной в России проблемой, связанной с платежеспо- собностью страны, является проблема внешней задолженности, которая к 2005 г. снизилась, а затем приобрела иной, но исклю- чительно острый характер (тем более в условиях кризисной ситуации 2008 г.).

Это проблема возникла после 1990 года. Если в 1985 г. внешняя задолженность России составляла 28,3 млрд долл., в 1990 г. — 59,8 млрд долл., то в 1995 г. она возросла до 120 млрд долл. Внешний долг России особенно быстро нарастал в 1992–1998 гг. и к 2000 г. достигал 150–160 млрд долл. (а по разным оценкам еще выше)1.

Правительство России вело интенсивные переговоры с Парижским и Лондонским клубами об отсрочке уплаты долга и процентов, которые достигли значительных сумм.

Если какая-либо страна-должник начинает проводить про- грамму реформирования и оздоровления экономики с помощью и по рецептам Международного валютного фонда, Парижский клуб включается в решение проблемы страны-должника, выра- батывает соглашение о переносе срока уплаты долга. Величина долга России государствам Парижского клуба с процентами составляла к началу 2005 г. около 40 млрд долл.2

Платежный баланс Российской Федерации (в млн долл. США)1 - student2.ru

1 На 1 апреля 2005 г., по данным Минфина России, внешний долг со- ставлял 120 млрд долл., на конец 2005 г. (по оценке) — менее 100 млрд долл., на 1 января 2007 г. государственный внешний долг составлял

45 млрд долл, однако возросли заимствования компаний и банков, и общий внешний долг достиг 310,6 млрд долл., а на конец 2008 г. — уже 484,7 млрд долл. (см. Россия в цифрах, 2009. С. 37).

2 В августе 2005 г. Россия полностью рассчиталась по долгам перед

странами — членами Парижского клуба кредиторов.

Лондонский клуб объединяет 600 международных кредит- ных организаций и банков-кредиторов, которые предоставляют кредиты без гарантий своих правительств. Он, так же как и Парижский клуб, на основе переговоров может перенести срок уплаты долга и процентов на более позднее время, если страна проводит мероприятия по оздоровлению экономики по програм- ме МВФ. Величина долга России банкам — членам Лондонского клуба составляет около 35 млрд долл.

Проблема рассчитаться с долгами и процентами по ним довольно сложная для России, если учесть то обстоятельство, что за рубеж из России уходит и оседает в зарубежных банках ежегодно от 15 до 20 млрд долл.

По мнению ряда ученых России, для решения проблемы внешней задолженности необходимы следующие мероприятия:

1) прекращение вывоза капиталов за границу нелегальным путем;

2) организация сети государственных банков и крупных промышленных государственных компаний;

3) перенесение сроков платежей по внешним долгам на 10 лет;

4) разработка плана восстановления промышленности и сельского хозяйства и доведение выпуска их продукции до уровня 1990–1991 гг.

Влияние негативных факторов в России может постепенно уменьшаться по мере стабилизации и вхождения ее в мировое сообщество. России следует во внешнеэкономической деятель- ности активно задействовать свой промышленный и научный потенциал.

Наши рекомендации