Понятие и структура бюджетной системы РФ. Бюджетная политика государства

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

(это совокупность бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.)

Бюджетная система Росси: 4-х уровневая система с 2005 г.

· Федеральный бюджет;

· Бюджет Субъектов Федерации;

· Бюджет федеральных и территориальных внебюджетных фондов;

3 внебюджетных фонда: ПФ, ФСС, ФОМС.

· Бюджет районов и городских округов;

· Бюджет поселений.

Бюджет – план доходов и расходов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ.

Бюджетное устройство - организация системы взаимосвязей между звеньями бюджетной системы и между участниками бюджетного процесса, основанная на правовых нормах.

Включает:

· Принципы построения бюджетной системы;

· Принципы и методы разграничения бюджетных полномочий;

· Требования и правила формирования и исполнение самих бюджетов;

· Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Звенья бюджетной системы:

- федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных фондов;

- бюджеты муниципальных районов и поселений.

Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используется при прогнозировании, расчетах, анализе.

Консолидированный бюджет используется для расчета бюджетной обеспеченности – это бюджетные доходы приходящиеся на душу населения. В ТО равно консолидированный бюджет ТО деленное на количество населения ТО.

Принципы построения бюджетной системы:

· Принцип единства бюджетной системы;

- единство налоговой системы

- обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

· Принцип разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов между бюджетами бюджетной системы РФ;

- за каждым уровнем закреплен свой доход и функции (полномочия)

· Принцип самостоятельности бюджетов;

- у каждого бюджета свои источники доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно их расходовать и определять источники финансирования дефицита бюджета.

· Принцип сбалансированности бюджета;

- объем расходов = объему доходов + источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен БК). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета.

· Принцип результативности и эффективности бюджетных средств;

- лежит в основе программ, которые связаны с государственными услагам

· Принцип прозрачности (открытости);

· Принцип достоверности бюджета;

- надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям

· Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;

- бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования

· Принцип единства кассы.

- непрерывность финансирования бюджет-получатель. МО имеет один лицевой счет.

Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства, по определению основных задач и формированию доходов и расходов бюджета, управление государственным долгом. БП является одним из основных инструментом экономической политики государства.

Ст. 170 БК РФ – Бюджетное послание Президента РФ. Подведение итогов, определяется бюджетная политика, устанавливаются основные задачи БП на будущий период.

Цели и задачи бюджетной политики до 2013 года:

· Обеспечение сбалансированного бюджета (уменьшить дефицит)

· Координация на долгосрочное стратегическое бюджетное планирование

· Увеличение человеческого капитала

· Нацеленность бюджетного планирования на эффективность бюджетных расходов

· развитие инновационной деятельности.

· Формирование новой модели экономического роста, основанная на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественная финансовая и производственная инфраструктура.

Источники покрытия дефицита бюджета:

- увеличение налоговых (повышение акцизов) и неналоговых доходов (повышение таможенных пошлин)

- заимствования

- приватизация (в кризис выкупали акции у предприятий, а сейчас хотят их продавать)

- увеличение соц.страховых платежей. В 2010 году доля трудоспособного населения 62%, а пенсионного 22%, к 2030 году 52% и 27%.

Предпосылки:

Долгосрочная сбалансированность и устойчивость (не зависеть от внешних условий) бюджетной системы – основная задача на ближайшие годы.

2009 г – дефицит ФБ около 33 %

Снижение дефицита бюджета до 2,9 % в 2013 г

Сокращение дефицита в рамках устойчивости ФБ.

Конкурентоспособные преимущества должны быть:

  • Макроэкономическая стабильность
  • Низкая инфляция
  • Умеренная налоговая нагрузка
  • Умеренная долговая нагрузка
  • Возможность привлечения долгосрочных кредитных ресурсов

По темпам экономического роста 1.Китай. 2. Индия 3.Россия

Направления БП:

· Закрепление с 2015 года правил использования не нефтегазовых доходов;

· Снижение ставок страховых платежей 2012 -2013;

· Справедливое налогообложение;

· Улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества гос и мун услуг, стимулирование инновационного развития;

· Снижение роли государства в управлении экономическими активами (приватизация крупных пакетов акций государства);

· Кардинальная перестройка системы государственных закупок;

· Частное государственное партнерство. Поддержка малого бизнеса;

· Совершенствование гос и мун финансового контроля;

· Проведение эффективной децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу СФ и МСУ

· Утверждение концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет)

Приоритетные направления бюджетной политики до 2023 года:

    • Высокие темпы устойчивого экономического роста
    • Обеспечение обороноспособности и безопасности
    • Эффективность правового регулирования
    • Повышение эффективного налогового администрирования
    • Совершенствование налоговой политики.

Наши рекомендации