Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений
Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.
Бюджетное устройство тесно связано с типом государственного устройства. Для унитарных государств характерна двухуровневая бюджетная система - центральный бюджет и обособленные местные бюджеты, для федеральных государств типична трехуровневая система с обособленным статусом бюджетов всех уровней.
Структурные подразделения – уровни системы (федеральный, региональный, местный).
Региональный уровень – самый сложный по строению, так как включает республики, края, области и т.д.
Местный уровень - муниципальный район, город, посёлок.
Бюджетное устройство России отражает сложную иерархию бюджетных взаимосвязей страны и включает в себя три составляющие:
1. Бюджетную систему.
2. Бюджетные права органов публичной власти (2 глава БК).
3. Принципы разграничения расходных полномочий и межбюджетное регулирование (межбюджетные отношения – это денежные отношения между разными уровнями власти).
Бюджетная система Российской Федерации: понятие, структура, принципы построения, направления совершенствования в рамках проводимых в стране реформы местного самоуправления, бюджетной реформы и реформы межбюджетных отношений.
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:
§ федеральный уровень включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов федерального уровня (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
§ территориальный уровень включает бюджеты субъектов РФ, территориальных внебюджетных фондов (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования).
§ местный уровень состоит из двух подуровней. Первый подуровень включает бюджеты муниципальных районов, городских округов, бюджетов внутригородских территориальных образований городов федерального назначения (Москва и Санкт-Петербург). Второй подуровень включает бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджеты субъектов представлены разными видами: республиканские, областные, краевые, национально автономных образований, автономной области и городов федерального назначения.
Проблема: разное социально-экономическое положение регионов.
Принципы построения бюджетной системы (ст. 29-31 БК):
1. единства бюджетной системы Российской Федерации;
2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
3. самостоятельности бюджетов;
4. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
6. сбалансированности бюджета;
7. результативности и эффективности использования бюджетных средств;
8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9. прозрачности (открытости);
10. достоверности бюджета;
11. адресности и целевого характера бюджетных средств;
12. подведомственности расходов бюджетов;
13. единства кассы.
Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
Бюджетный федерализм – это способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы (федеральный, региональный, местный), обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов.
Сущность бюджетного федерализма выражается через его основные принципы. К основным из них относятся:
1. Единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории субъекта федерации и входящих в них муниципальных образований, как основы сбалансированности интересов всех трёх уровней власти по бюджетным вопросам (все три уровня власти должны быть сбалансированы в своих интересах; объективной основой сочетания интересов бюджетов всех уровней является то, что конечной целью деятельности органов власти любого уровня должны быть интересы населения).
Интересы населения всегда затрагиваются в программах социально-экономического развития.
Проблема: нужно поднимать заработную плату не в процентах (проценты от маленькой сумму представляют мизерную сумму), нужно поднимать минимальный прожиточный минимум (тогда можно отсчитывать проценты от него);
2. Сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении доходов в процессе бюджетного регулирования между уровнями бюджетной системы.
Этот принцип означает, что наряду с тенденции децентрализации бюджетной системы страны в связи с усилением демократических начал в её организации и функционировании необходимо соблюдение приоритета федерального бюджета, выражающего общие интересы всех членов федерации единого государства.
3. Высокая степень самостоятельности органов власти каждого уровня при разработке бюджетов, их ответственности за сбалансированность своего бюджета, бюджетную обеспеченность на базе налогового потенциала соответствующей территории при предоставлении им необходимых прав в области налогообложения.
Они самостоятельны по отношении к бюджету. Они составляют, рассматривают, исполняют (в определённой мере, а вообще через кассу Федерального Казначейства*).
4. Активное участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая внебюджетные отношения.
В Совете Федерации находится по два представителя от каждого субъекта. В Госдуме таковых нет. Только представители партий.
К федеративным государствам, в которых в той или иной мере реализуются все эти принципы, относятся Германия, Швейцария, Италия, США, Канада, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Австрия, Бельгия, Аргентина, Венесуэла и т.д.). В ведущих зарубежных странах с федеративным государственным устройством примеряются различные модели бюджетного федерализма, которые формируют характерные особенности механизма межбюджетных отношений. Выделяют две модели: кооперативная (западноевропейская, лучший пример: Германия) и децентрализованная(американская).
Кооперативная модель бюджетного федерализма ориентирована на партнёрство (между уровнями власти) и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территорий, где она меньше среднего уровня. Характеризуется высокой степенью перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и ограничение самостоятельности региональных и местных органов власти в области налогообложения (Германия, Австрия и т.д.).
Децентрализованная модель бюджетного федерализма характеризуется тем, что каждый уровень власти имеет свои непересекающиеся налоги по принципу «один налог – один бюджет». Приоритет отдаётся автономии и самостоятельности регионально-территориальных образований, конкуренции между ними и объём перераспределяемых средств межу бюджетами разными уровней очень невелик. По сути отсутствует налоговое регулирование. Однако ни один штат не может даже поставить вопрос о выходе из этого «соединения».
В ряде стран используются отдельные элементы обеих моделей (Канада, Швейцария).