Анализ состава и динамики прибыли

Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход пред­принимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознагра­ждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; (разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предприниматель­ской деятельности).

Прибыль - это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса.

Сущ­ность заключается в том, что необходимый уровень прибыли - это:

■ основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;

■ глав­ный источник возрастания рыночной стоимости организации;

■ин­дикатор кредитоспособности организации;

■ главный интерес собст­венника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капи­тала и бизнеса;

■ индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

■ гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности - необходимая закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса - одна из главных внутренних причин банкротства.

Главная цель управления прибылью - максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Это означает:

* обеспечение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

* обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

* обеспечение высокого качества формируемой прибыли;

* обеспечение необходимого уровня дохода на инвестируемый капитал собственниками компании;

* обеспечение доста­точного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

* обеспечение роста рыночной стоимости организации;

* обеспечение эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Показатели прибыли, используемые в АХД:

маржинальная (валовая) прибыль- это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

прибыль от реализации продукции, работ и услуг- разность между суммой маржинальной прибы­ли и постоянными расходами отчетного периода;

балансовая (валовая) прибыль - включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, вне­реализационные доходы и расходы;

налогооблагаемая прибыль- это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных пред­приятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;

чистая (нераспределенная) прибыль– прибыль, которая остается в распоряжении п/п после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

капитализированная (реинвестированная) прибыль- это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на фи­нансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления;

потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на соци­альные программы.

Экономические факторы, влияющие на величину прибыли   Для сознательного и целенаправленного принятия управленческих решений по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего классифицировать факторы роста прибыли и дать количественную оценку их влияния.  
Внешние: Внутрен­ние:  
· рыночно- конъюнктурные (диверсификация деятельности организации; повышение конкурентоспособности в оказании услуг; организация эффективной рекламы новых видов продукции; уровень развития внешнеэкономи­ческих связей; изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции); · материально-технические (использование прогрессивных и эк. предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства); · организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информа­ционное обеспечение процессов принятия решений);  
· хозяйственно-правовые и адми­нистративные (налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен); · экономиче­ские (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование); · специ­фические (регулирование финансовых результатов в соот­ветствии с принятой учетной политикой, леверидж);  
· природные, транспортные, социально-эк. условия.  
· социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).    
Количественную оценку производят с помощью ряда параметров, основными из которых является: - изменение отпускных цен на про­дукцию; - изменения в объеме реализации; - изменения в структуре реализации продукции; - экономия от снижения себестоимости про­дукции; - изменения себестоимости за счет структурных сдвигов; - изменения цен на материалы и тарифов на услуги; - изменение за­трат на 1 руб. продукции.  

При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции умень­шают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Таблица1

Наши рекомендации