Анализ состава и динамики прибыли
Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; (разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности).
Прибыль - это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса.
Сущность заключается в том, что необходимый уровень прибыли - это:
■ основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
■ главный источник возрастания рыночной стоимости организации;
■индикатор кредитоспособности организации;
■ главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
■ индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
■ гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения потребностей общества.
Поддержание необходимого уровня прибыльности - необходимая закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса - одна из главных внутренних причин банкротства.
Главная цель управления прибылью - максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Это означает:
* обеспечение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
* обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
* обеспечение высокого качества формируемой прибыли;
* обеспечение необходимого уровня дохода на инвестируемый капитал собственниками компании;
* обеспечение достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;
* обеспечение роста рыночной стоимости организации;
* обеспечение эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.
Показатели прибыли, используемые в АХД:
маржинальная (валовая) прибыль- это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
прибыль от реализации продукции, работ и услуг- разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;
балансовая (валовая) прибыль - включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;
налогооблагаемая прибыль- это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;
чистая (нераспределенная) прибыль– прибыль, которая остается в распоряжении п/п после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
капитализированная (реинвестированная) прибыль- это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления;
потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.
Экономические факторы, влияющие на величину прибыли Для сознательного и целенаправленного принятия управленческих решений по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего классифицировать факторы роста прибыли и дать количественную оценку их влияния. | |||
Внешние: | Внутренние: | ||
· рыночно- конъюнктурные (диверсификация деятельности организации; повышение конкурентоспособности в оказании услуг; организация эффективной рекламы новых видов продукции; уровень развития внешнеэкономических связей; изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции); | · материально-технические (использование прогрессивных и эк. предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства); | · организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решений); | |
· хозяйственно-правовые и административные (налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен); | · экономические (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование); | · специфические (регулирование финансовых результатов в соответствии с принятой учетной политикой, леверидж); | |
· природные, транспортные, социально-эк. условия. | |||
· социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников). | |||
Количественную оценку производят с помощью ряда параметров, основными из которых является: - изменение отпускных цен на продукцию; - изменения в объеме реализации; - изменения в структуре реализации продукции; - экономия от снижения себестоимости продукции; - изменения себестоимости за счет структурных сдвигов; - изменения цен на материалы и тарифов на услуги; - изменение затрат на 1 руб. продукции. |
При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Таблица1