Заработная плата персонала по проекту
В этот раздел запишите всех сотрудников, работающих на полную ставку или на некоторую (в процентном отношении) часть ставки, а также людей, входящих в персонал по проекту, но работающих, по отношению к инвестору, бесплатно.
Принято просить у инвестора на оплату труда персонала по проекту не более четверти запрашиваемой суммы (в некоторых случаях не более трети).
Важно помнить: если инвестор сможет поддержать ваш проект не полностью, а лишь частично, то "резать" ваш бюджет будут, как правило, по разделу оплаты труда.
Еще одна важная категория, включаемая в данную часть, – это уже доступные вам средства: либо лично ваши, либо полученные из других источников (например, от еще одного участника проекта, предоставляющего вам по договору сотрудников или студентов). Эти средства следует указывать в столбце "Имеется". Часто сюда включают средства и услуги, предоставляемые на добровольной основе. Возможно, что какой-нибудь сотрудник работает на добровольной основе. В этом случае вы указываете в столбце "Имеется" сумму, достаточную для оплаты его труда, исходя из выполняемых им обязанностей.
Консультативные и контрактные услуги
Это вторая часть первого раздела бюджета. Сюда вы включаете оплачиваемых консультантов и консультантов-добровольцев, которые не являются персоналом, их услуги нужны лишь на короткий срок.
Помните, что люди, относящиеся к персоналу проекта, как правило, не могут, на платной основе оказывать дополнительно консультативные или иные контрактные услуги. Будьте логичны, выбирая, что включить в эту часть. Учтите также, что в эту статью не входят транспортные расходы и суточные для консультантов.
Обязательные отчисления из фонда заработной платы
Чтобы запрашиваемые суммы на оплату труда в реальности при получении (с учетом подоходного налога и других обязательных выплат) не уменьшились где-то наполовину, сразу составляйте бюджет по оплате труда с учетом социального, медицинского страхования и других обязательных выплат, Что для этого нужно сделать: увеличивайте суммы в графах "всего", "имеется", "требуется", на нужный «процент», оговаривая данный момент для донора (чтобы не возникал вопрос о ваших "завышенных" притязаниях), либо выносите обязательные выплаты с фонда заработной платы в отдельный пункт бюджета.
ПРЯМЫЕ ОСНОВНЫЕ РАСХОДЫ
Данный раздел бюджета проекта включает в себя:
- аренду помещений и коммунальные услуги;
- аренду и покупку оборудования;
- расходные материалы;
- командировочные и транспортные расходы;
- прочие расходы.
Аренда помещений и коммунальные услуги
В этой части второго раздела Вы указываете стоимость всех помещений, используемых коммуникаций и т.п. (включая арендуемые вами и переданные вам в постоянное пользование). Стоимость аренды помещения и эксплуатационных расходов должны соответствовать таковым в вашем регионе. Включите в этот раздел (если это необходимо) стоимость страховки, ремонта, плату за телефон и т.п.
Аренда и покупка оборудования
Сюда следует записать все оборудование, которое вы предполагаете арендовать или купить для использования в работе по проекту. Сюда же входит оборудование офиса, мебель, компьютеры, копировальные машины, факс, автомобиль и т.д. Всеми возможными способами пытайтесь использовать как можно больше оборудования из собственных источников (колонка "Имеется"). Это не только снизит общую сумму проекта, но и продемонстрирует спонсору ваши потенциальные возможности самофинансирования.
Расходные материалы
Обычно сюда относятся канцелярские принадлежности, то есть бумага, ручки, скрепки, папки и пр.
Командировочные и транспортные расходы
Включите сюда все расходы, связанные с поездками. Подробно опишите каждый пункт, не пишите сразу больших сумм без соответствующих разъяснений, чтобы не вызывать у спонсора вопросов. Включите сюда расходы на проезд исполнителей проекта, суточные (из расчета на каждый день, в соответствии с существующими в вашей организации или районе работы нормами), перевозку грузов, аренду автомобилей (если Вы не включили это в раздел "Оборудование") и др.
Прочие расходы
Сюда включите все, что не вошло в предыдущие категории. Например, сюда могут войти расходы на оплату конференций, совещаний и рабочих семинаров, членские взносы, печатание материалов и объявлений и др.
После того, как вы заполнили второй раздел бюджета, необходимо подвести по нему итог. Для этого сложите конечные суммы всех подразделов данной части бюджета по соответствующим колонкам.
НЕПРЯМЫЕ РАСХОДЫ
Что такое непрямые расходы? На этот вопрос зачастую непросто ответить: к непрямым расходам обычно относят расходы, которые трудно связать с какой-то конкретной деятельностью, но, тем не менее, необходимые для нормального функционирования жизнедеятельности проекта и успешного выполнения его задач.
После того, как вы составили бюджет по всем основным позициям, вы можете просчитать реальную стоимость вашего проекта, имеющиеся у вас для этого ресурсы и ту сумму, которую вы хотите попросить у инвестора. Для этого вам необходимо сложить конечные цифры по каждому из трех основных разделов бюджета.
Ниже приведен пример составления бюджета:
1. Оплата труда. | ||||||||||||||||
1.1. Оплата труда административной группы | ||||||||||||||||
Должность по проекту, ФИО исполнителя | Оплата труда по проекту, руб/мес. | Занятость в проекте, мес. | Имеется, руб. | Требуется, руб. | Всего, руб. | |||||||||||
Руководитель проекта | 15 000 | 45 000 | 45 000 | |||||||||||||
Координатор проекта по регионам | 14 000 | 42 000 | 42 000 | |||||||||||||
Бухгалтер проекта | 14 000 | 42 000 | 42 000 | |||||||||||||
Итого: | x | x | 129 000 | 129 000 | ||||||||||||
1.2. Оплата труда привлеченных специалистов | ||||||||||||||||
Должность (вид работ) | Оплата труда, руб/мес. | Количество человек | Занятость в проекте одного сотрудника, мес. | Имеется, руб. | Требуется, руб. | Всего, руб. | ||||||||||
Консультант по методической работе | 5 000 | 10 000 | 10 000 | |||||||||||||
Литературный редактор | 10 000 | 10 000 | 10 000 | |||||||||||||
Итого: | x | x | x | 20 000 | 20 000 | |||||||||||
1.3. Отчиления с ФЗП | ||||||||||||||||
Единый социальный налог | % отчислений | Имеется, руб. | Требует-ся, руб. | Всего, руб. | ||||||||||||
Отчисления с ФЗП административной группы проекта | 26,0 | 33 540 | 33 540 | |||||||||||||
Отчисления с ФЗП привлеченных специалистов проекта | 26,0 | 5 200 | 5 200 | |||||||||||||
Итого: | x | 38 740 | 38 740 | |||||||||||||
Итого на оплату труда: | 187 740 | 187 740 | ||||||||||||||
2. Прямые расходы: | ||||||||||||||||
Наименование статьи затрат | Стои-мость, руб. | Кол-во, мес., шт. | Имеется, руб. | Требуется, руб. | Всего, руб. | |||||||||||
Телефонные переговоры, интернет (3 мес) | 5 000 | 15 000 | 15 000 | |||||||||||||
Канцелярские и расходные материалы (3 мес) | ||||||||||||||||
Аренда помещения под офис проекта (3 мес.) | 15 000 | 45 000 | 45 000 | |||||||||||||
Итого: | 61 500 | 61 500 | ||||||||||||||
Полная стоимость проекта | 249 240 | 249 240 | ||||||||||||||
Составление бизнес-плана проекта
Бизнес-план - план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план для привлечения инвестора имеет свою специфику. Основная задача в данном случае - убедить инвестора в выгодности для него вложений в представляемый ему инвестиционный проект.
Бизнес-план, представляемый инвестору, обычно имеет небольшой объем, как правило, это 8-10 листов. Он носит характер краткого резюме инвестиционного проекта. В нем должны быть представлены только цели, результаты проведенного исследования рынка, суть проекта, требуемые и имеющиеся ресурсы, предполагаемые результаты от его реализации, основные показатели и краткие выводы.
Основной задачей такого резюме бизнес-плана является заинтересовать инвестора и заставить его ознакомиться с проектом подробнее, так как предложений может быть много и первое впечатление может оказаться решающим.
Если инвестора заинтересует представленный бизнес-план инвестиционного проекта, он захочет получить более подробную информацию. Подробный бизнес-план значительнее по объему, он описывает все стороны проекта. Для того чтобы убедить инвестора в серьезности предложения, лица представляющие проект, и в первую очередь руководитель, должны показать полную информированность о всех основных моментах представляемого инвестиционного проекта.
Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта содержит следующие разделы:
1. Титульная страница - содержит название компании, ее юридический и фактический адреса, телефоны, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные реквизиты собственников компании, наименование и (очень кратко) суть проекта, информацию об исполнителях проекта и дату его составления.
2. Резюме проекта - представляет собой основные положения, суть, "выжимки" из проекта, его основные выводы (для этого можно использовать паспорт проекта). Цель резюме - заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана. Объем резюме обычно составляет 2-3 страницы текста, который должен быть составлен простыми словами без использования терминологии и простыми предложениями. Оно должно показать инвестору выгодность и перспективность вложений в представляемый инвестиционный проект.
3. Описание компании - содержит информацию о компании, которая предлагает данный инвестиционный проект, ее полные реквизиты, информацию об учредителях и их реквизиты, цели компании, сведения о руководстве, историю компании, достижения, организационную структуру, основные продукты, и место компании на рынке.
4. Описание продукта или услуги - включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию патентах и лицензиях.
5. Маркетинговый анализ - содержит информацию о имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.
Маркетинговый анализ - самый первый и важный этап в написании бизнес-плана. Важнейшим разделом в маркетинговом анализе является определение объемов рынка сбыта продукции, доли рынка конкурентов, определение мотивации покупателей к принятию решения о покупке.
Основная задача данного раздела - дать ответ на вопросы: сколько и какого товара требует рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. В этом разделе также должен быть приведен анализ состояния и тенденций развития отрасли, средняя прибыльность и объемы производства предприятий отрасли, степень развития конкуренции и барьеры вхождения в нее.
6. Стратегия продвижения товара - здесь основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно и для каких категорий потребителей предназначен товар, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположены, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу. Приводится информация о стратегии рекламирования продукта или услуги, затратах на маркетинг, ценообразовании, политике при работе с покупателями. Этот раздел бизнес-плана часто является его самым слабым местом.
7. Производство. В случае производственного предприятия данный раздел включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание технических решений и расчеты затрат на реконструкцию или строительство.
В разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. В случае если специфика производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений, требования по технике безопасности труда.
В случае торгового или обслуживающего предприятия этот раздел включает значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому товару. По поставщикам также приводится информация о их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты.
В случае строительного или сервисного предприятия отражается также информация о подрядчиках, дается их характеристика и реквизиты.
8. План по персоналу. В этом разделе приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.
9. Организационная структура и управление - содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала.
В случае реорганизации или вновь создаваемого предприятия дается информация о форме собственности предприятия, его основных или предполагаемых акционерах, их реквизиты, доли в капитале предприятия, процесс принятия решений и принципы управления.
10. Финансовый план - самая интересная часть бизнес-плана с практической точки зрения, он показывает какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования. В финансовом плане приводятся или рассчитываются все денежные потоки предприятия - затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль.
11. Анализ рисков проекта - в этом разделе дается описание возможных рисков проекта и их характеристика, а также приводится стратегия по их минимизации.
12. Приложения к бизнес-плану. Это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации и подробные описания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы.