Расчет денежных потоков и определение бюджетной эффективности
Основой для расчета показателей бюджетной эффективности являются суммы налоговых поступлений в бюджет и выплат для бюджетов различных уровней, определяемые с использованием таблицы П3.11, включая и подоходный налог с персонала предприятия.
На основе данных таблицы составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие показатели бюджетной эффективности проекта (табл. П3.14). Для каждого уровня бюджета расчеты проводятся раздельно.
Пример 7.1. Вернемся к примерам 5.1 и 5.2 и определим бюджетную эффективность описанного там проекта (для упрощения — в текущих ценах). Также с целью упрощения проведем расчет только для консолидированного бюджета (без разделения на бюджеты различных уровней) и внебюджетных фондов. Расчет сведем в таблицу 7.1, приняв бюджетную ставку дисконта равной 10%.. При этом мы пренебрегаем неодновременностью выплат в бюджет НДС за материальные затраты и за выручку, но учитываем неодновременность выплат в бюджет НДС за капитальные затраты и возвратом его из бюджета. Выплаты в бюджет берутся со знаком «плюс», т.к. для бюджета это — притоки. Возвраты бюджеьных средств входят со знаком «минус».
Множитель 0,13 в строке 7 таблицы 7.1 учитывает процентную ставку подоходного налога.
Таблица 7.1.
№№ строк | Показатели | Номера шагов расчетного периода (m) | Всего | |||||||
Притоки стр.2 | 23,4 | 34,2 | 32,5 | 37,0 | 38,1 | 53,7 | 54,9 | 34,7 | 308,3 | |
Налоговые поступления, всего | 23,4 | 34,2 | 32,5 | 37,0 | 38,1 | 53,7 | 54,9 | 34,7 | 308,3 | |
в том числе | ||||||||||
НДС. Табл.3.1. стр.8+стр.12 | 23,4 | 26,1 | 22,5 | 22,5 | 28,8 | 31,5 | 31,5 | 27,0 | 213,3 | |
налог на имущество. -(Табл. 5.3., стр 14) | 0,0 | 4,1 | 3,4 | 2,8 | 3,3 | 2,5 | 1,6 | 0,7 | 18,3 | |
ЕСН + страхование. -(Табл. 5.3, стр.15) | 0,0 | 2,7 | 4,1 | 4,1 | 4,1 | 4,1 | 4,1 | 4,1 | 27,0 | |
налог на прибыль. -(Табл. 5.3, стр 20) | 0,0 | 0,0 | 0,6 | 5,7 | 0,0 | 13,7 | 15,8 | 0,9 | 36,7 | |
НДФЛ -13%х (Таблица 5.3, стр.6) | 0,0 | 1,3 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 13,0 | |
Оттоки стр. 9 | 0,0 | -36,0 | 0,0 | 0,0 | -10,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -46,8 | |
Налоговые выплаты, всего | 0,0 | -36,0 | 0,0 | 0,0 | -10,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -46,8 | |
в том числе | ||||||||||
НДС. -(Табл.3.1. стр.9). | 0,0 | -36,0 | 0,0 | 0,0 | -10,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -46,8 | |
Чистый приток стр.1+стр.8 | 23,4 | -1,8 | 32,5 | 37,0 | 27,3 | 53,7 | 54,9 | 34,7 | 261,5 | |
Коэффициент дисконтирования | 1,00 | 0,91 | 0,83 | 0,75 | 0,68 | 0,62 | 0,56 | 0,51 | ||
Дисконтированный чистый приток | 23,4 | -1,7 | 26,8 | 27,8 | 18,7 | 33,3 | 31,0 | 17,8 | 177,1 | |
ЧДД бюджета | 177,1 |
Если отсутствуют как бюджетные оттока, так и государственные гарантии, то единственным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета. Если же дополнительно предположить, что в примере 5.2 предоставляются гарантии в размере на 60% заемных средств (т.е. на 58,24 единицы, как вытекает из стр.29 Таблицы 5.3.), то полезно учитывать и показатель Индекс Доходности Гарантий (ИДГ), равный отношению ЧДД бюджета к величине гарантий. В данном случае . n
УЧЕТ инфляции, неопределенности и риска
Этот блок включает два раздела: раздел 8 “Учет инфляции при оценке эффективности инвестиционных проектов” и раздел 9 “Учет неопределенности и риска при оценке эффективности инвестиционных проектов”. В первом из них излагаются вопросы, связанные с методами учета инфляции для проектов, реализуемых с использованием одной или нескольких валют, во втором особое внимание уделено методам учета факторов риска и неопределенности при формировании проекта, оценке его устойчивости и расчете обобщающих показателей эффективности.
УЧЕТ ИНФЛЯЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Общие положения
Инфляция во многих случаях существенно влияет на основные показатели эффективности проекта, условия его финансовой реализуемости и потребность в финансировании. Это влияние особенно существенно для:
· проектов с растянутым во времени инвестиционным циклом;
· проектов, предусматривающих компенсацию затрат частью продукции (СРП);
· проектов, требующих значительной доли заемных средств;
· проектов, предполагающих одновременное использование нескольких валют (многовалютных).
Поэтому при оценке реализуемости и эффективности инвестиционных проектов инфляцию следует учитывать. Учет инфляции осуществляется с использованием:
· общего индекса внутренней рублевой инфляции, определяемого с учетом систематически корректируемого рабочего прогноза хода инфляции;
· прогнозов валютного курса рубля по отношению к используемым в проекте валютам;
· прогнозов внешней инфляции;
· прогнозов изменения во времени цен на продукцию и ресурсы (в том числе — газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сырье, отдельные виды материальных ресурсов), а также прогнозов изменения уровня средней заработной платы и других укрупненных показателей на перспективу;
· прогноза ставок налогов, пошлин, ставок рефинансирования ЦБ РФ и других финансовых нормативов государственного регулирования.