Оценка экономической привлекательности и эффективности проекта
Экономический анализ оценивает проект с точки зрения соответствия результатов данного проекта стратегии развития и экономическим целям страны. Например, проекты, связанные с масштабными инвестициями в автоматизацию производственных процессов, могут противоречить таким национальным экономическим целям, как сокращение расходов по импорту (поскольку автоматизация осуществляется за счет поставок технологических линий из-за границы) и создание новых рабочих мест. Осуществлению национальной политики повышения уровня жизни населения, занятого в сельском хозяйстве, будут способствовать проекты создания социальной инфраструктуры районов, строительства новых транспортных магистралей, в том числе автомобильных путей.
Определение экономических целей страны является прерогативой ее руководства, правительства. В то же время при кредитовании некоторых программ финансовые институты (например, Мировой банк) могут принимать участие в разработке целей социального развития стран и регионов.
Опыт проведения экономического анализа показал, что при отборе проектов самыми распространенными экономическими целями национального развития являются:
- создание в стране добавленной стоимости;
- поступление или экономия иностранной валюты;
- развитие инфраструктуры;
- создание новых рабочих мест;
- подготовка квалифицированных кадров;
- привлечение и использование местных ресурсов.
Потенциальная эффективность проекта определяется, учитывая возможность достижения поставленных целей в результате осуществления проекта.
Таким образом, отсев проектов происходит по критерию несоответствия проекта тем задачам, которые решаются нацией на данном этапе ее развития. Поэтому оценка экономической привлекательности проекта является для аналитика не менее важной, чем оценка экономической эффективности проекта.
Исследовав экономическую привлекательность проекта (с точки зрения возможности достижения определенных экономических целей развития общества), аналитики определяют его экономическую эффективность.
Целью измерения экономической эффективности является оценка эффективности использования дефицитных ресурсов общества в рамках проекта.
Для определения экономической эффективности проекта используют понятие альтернативной стоимости, теневых цен, неощутимых выгод и расходов, трансфертных платежей, потребительского избытка и екстерналий. Оценка экономической эффективности проекта основывается на методологии приростного характера выгод и расходов, который определяет экономические выгоды как все позитивные результаты, которые получает общество от реализации проекта, а экономические расходы – как все негативные влияния, которые сопровождают проект.
Экономический эффект проекта | = | Прирост экономических выгод | - | Прирост экономических расходов |
Аналитик, определяя ценность проекта, оценивает, насколько позитивные результаты (выгоды) превышают его негативные последствия (расходы) и какой будет величина выигрыша общества при осуществлении проекта.
Финансовая оценка проектов построена на использовании цен, которые фирма платит за товары и услуги, необходимости проекта и тех цен, которые заплатят потребители за продукцию, полученную в результате реализации проекта. Впрочем, с точки зрения общества, такие цены не всегда могут быть приемлемой мерой стоимости расходов и выгод. Для экономического анализа необходимо оценить все компоненты проекта с точки зрения альтернативной стоимости. Аналитик определяет альтернативную стоимость вещей с точки зрения их наилучшего использования, а производимой продукции – путем оценки расходов нации на приобретение аналогичной продукции из-за отсутствия отечественного проекта.
При проведении экономического анализа аналитики вынуждены корректировать финансовые показатели, которые в значительной мере искажают реальную стоимость товаров. Эти искажения обусловлены отсутствием свободного конкурентного рынка, основной чертой которого является бесконечное множество товаропроизводителей, которые продают стандартизированный товар. Поскольку на рынке отсутствуют входные барьеры и все участники имеют равный доступ к ресурсам, в том числе и информационным, на рынке формируется цена, которая в долгосрочном периоде равна минимальным средним расходам производства.
Следовательно, ввиду того, что количество действительно конкурентных рынков незначительно, аналитики реально сталкиваются с ситуациями, когда ценообразование не отражает действительной стоимости товара. На современном рынке цены искажены в результате неконкурентных ограничений, отсутствия контроля над ценами, налогами, субсидиями, квотами. Поэтому инвестиционные ограничения, которые принимаются на основе искаженных цен, не всегда отвечают оптимальному выбору проекта, который имеет наивысшую экономическую эффективность.
Существование в экономике значительных отличий между ценами рыночных соглашений и расходами на производство продукции свидетельствует об отсутствии свободной конкуренции на рынке, а также о значительной государственной регуляции экономического развития страны. Ценовые перекосы могут возникать в результате проведения государственной политики, направленной на поддержку развития определенного сектора экономики; безопасности отдельных производств, доступности некоторых товаров для определенных категорий потребителей, минимизацию неблагоприятных социальных последствий некоторых проектов, изменение структуры и географии развития отраслей, увеличение поступлений в государственный бюджет, защиту отечественных производителей и другие цели, которые оказывают влияние на ценовую политику фирм.
Искажение рыночных цен может происходить в результате трансфертных платежей.
Трансфертными называют платежи, которые не сопровождаются созданием или движением богатства в обществе.
К трансфертам принадлежат субсидии, дотации, налоги, акцизные собрания. В финансовом анализе все трансферты включаются в рыночные цены, поскольку их получает или выплачивает частный инвестор. Налоги, уплаченные фирмой, увеличивают расходы, а субсидии способствуют росту доходов.
Главной ошибкой в оценке экономической ценности рабочей силы является ориентация на существующий уровень оплаты труда. Например, за существование дефицита квалифицированной рабочей силы для осуществления проекта придется повысить уровень оплаты труда новых рабочих, что увеличит расходы проекта сравнительно с фактическим уровнем.
Рассмотрим возможный подход к определению альтернативной стоимости рабочей силы при реализации проекта, целью которого является строительство ирригационной системы в районе культивации риса. После осуществления проекта возникнет возможность сбора второго урожая. К расходам проекта, кроме расходов на строительство ирригационной системы, следует отнести потерянный заработок сельскохозяйственных работников, который они получали как строители в период засухи в ситуации «строительного проекта». Опыт проведения экономического анализа проекта показал, что альтернативную стоимость рабочей силы определяют по производительности труда сельскохозяйственных работников. Этот подход не вызывает сомнений при оценке сельскохозяйственных продуктов. Однако при отборе проектов, которые реализуются в других секторах, этот метод исходит из создания дополнительной стоимости в результате найма дополнительных работников из сельскохозяйственного района.
Таким образом, для оценки в проекте экономической стоимости таких ресурсов, как земля и рабочая сила, исходят из возможного дохода, который ожидается при использовании этих ресурсов наилучшим из возможных способов.