Мониторинг Банка России для обеспечения устойчивости банковского сектора

Мониторинг деятельности коммерческих банков в рамках современной системы банковского регулирования и надзора Банка России призван решать в комплексе следующие задачи:

- сбор и накопление информации, отражающей основные показатели экономического развития страны и деятельности системы коммерческих банков;

- анализ и прогноз показателей устойчивости банковской системы, оценка системных рисков банковской системы;

- выявление и оценка степени влияния различных факторов, определяющих надежность банков, устойчивость банковской системы;

- оценка эффективности мероприятий, проводимых в рамках государственного регулирования банковской системы.

Можно выделить следующие его направления:

· мониторинг коэффициентов;

· регулярный мониторинг банковских рисков

· мониторинг на основе данных стресс-тестирования;

· мониторинг за информацией по результатам деятельности кураторов;

· мониторинг показателей финансовой устойчивости банковского сектора;

· мониторинг предприятий нефинансового сектора.

Каждое из направлений мониторинга имеет соответствующее функциональное значение.

1. Мониторинг коэффициентов – анализ системы коэффициентов на основе Инструкции Центрального банка РФ от 16.01.2004 №110-И «Об обязательных нормативах банков», задающей общие принципы защиты банков от финансовых рисков. Однако, надежность установленной системы нормативов не слишком высока, так как достоверность официальной банковской отчетности находится на довольно низком уровне, и получаемые с помощью коэффициентных систем результаты не всегда отражают реальную ситуацию в банке. Они могут быть использованы лишь для выявления отдельных тревожных сигналов в деятельности банков.

Также вызывает беспокойство ситуация с достоверностью отчетности. При осуществлении процедур ликвидации некоторых банков было выявлено, что реальные активы этих банков составляют 5%-7% от нарисованного в отчетности. Т.е фактически многие из этих банков были банкротами уже до того, как обнаружились нарушения операций с «обналичкой».

В рамках решения этой проблемы предлагаем установить повышенные требования к руководителям, главным бухгалтерам, к организации учетно-операционной работы банков, к системе внутреннего контроля. В связи с этим необходимо тесное взаимодействие Банка России и аудиторских фирм на базе создания единого методологического центра по работе с банками и аудиторскими организациями. Появление такого центра будет способствовать улучшению взаимодействия контрольных и надзорных органов с банками и аудиторами, снизит налоговые и бухгалтерские риски, сократит количество проверок банков и ускорит время их проведения.

2. Регулярный мониторинг рисков включает в себя в настоящее время следующие направления:

- мониторинг кредитных рисков (риска кредитования нефинансовых предприятий и риска потребительского кредитования);

- мониторинг риска ликвидности;

- мониторинг рыночного риска;

- мониторинг достаточности капитала.

Данный мониторинг проводится ежемесячно и призван способствовать выявлению неблагоприятных тенденций в деятельности банков на самых ранних стадиях. В основном мониторинг рисков в России базируется также на коэффициентном анализе на основе официальной банковской отчетности. Так подверженность банковского сектора кредитному риску оценивается на основе показателей нормативов Н6, Н7, Н9.1, Н10.1, показателей качества кредитного портфеля банков (доли просроченных ссуд, доли стандартных ссуд и т.п.). В основе мониторинга риска ликвидности лежит анализ таких показателей, как: показатели нормативов мгновенной и текущей ликвидности; доля в активах средств, размещенных на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России и на корсчетах других банков.

Информация о степени подверженности банковской системы данным видам рисков и о состоянии достаточности капитала регулярно приводится Банком России в отчетах о развитии банковского сектора России на соответствующий год, в обзорах банковского сектора РФ.

Для дальнейшего развития мониторинга рисков (особенно кредитных) и управления ими большую роль может сыграть информация, аккумулируемая в рамках развитой системы кредитной информации (бюро кредитных историй). Мировой опыт их создания показал, что, во-первых, бюро кредитных историй обеспечивают лучшую информированность банков о потенциальных заемщиках и позволяют точнее прогнозировать возвратность ссуд, что уменьшает риск возникновения проблемы отрицательного отбора.

3. Мониторинг на основе данных стресс-тестирования является инструментом оценки устойчивости банковского сектора и выявления банков, наиболее подверженных рискам, в случае возникновения напряженной ситуации в экономике. Банки должны быть готовыми к возможности возникновения рисков, разработать свои стратегии дальнейшего развития. Стресс-тестирование позволяет провести количественный анализ убытков в случае наступления экстремальных событий либо одного, либо нескольких, либо выстраивания целых сценариев событий.

В Банке России стресс-тестирование на подверженность различным рискам проводится ежегодно и в основном на основе анализа отчетности 200 крупнейших банков по размеру активов. В большинстве случаев в России используются в основном однофакторные модели. На наш взгляд, в мониторинге по стресс-тестированию следует расширить использование опыта международной банковской практики и применять сценарный анализ и анализ чувствительности портфеля активов банка к изменению различных факторов риска. Сценарный анализ направлен преимущественно на оценку стратегических перспектив, а анализ чувствительности оценивает непосредственно воздействие на портфель активов банка изменений заданного фактора риска.

4. Мониторинг за информацией по результатам деятельности кураторов призван выявлять на раннем этапе проблемы, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков банка, а также реально оценивать эффективность системы внутреннего контроля в кредитной организации. Эксперимент по введению кураторов в банки начался еще в 2003 году, однако дискуссии о полномочиях кураторов идут до сих пор.

К очевидным преимуществам введения института кураторства относят:

- возможность получения данных о реальном финансовом состоянии банка на основании анализа информации на межотчетные даты и, как следствие, выявление на раннем этапе проблем, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков банка;

- вследствие ежедневного отслеживания банковских операций возможность более детального контроля за достоверностью отчетности, представляемой в надзорный орган на отчетные даты и, как следствие, более реальная оценка эффективности системы внутреннего контроля в банке;

- обеспечение тесного взаимодействия между дистанционным и контактным надзором, возможность осуществления регулярных контактов с руководством банка для лучшего понимания ситуации в поднадзорном банке;

- переход от строго формализованных критериев оценки деятельности банка, определенных в настоящее время нормативными документами Банка России, к мотивированному суждению на основании накапливаемого материала о банке в целом.

В то же время отмечается следующее:

- сама идея кураторства для России не нова. С 1996 по 1998 год действовало специальное управление по надзору за крупнейшими банками (ОПЕРУ-2), что, однако, не смогло воспрепятствовать чрезмерно рисковому ведению бизнеса некоторыми из курируемых банков и предотвратить банкротство, постигшее их во время кризиса 1998 года;

- куратор должен иметь доступ ко всей финансовой информации подопечного банка, которая зачастую является инсайдерской, поэтому не исключена проблема коррупции среди кураторов. Кроме того, доступ куратора к внутренним документам банка, раскрывающим многочисленные стороны его деятельности, повышает опасность утечки конфиденциальной информации как во время работы куратора в Центральном банке, так и после увольнения.

- присутствие куратора в совещаниях различных структур управления банком может уменьшить диапазон и остроту обсуждения проблем в ущерб его менеджменту и конечным финансовым результатам;

- существует также проблема взаимодействия куратора банка и инспекционной службы. Если в ходе проверки инспекционной службой не выявлено нарушений, фактически положительную оценку получает куратор, если же нарушения присутствуют, то спрос предъявляется к куратору;

- куратор из-за широкого круга обязанностей не в состоянии сделать качественный анализ всех компонентов надежности банка. Банковская деятельность сопряжена многочисленными рисками, скрытыми особенно в таких высокотехнологичных продуктах и операциях, как лизинг, мониторинг пассивов и активов по срокам и ценам, сделки с иностранной валютой, акциями и иными ценными бумагами денежного рынка. Своевременное выявление рисков и их величины, определение способов минимизации потенциальных потерь требует знаний и большого опыта. Куратор должен быть, по определению, суперспециалистом практически во всех сферах банковской деятельности, поскольку квалификация проверяющего не может быть ниже квалификации проверяемого.

Несмотря на наличие указанных проблем в организации взаимодействия кураторов и банков, необходимо отметить, что кураторство – это новый элемент системы банковского надзора, и как всегда происходит при внедрении чего-то нового, без проблем не обходится. В связи с этим и отбор кураторов, и контроль за их деятельностью должен быть высоко эффективным.

Таким образом, дальнейшее развитие мониторинга на основе деятельности кураторов позволит установить текущий ежедневный надзор сосредоточенный на ежедневном анализе принятых банком рисков, контроле за ссудной задолженностью.

5. Мониторинг показателей финансовой устойчивости банковского сектора. Данное направление мониторинга сводится к отслеживанию 25 показателей, базирующихся в основном на Руководстве по показателям финансовой устойчивости МВФ

Основные показатели
Банковский сектор  
Достаточность капитала Регулятивный капитал, взвешенный по степени риска Регулятивный капитал первого уровня к активам, взвешенным по степени риска
Качество активов Неработающие ссуды (за вычетом резервов) к капиталу Неработающие ссуды к общему объему ссуд Распределение ссуд по секторам к общему объему ссуд
Доходы и прибыльность Рентабельность активов Рентабельность капитала Процентная маржа к валовому доходу Непроцентные расходы к валовому доходу
Ликвидность Ликвидные активы к совокупным активам (коэффициент ликвидности) Ликвидные активы к краткосрочным обязательствам
Чувствительность к рыночному риску Чистая открытая позиция в иностранной валюте капиталу
Поощряемые показатели
Банковский сектор Капитал к активам Крупные риски к капиталу Географическое распределение ссуд к общему объему ссуд Доход от торговых операций к совокупному доходу Расходы на персонал к непроцентным расходам Спред между справочными ставками по ссудам и депозитам Депозиты клиентов к общему объему ссуд (не являющихся межбанковскими) Ссуды в иностранной валюте к общему объему ссуд Обязательства в иностранной валюте к общему объему обязательств
Ликвидность рынка Средний спред между ценами спроса и предложения на рынке государственных ценных бумаг Коэффициент среднего дневного оборота на рынке государственных ценных бумаг
Рынки недвижимости Ссуды, предоставленные строительным компаниям, к общему объему ссуд Ипотечные жилищные кредиты к общему объему ссуд

6. Мониторинг финансового состояния предприятий. В рамках действующей сегодня в Банке России системы макроэкономического анализа состояния экономики РФ в целом и по регионам, важное значение отводится организации мониторинга финансового положения предприятий (как потенциальных заемщиков), осуществляемого в соответствии с Положением Банка России от 19.03. 2002 г. № 186-П «О проведении мониторинга предприятий Банком России».

Особую ценность результатам мониторинга придает возможность выявить как общие закономерности финансово-хозяйственной деятельности предприятий в современных экономических условиях, так и региональные, отраслевые особенности. Кроме того, сохраняет актуальность наличие информации о финансовом состоянии крупных акционеров банков, крупных заемщиков. В этой связи возникает необходимость обязательного участия таких предприятий в мониторинге. Аналитические материалы, подготовленные по результатам мониторинга предприятий, используются специалистами надзорного органа также при проверке обоснованности оплаты юридическим лицом доли уставного капитала банка, превышающей 20%.

Задачами, решаемыми в ходе мониторинга, являются:

- анализ и прогнозирование экономической конъюнктуры на основе оценки финансового положения предприятий, изменения спроса и предложения на микроуровне;

- оценка эффективности и совершенствование денежно-кредитной политики в стране и в регионах с учетом раннего обнаружения возникающих в экономике диспропорций и реального развития общеэкономических процессов как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов;

- формирование инвестиционного климата;

- совершенствование системы оценки возникающих в банковской системе рисков под воздействием структурных сдвигов в реальном секторе экономики

- усиления взаимодействия реального и банковского секторов экономики.

Указанные направления использования мониторинга предприятий в полной мере отвечают тому опыту, который накоплен в работе с предприятиями реального сектора центральными банками таких стран, как Германия, Франция, Япония, США.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите критерии проблемности банков.

2. Назовите критерии проблемности НКО.

3. Кто н при каких условиях может ходатайсгвовать о признании банка банкротом?

4. Какие меры по предупреждению банкротства банков применяются в России и в какой последовательности?

5. Как изменилась роль Ассоциации по страхованию вкладов (АСВ) по санации банков с конца 2008г.? Применяемые ею модели санации.

6. Какие модули включают мониторинг банка России по устойчивости банковского сектора?


Наши рекомендации