Тема 4. Риск и доходность финансовых активов
Задача 1. Портфель состоит из 300 акций фирмы А, 500 акций фирмы Б и 1150 акций фирмы С. Текущие рыночные цены акций соответственно 20, 50 и 15 долл. Рассчитать структуру портфеля.
Задача 2. Предпринимателю необходимо выбрать лучший из двух альтернативных финансовых активов. Имеются следующие их характеристики:
Показатель | актив А | актив Б |
Цена актива, руб. | ||
Доходность, %: | ||
- пессимистическая (вероятность 0,2) | ||
- умеренная (вероятность 0,6) | ||
-оптимистическая (вероятность 0,2) |
Оценить: 1) среднюю ожидаемую доходность, 2) дисперсию, 3) среднее квадратическое отклонение, 4) коэффициент вариации, 5) размах вариации, 6) коэффициент корреляции между этими доходностями.
Задача 3. Экспертами предоставлены данные об ожидаемой доходности акций предприятий А и Б в зависимости от общеэкономической ситуации.
Экономическая ситуация | Вероятность | Доходность акций предприятия А, % | Доходность акций предприятия Б, % |
Быстрый рост экономики | 0,15 | ||
Умеренный рост экономики | 0,45 | ||
Нулевой рост экономики | 0,30 | ||
Спад | 0,10 |
Рассчитать: а) показатели риска, б) коэффициент корреляции.
Задача 4. Известны статистические данные о финансовых инструментах А, В, С.
Показатель | А | В | С |
Доходность в 1 году, % | |||
Доходность в 2 году, % | |||
Доходность в 3 году, % |
Задание:
1. Проанализировать риск этих инструментов на основе средней доходности, среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации. По коэффициенту вариации выбрать наименее рисковый актив.
2. Составить возможные двухпродуктовые портфели, в которых один актив будет составлять 50%, второй – 50%. Рассчитать показатели из п.1 для этих портфелей (в т. ч. для одного из вариантов среднее квадратическое отклонение с использованием коэффициента корреляции). По коэффициенту вариации выбрать наиболее и наименее рисковый портфель.
Задача 5. Известны статистические данные о доходности активов.
Показатель | А | В | С | D |
Доходность в 1 году, % | ||||
Доходность в 2 году, % | ||||
Доходность в 3 году, % | ||||
Доходность в 4 году, % |
Задание:
1. Рассчитать среднюю доходность и среднее квадратическое отклонение для каждого актива.
2. Рассчитать среднюю доходность и среднее квадратическое отклонение с использованием коэффициента корреляции и коэффициент вариации для всех возможных вариантов, когда формируется портфель из двух активов, причем 50% в стоимости портфеля составляет один актив, а 50% - другой.
Задача 6. Приведены данные, характеризующие различные активы:
Актив | Доходность, % | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | |
A | 12,0 | 10,0 | 13,0 | 12,0 |
B | 8,0 | 10,0 | 7,0 | 8,0 |
C | 9,6 | 12,0 | 8,4 | 9,6 |
D | 13,0 | 13,4 | 11,0 | 12,8 |
E | 9,0 | 11,0 | 10,4 | 10,0 |
F | 10,0 | 11,0 | 10,4 | 12,0 |
G | 9,0 | 12,0 | 14,0 | 11,0 |
H | 8,0 | 9,0 | 10,0 | 11,0 |
I | 8,0 | 7,0 | 10,0 | 8,0 |
J | 10,8 | 9,0 | 11,7 | 10,8 |
K | 10,0 | 8,0 | 11,0 | 10,0 |
Задание:
1. Рассчитать среднюю доходность и стандартное среднее квадратическое отклонение для каждого актива.
2. Рассмотреть возможность включения актива А с другим активом в инвестиционный портфель из этой же таблицы по схеме 50%+50%.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Технические средства: мультимедийные аудитории и компьютерные классы.
2. Методы обучения с использованием информационных технологий:
- компьютерное тестирование;
- демонстрация мультимедийных материалов;
- реализация решений задач в математических пакетах.
3. Перечень программного обеспечения:
- ОС Windows XP;
- Microsoft Office Excell 2003-2007;
- Microsoft Office Word 2003-2007;
- Microsoft Office PowerPoint 2003-2007;
- Компьютерная деловая игра «Бизнес-Курс: Корпорация»;
- Компьютерная деловая игра «Бизнес-Курс: Максимум».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДИСЦИПЛИНЫ
Форма изучения материала | Аудитории | Материально-техническое обеспечение |
Лекции | Мультимедийные классы (ауд. 109, 110) | Мультимедийные презентации в оболочке Microsoft Office Power Point 2003 по темам: «Финансовая среда предпринимательства», «Основы теории предпринимательских рисков», «Классификация предпринимательских рисков», «Риск и доходность финансовых активов», «Организация процесса управления риском», «Методы выявления риска», «Финансирование риска», «Оценка эффективности методов управления риском». Компьютер (ауд. 109, 110 - 2 шт.), проекционное оборудование (ауд. 109, 110 - 2 шт.), колонки (ауд. 109, 110), усилитель (ауд. 109, 110 - 2 шт.); микрофон (ауд. 109, 110 - 2 шт.); правовая система «КонсультантПлюс»; правовая система «Гарант»; безлимитный интернет (в т.ч. беспроводной интернет (Wi-Fi). |
Практические занятия | Компьютерные классы (ауд. 214, 314) | Компьютеры (ауд. 214 - 16 шт., в т.ч. 1 компьютер преподавателя), проекционное оборудование (ауд. 214 - 1 шт.), интерактивная доска (ауд. 214 - 1 шт.), моноблоки (ауд. 314 - 16 шт.),; безлимитный интернет (в т.ч. беспроводной интернет (Wi-Fi); правовая система «КонсультантПлюс»; правовая система «Гарант»; издательство «Лань»; электронно- библиотечная система e.lanbook.com; университетская библиотека онлайн biblioclub.ru; научная электронная библиотека eLIBRARY.RU; электронный читальный зал bashlib.ru/echitzal; East View «Издания по общественным и гуманитарным наукам» ebiblioteka.ru; университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ); электронная библиотека диссертаций РГБ; программное обеспечение КДИ «Бизнес-Курс: Максимум»; электронная тестовая оболочка SunRav. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Для реализации компетентностного подхода все проводимые занятия, в том числе самостоятельная работа студентов, предусматривают сочетание передовых методических приемов с новыми образовательными информационными технологиями. Используются современные формы и методы обучения (исследовательские методы, корпоративное, проблемное обучение), направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности студентов, привитие им интереса к исследовательской работе.
Основным методом изучения тем, вынесенных в лекционный курс, является информационно-объяснительный метод с элементами проблемных ситуаций и заданий студентам. На практических занятиях основным является поисковый метод, связанный с решением различных типов задач.
Средствами обучения являются основная и дополнительная литература, дополнительные пособия для организации самостоятельной работы студентов, демонстрационные материалы, компьютерные обучающие программы, сборники задач.
Приемами организации учебно-познавательной деятельности студентов являются приемы, направленные на осмысление и углубление предлагаемого содержания, и приемы, направленные на развитие аналитико-поисковой и исследовательской деятельности.
Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Интерактивные формы проведения занятий могут быть использованы при проведении лекций и семинарских занятий, при самостоятельной работе студентов.
Предполагаемые формы проведения интерактивных занятий:
№ п/п | Интерактивные методы обучения | Форма проведения занятий | Компетенции |
Работа в малых группах | Практическое занятие | ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-12 | |
Коллективная мыслительная деятельность | Практическое занятие | ПК-12, ПК-13 | |
Учебная дискуссия | Лекция, практическое занятие | ПК-13 |
Работа в малых группах (корпоративное обучение)
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.
При организации групповой работы, следует убедиться, что студенты обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Каждая группа получает задания, это могут быть ключевые задачи или общие вопросы. Преподаватель должен давать максимально четкие инструкции к выполнению заданий. Каждой группе предоставляется достаточно времени на выполнение задания.
. Можно использовать работу в парах или четверках. Плюс этой работы заключается в том, что все студенты имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарниками, и только потом огласить их всей аудитории.
Приведем пример групповой работы. Студенческий коллектив делится на группы (ряды). В каждой группе студент играет определённую роль: спикер, секретарь, посредник, докладчик и т.д. (студенты в каждой группе распределяют обязанности). В обязанности спикера входит: озвучивание задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.
Каждая группа получает задание и чёткие инструкции по его выполнению. Если какая-то из групп справляется с заданием раньше остальных, то им предлагается новое задание. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди студентов. При этом преподаватель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.
При подведении итогов групповой работы докладчики предлагают результаты работы всей аудитории. Преподавателем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач.
Учебная дискуссия (корпоративное обучение) – это обмен мнениями ради поиска истин, правильных решений, причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена идеями, методами. Дискуссия может проводиться как со всей студенческой группой, так и с подгруппами (например, можно разделиться по рядам). Чем больше студентов приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится творческий потенциал.
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.
Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.
Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся – отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».
Метод позволяет максимально полно использовать опыт студентов, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит студентам о том, что является правильным, а сами студенты вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.
Приведем пример учебной дискуссии. Объявляется тема дискуссии (тема занятия). Затем ставятся вопросы или проблемные задания (задачи) для дискуссии. Преподаватель руководит дискуссией при помощи вопросов, не требующих однозначного ответа. При помощи активных студентов провоцирует проведение "мозговой атаки", организует обмен мнениями, выявление и обсуждение возникающих расхождений. По ходу проведения учебной дискуссии:
– обзор представленных данных, сведений, методов решений задач;
– формулируются итоги текущих обсуждений,
– предъявляются вопросы и задачи, подлежащих дальнейшему обсуждению и решению;
– анализируется ход обсуждения.
Общий итог должен стать ориентиром для перехода к изучению следующей темы.
Коллективная мыслительная деятельность (проблемное обучение) можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что преподаватель, обучаемые и учебный материал подготовлены к занятию и у преподавателя выработан четкий план его проведения.
Преподаватель должен выполнить правило: поставленная и принятая аудиторией учебная проблема должна быть решена до конца.
Структура главной части проблемного занятия:
– формирование проблемы;
– поиск ее решения;
– доказательство правильности решения;
– указание (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях.
В ходе занятия преподаватель, применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности.
Наиболее часто применяются следующие формы практических занятий:
– вопросно-ответный;
– развернутая беседа;
– высказывание мнения студента или группы студентов с последующим обсуждением;
– решение проблемных задач и упражнений и др.
Коллективная мыслительная деятельность позволяет студентам развивать свои умения, аргументировать ответы и выбранную позицию, вырабатывать необходимые компетенции.
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ