Особенности применения ССП в практике муниципального управления
Сбалансированная система показателей может служить методической основой для комплексной оценки процессов муниципального управления., внедряющих процессный подход.
Главная задача для некоммерческих предприятий и организаций, к которым относится муниципальное управление - оказание определенного вида услуг целевым группам населения. Финансовая составляющая в данном случае является не целью, а скорее ограничением. Система сбалансированных показателей успешно применяется в исполнительных органах власти Соединенных штатов Америки. Главный смысл метода – это нацеленность на результат, необходимый потребителю. Например, в США применяется следующая сбалансированная система показателей:
Определяются цели измерения качество процессов. Определение целей необходимо, для того чтобы впоследствии определить, кто будет потребителем информации о результатах измерения показателей процесса и для чего будет эта информация использоваться. Например, целям измерения показателей процесса могут быть следующие:
Повышение качества услуг, предоставляемых населению. Эти показатели характеризуют качество конечного продукта. В данной группе показатели необходимо разделить на показатели административных услуг и показатели предоставления социально – хозяйственных услуг. Показатели качества административных услуг. Эти показатели в свою очередь делятся на прямые и косвенные. К прямым показателям относятся показатели удовлетворенности населения, к косвенным – социально – экономические показатели и результативность деятельности городских служб, муниципальных предприятий и организаций. Затем определяют критерии оценки и методику. Рассмотрим, например, целевые показатели административного процесса, предложенные в Штате Каролина, «Обеспечение населения городским общественным транспортом»
Следует обратить внимание на то, что востребованность услуги, как показатель качества продукта (услуги) для коммерческих предприятий является прямым показателем конкурентоспособности продукта. Для муниципальных органов власти – это будет косвенным показателем, учитывая монопольность муниципалитетов на предоставление отдельных услуг. Прямым он будет в случае, если в данной сфере возникает конкуренция. Например, кроме городского общественного транспорта, появляется коммерческий.
Вторая группа показателей связана с показателями финансовой эффективностью результатов процесса. В отличие от коммерческих структур группа показателей финансовой эффективности в муниципальном управления нацелена на эффективное использование и распоряжение бюджетными средствами. К данным критериям можно отнести показатели снижения издержек на содержание департамента, стабильность цен на услуги, снижение издержек на содержание транспорта и ремонт оборудования. В отличие от коммерческих фирм, где эти показатели являются прямыми, в муниципальном управлении они могут быть косвенными по причине, например бюджетного дефицита. К прямым показателем в данном случае можно отнести себестоимость обслуживания одного пассажира, но только при проведении бечмаркинга – сравнительного анализа с данными показателями в соседних предприятиях и муниципальных образованиях.
Третья группа показателей – это показатели эффективности процесса. Главным показателем эффективности процесса является повышение производительности труда сотрудников, участвующих в процессе. Критериями: сокращение персонала департамента, передача управленческих функций внешним подрядчикам.
Четвертой группой показателей в американской системе сбалансированных показателей являются показатели инноваций и обучении:
- реализация инициатив;
- внедрение инновационных технологий;
повышение уровня квалификации в результате обучения и.т.д.
Еще одним примером внедрения в некоммерческих организациях заложенных в ССП принципов оценки процессов служит документ под названием : «Анализ государственной деятельности», подготовленный в 1993 году в администрации президента Б. Клинтона. В нем идет речь об оценке деятельности правительственных организаций и их ориентированности на граждан. В документе представлены рекомендации правительственным учреждениям по определению показателей деятельности работы государственных служащих. Новаторство этой методики заключатся в том, что, как правило, государственные и муниципальные служащие не ориентированы на итоги своего труда. Во – первых, в силу сложившихся условий они думают больше о самом процессе, чем о результате. Во - вторых, разработка показателей их деятельности – дело очень сложное. Налицо оценка объема работы, а не результата.
Российский научный центр государственного и муниципального управления (РГЦМУ) Разработал методику применения Сбалансированной системы показателей при оценке процессов муниципального управления. Согласно этой методики, сбалансированную систему показателей процессов муниципального управления целесообразно разбить на пять составляющих [27]. Три из них соответствуют проекциям классической корпоративной ССП – финансы, внутренние бизнес - процессы, обучение и развитие персонала. Проекция «Клиенты» разделяется на две составляющие - население и экономика.
Поскольку главной целью муниципального управления является повышение качества жизни населения, причинно – следственные связи всех показателей должны выходить на нее, как на конечный результат. Целевые показатели качества жизни населения выходят на проекцию «Население». Важнейшими компонентами качествами жизни являются : уровень здоровья населения, образ жизни населения. В проекции «Население могут так же находиться показатели, характеризующие удовлетворенность населения качеством услуг, относящихся к компетенции муниципального управления, включая услуги ЖКХ, водоснабжения, газоснабжения, электро - теплоснабжения. Оценка качества услуг должна проводиться с помощью социологических опросов.
Другой важной составляющей механизма реализации муниципального управления являются вопросы финансового обеспечения. От эффективности управления бюджетными средствами МО в значительной степени зависит достижение целей его развития. Показатели, характеризующие эффективность управления бюджетными средствами и мобилизации собственных доходов бюджета МО, входят в проекцию «Финансы». Обеспеченность финансовыми ресурсами и эффективность управления ими оказывают прямое влияние на уровень жизни населения. Кроме того, эти факторы являются необходимым условием повышения квалификации муниципальных служащих и роста эффективности их деятельности, совершенствование внутренних бизнес – процессов муниципального управления.
Показатели, характеризующие повышение квалификации муниципальных служащих и рост эффективности их деятельности, входят в проекцию «Обучение и развитие персонала». Необходимо отметить, что вопросы кадрового обеспечения в настоящее время приобрели решающе значение в свете реформы местного самоуправления в направлении предоставления муниципальным образованиям большей самостоятельности в решении вопросов местного значения. Это относится и к вопросам реорганизации внутренних бизнес – процессов муниципального управления.
Показатели, характеризующие эффективность внутренних бизнес процессов муниципального управления, входят в проекцию «Внутренние бизнес – процессы». Эти показатели могут быть детализированы в разрезе услуг, относящихся к компетенции муниципальных образований различных типов. С одной стороны, на усовершенствование внутренних бизнес – процессов оказывает влияние уровень квалификации персонала, наличие финансовых ресурсов. С другой стороны правильная организация бизнес – процессов муниципального управления влияет на основные целевые показатели качества жизни населения и на удовлетворенность его качеством предоставляемых услуг.
В проекцию «Экономика» входят показатели, определяющие, насколько благоприятны условия, которые органы местного самоуправления создают для предприятий, расположенных на территории МО, насколько учитываются интересы этих предприятий при разработке и реализации стратегии развития МО. Эти факторы влияют на эффективность деятельности предприятий, что в свою очередь приводит к росту налогового потенциала для дохода бюджета МО и к повышению уровня жизни населения, работающего на этих предприятиях.
Для некоммерческих организаций главной задачей является качество услуг, оказываемых целевым группам населения. Поэтому при выстраивании цепочки причинно – следственных связей, являющейся одним из основных элементов ССП, система показателей должна выходить на повышение качества жизни населения. Финансовые показатели в данном случае должны быть не целью, а системой ограничений.