Понятие и этапы проведения системного анализа эффективности деятельности банка
Задачи обоснования управленческих решений, разработки стратегии развития, оценки результатов деятельности и контроля за эффективностью использования финансово-кредитных ресурсов, а также комплексного выявления резервов устойчивого развития коммерческих банков в условиях рыночной экономики приобретают все возрастающее значение, как на уровне отдельной кредитной организации, так и российской банковской системы в целом[6].
Одним подходов к оценке эффективности деятельности банка в России является системный подход к исследованию банковского бизнеса на базе финансового анализа, оценка эффективности деятельности коммерческого банка с позиции соответствия достигнутых результатов деятельности банка его стратегическим целям и задачам.
Системный подход - это направление в методологии исследования. Он базируется на изучении объектов как сложных систем, которые состоят из отдельных элементов с многочисленными внутренними и внешними связями. Системный подход позволяет глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями этого объекта.
Главные особенности системного подхода - динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена. Системный подход в экономическом анализе позволяет разработать научно обоснованные варианты решения хозяйственных задач, определить эффективность этих вариантов, что дает основание для выбора наиболее целесообразных управленческих решений.
Системный подход позволяет провести глубокий анализ всех сторон деятельности банка с точки зрения их подчиненности стратегии развития банковского бизнеса, интересам акционеров, менеджеров и других связанных групп, а также соответствия полученных результатов (как финансовых, так и нефинансовых) поставленным целям и задачам, имеющемуся потенциалу развития, то есть оценить эффективность деятельности коммерческого банка[7].
Принцип системного подхода к оценке эффективности деятельности коммерческого банка состоит в том, чтобы рассмотреть этот объект как сложную, относительно самостоятельную целостную систему в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, между которыми существуют жестко детерминированные горизонтальные и вертикальные взаимосвязи, характеризующие финансово-хозяйственное состояние банка и динамику его развития, эффективность управленческих решений, место и роль в банковской системе страны[8].
Принцип целостности находит выражение в том, что оценка эффективности деятельности банка осуществляется с позиции оценки исходного экономического потенциала коммерческого банка – источника образования конечных результатов деятельности. На этой основе производится оценка эффективности самих конечных результатов деятельности банка и их соответствия поставленным стратегическим целям развития и анализируется их влияние на формирование стратегии банка[9].
Проблема оценки эффективности деятельности коммерческого банка на основе системного подхода состоит том, чтобы разработать такую методику анализа, которая позволяла бы, с одной стороны, дать интегральную оценку результатам деятельности банка с учетом множественности внешних и внутренних факторов, на них воздействующих, а с другой стороны, способствовала бы формированию экономически обоснованной программы развития по различным направлениям банковского бизнеса для достижения стратегических целей банковской организации[10].
Системную оценку эффективности деятельности коммерческого банка можно проводить по этапам:
· постановка задачи анализа;
· формулирование общей цели функционирования системы;
· разработка критериев оценки достижения цели системы;
· определение границ исследуемой системы, ее содержания, места и роли в системах более высокого уровня;
· анализ структуры системы;
· отбор показателей, характеризующих развитие системы;
· определение основных взаимосвязей и факторов, оказывающих воздействие на показатели системы;
· моделирование показателей;
· разработка информационного и организационного обеспечения проведения анализа;
· проведение расчетно-аналитических этапов системного анализа.
Содержание этапов системной оценки следующее:
1. Постановка задачи анализа – выявляется и формулируется задача исследования, оценивается ее содержание и логическая структура. Роль банка в экономике, выработанные его руководством приоритеты определяют стратегию его развития, а, следовательно, и систему ключевых параметров оценки эффективности деятельности. Эта система для каждого конкретного банка содержит свой индивидуальный набор частных показателей, определяемый стратегической направленностью деятельности банка, системой основополагающих принципов и приоритетов его развития, но существуют и общие для всех кредитных организаций результирующие показатели деятельности, определяющие основу банковского бизнеса, такие как показатели оценки прибыли, собственного капитала, платежеспособности, финансовой устойчивости.
2. Формулирование общей цели функционирования системы – формулируется общая цель системы, отражающая цели деятельности объекта исследования (коммерческого банка), и на основании уточненной цели определяется круг задач, подлежащих исследованию, и их приоритетность.
Следует отметить, что этот этап является одним из самых важных, так как от него зависит весь ход проведения исследования, выбор приоритетных задач и в конечном итоге структура системы анализа. Цель функционирования данной системы состоит в том, чтобы обосновать целостную совокупность управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности банка, реализацию стратегических задач и миссии кредитной организации, оценить механизм воздействия на результаты деятельности банка и эффективность их использования.
Исходя из содержания цели системы, для ее реализации необходимо ее согласование и декомпозиция с учетом целей объекта исследования – банка. Эта задача анализа решается путем предварительного изучения внутренних распорядительных документов объекта исследования, содержащих программу его развития. Как правило, для реализации целей банковского управления вырабатывается специальный документ – стратегия банка, который выступает генеральной программой, устанавливающей комплекс мер, средств и методов для достижения указанных целей, а также содержит количественное и качественное выражение целевых ориентиров деятельности банка, его подразделений.
За разработку стратегии, включающей не только стратегические планы, но и контроль за их исполнением, отвечают в первую очередь высшие менеджеры банка. Изданные Базельским комитетом документы по вопросам надежной банковской практики подчеркивают необходимость разработки банками стратегии своей деятельности и установления системы подотчетности за ее реализацию. Однако в России стратегия банка, в большинстве случаев, известна лишь узкому кругу управленцев, в то время как в экономически развитых странах предпочтение отдается открыто сформулированной стратегии.
3. Разработка критериев оценки достижения цели системы – разрабатываются критерии оценки способов достижения цели системы, их может быть несколько, и они должны описывать по возможности все важные аспекты цели. При формировании критериев оценки эффективности деятельности банка, а впоследствии и при формировании системы показателей важен дифференцированный подход к временному отрезку, за который производятся анализ и оценка, делается прогноз. Так, в качестве критериев в краткосрочном анализе выступают показатели прибыли и ликвидности, а в качестве долгосрочной цели – увеличение стоимости (ценности) капитала; краткосрочная прибыль рассматривается только как источник долгосрочного развития. В любом случае критерием эффективности системы «коммерческий банк» является не только степень достижения стратегических целей кредитной организации, но и уровень достаточности капитала, надежности, финансовой устойчивости банка для его дальнейшего развития и расширения деятельности.
4. Определение границ исследуемой системы, ее содержания, места и роли в системах более высокого уровня – определяется место анализируемой системы в системе комплексного финансово-экономического анализа деятельности банка, границы ее функционирования, выделяются элементы системы – основные подсистемы и их границы.
5. Анализ структуры системы– разрабатываются микроблоки по каждой из подсистем анализа эффективности деятельности банка, определяется их иерархия и функции. Микроблоки, определяющие содержание и структуру каждой из подсистем, служат основой для формализации основных факторов, под воздействием которых формируются результаты деятельности банка и система показателей их оценки.
6. Декомпозиция целей и критериев по подсистемам–формулируются частные цели функционирования системы, то есть цели подсистем и микроблоков, посредством которых реализуется общая цель системы и определяются соответствующие частные критерии ее эффективности.
7. Отбор показателей, характеризующих развитие системы–в соответствии с целями и задачами системы анализа в целом и ее отдельных подсистем и микроблоков разрабатывается система показателей анализа и оценки результатов деятельности банка, отражающая иерархию внутреннего строения самой системы анализа.
Для крупных банков целесообразно иметь двухуровневую систему показателей оценки эффективности деятельности[11].
Подсистема первого (высшего) уровня включает в себя ограниченное число наиболее существенных и информативных показателей деятельности банка, соответствующих стратегии его развития и аналитическим задачам пользователей информации. Эта подсистема служит для оценки достигнутых результатов, финансового состояния банка в целом и одновременно является методической основой для выработки и корректировки стратегии, целевых установок развития банка. На этом уровне отслеживается выполнение контрольных нормативов ЦБ РФ, оцениваются целевые нормативы по объемам привлечения и вложения средств, целевые уровни доходности, предельные показатели степени риска, ликвидности и т. д. Показатели анализа подсистемы первого уровня являются главным инструментарием в работе службы стратегического планирования коммерческого банка.
Подсистема второго уровня – детализированная совокупность показателей оценки эффективности отдельных функций, подразделений, банковских продуктов и услуг, обеспечивающая установление причинно-следственных связей между конкретной операцией и интегральными результатами деятельности банка в целом. Особенно важным второй уровень анализа становится при оценке эффективности внедрения новых банковских продуктов и услуг.
8. Определение основных взаимосвязей и факторов, оказывающих воздействие на показатели системы–выявляются и систематизируются основные факторы, под воздействием которых функционирует система и формируются ее аналитические показатели.
9. Моделирование показателей анализа–осуществляется математическое моделирование показателей каждого блока анализа. В ходе моделирования каждый показатель представляется как некая факторная система, образованная в соответствии с определенными экономическими критериями выделения факторов как элементов этой системы: причинность, достаточная специфичность, самостоятельность существования, возможность и количественного измерения.
10. Разработка информационного и организационного обеспечения проведения системного анализа – определяются основные источники информационных потоков и их соответствие целям и задачам анализа, разрабатываются механизмы совершенствования и обновления информационной базы в зависимости от периодичности анализа, определяется субъект анализа, его связи с объектом исследования.
11. Проведение расчетно-аналитических этапов системного анализа–на материалах конкретного объекта исследования производится испытание факторной модели взаимосвязи основных показателей анализа; вычисляются параметры идеальной или нормативной системы результатов деятельности банка, удовлетворяющей стратегическим целям развития кредитной организации, исходя из имеющихся у системы стартовых возможностей (экономического потенциала). На этом этапе широко применяются методы и приемы динамического, структурного, структурно-динамического, коэффициентного и факторного анализа.
На последующих этапах анализа проводятся: обобщение результатов; выявление степени устойчивости развития экономического субъекта и резервов улучшения эффективности его деятельности; разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности банка и его развитие в соответствии с целевыми ориентирами; принятие управленческих решений по увеличению темпов роста эффективности.
Как мы видим, системная концепция анализа эффективности деятельности коммерческого банка предполагает: представление объекта исследования и совокупности процедур оценки как целостных систем; учет всей совокупности факторов, под воздействием которых формируются результаты деятельности банка; решение задач анализа посредством комплексного проектирования системы результатов деятельности банка на основе выбранных качественных и количественных целей функционирования самого объекта исследования; многофакторное моделирование системы показателей результатов деятельности банка; приоритет оценок достижения стратегических задач и целей, миссии банка над общепринятыми показателями оценки результативности[12].
Таким образом, системный подход к анализу деятельности банка имеет существенные преимущества: он обеспечивает комплексность и целенаправленность исследования; методологически обоснованную схему поиска резервов повышения эффективности деятельности банка; объективную оценку результатов деятельности банка; оперативность; действенность; обоснованность и точность анализа и его выводы. Системный подход к анализу деятельности банка позволяет разработать обоснованные варианты решения хозяйственных задач, определить эффективность этих вариантов, что дает основание для выбора наиболее целесообразных управленческих решений.
Выводы
Для получения планируемых результатов необходимо:
· Увеличить количество наиболее ликвидных средств в обращении денежных средств в кассе, средств на корреспондентских счетах в других кредитных организациях на 36%;
· Увеличить кредитный портфель на 60 % за счёт работы с предприятиями малого и среднего бизнеса. Кредитование малого и среднего бизнеса по-прежнему должно оставаться главным направлением работы ОАО «НБД-Банк».
· Представлять долгосрочные кредиты,
· Расширить возможности беззалогового кредита,
· Обеспечить конкурентоспособные тарифы и ставки;
· Увеличить собственный капитал на 50% и укрупнение банка. Крупные банки значительно превосходят мелкие в организационно-техническом отношении, а издержек по ведению банковских операций относительно меньше при большем масштабе этих операций. При выступлении в ВТО мелкие банки останутся только пунктами продаж;
· Продолжить участие в совместных кредитных программ с иностранными финансовыми организациями. Подписать новые соглашения на открытие кредитных линий с иностранными кредитно-финансовыми организациями;
· Расширить предлагаемый ассортимент вкладов для населения. С учётом динамики роста вкладов физических лиц планируется увеличение депозитной базы по сравнению с предыдущим годом на 25 - 30%;
· Повысить качество услуг на основе простоты восприятия и доступности. Проводить рекламные компании об эффективности вложения населением денежных средств в НБД Банк. Обратить внимание на рост востребованности вкладчиками «длинных» депозитов, сроком от 1 до 3-х лет. В НБД Банке на данные вклады приходится пока лишь 15% вкладов физических лиц. В целом по России (по данным ЦБ РФ) самой большой популярностью у россиян пользуются депозиты сроком от 1 до 3 лет – на них размещено 1 трлн. 537 млрд. 792 млн. рублей;
· Продолжить работу образовательно-исследовательского проекта «Лидер года. Малый и средний бизнес» способствует повышению кредитной привлекательности нижегородских предприятий с точки зрения руководства, риск-менеджмента и правильности ведения экономической отчётности. Организовать не менее 5-6 семинаров.
· Следует поддерживать социально-значимые для развития предприятий проекты, связанные с проведением конференций и круглых столов;
· Предоставлять ипотечный кредит «без первого взноса». Рынок ипотечных кредитов развивается высокими темпами и имеет очень высокий потенциал и перспективы дальнейшего развития в нижегородском регионе. На рынке ипотечного кредитования Нижнего Новгорода сейчас действует более 45 банков. Конкуренция высокая, но спрос на кредиты всегда будет выше предложения. Сегодня многие заёмщики обращают внимание на предложение Банка «DELTA CREDIT» - кредит на покупку квартиры без первого взноса;
· Продолжить расширение сети отделение банка в потенциально интересных регионах ПФО. Обладая крупной сетью филиалов, представительств, отделений банк сможет привлекать вклады из различных местностей;
· Усовершенствовать технологии, обеспечивая высокое качество предлагаемых услуг (Интернет-Банк, Телефон-Банк и др.)