Основы составления проектов бюджетов (включает Информационно-нормативную базу бюджетного процесса)

Стадия составления – на данной стадии бюджет впервые появляется как единый финансовый план соответствующего территориального образования (возлагается на органы исполнительной власти).

Составления проекта бюджета основывается на 2 типах документов:

- политические документы (Бюджетное послание Президента (направляется в Федеральное Собрание на позднее марта, но как правило такого не происходит – в мае или июне, за что ответственность у Президента отсутствует!), Глав Администраций области или муниципальных образований) + основные направления бюджетной и налоговой политики

- экономические документы (прогноз соц-эк развития, среднесрочный финансовый план, сводный финансовый баланс, долгосрочные целевые программы и т.д.)

Официально составление бюджета начинается с Бюджетного по­слания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на очередной финансовый год, хотя фактически это происходит рань­ше. Послание определяет основные направления бюджетной по­литики Российской Федерации на ближайшие три года.

Порядок составления проекта ФБ урегулирован постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года «О порядке составления проекта федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период». В ВО – Закон ВО от 11.06.2008 года « О бюджетном процессе ВО», на местном уровне в Волгограде действует Решение волгоградской городской думы от 25.06.2008 года «О положении о бюджетном процессе в Волгограде»

В процессе составления бюджета каждому главному распоряди­телю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

На единицу предоставляемых государственных или муни­ципальных услуг федеральный орган исполнительной власти разра­батывает и утверждает нормативы финансовых затрат, с учетом кото­рых при составлении проекта бюджета определяется выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению. Эти же нормативы используются в расчетах финансирования государственного заказа.

Бюджетным кодексом предусматривается, что в проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета. К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.

В проекте закона о бюджете должны содержаться так­же следующие показатели:

- прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и стать­ям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

- нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, пе­редаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Россий­ской Федерации.

- расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюдже­тов Российской Федерации;

- расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

- объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюд­жетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указан­ную финансовую помощь;

- распределение бюджетных ассигнований по главным распоря­дителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структу­рой расходов соответствующего бюджета;

- иные показатели.

Ввиду важности и значительности размеров государственного или муниципального долга в проекте закона о бюджете должны опреде­ляться основные характеристики государственного или муниципаль­ного долга:

- источники финансирования дефицита бюджета;

- верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансо­вым годом, а также другие предельные значения, предусмотренные настоящим Кодексом, с указанием в том числе предельных объемов обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть также определены:

- верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

- предел государственных, внешних заимствований Российской Федерации;

- объемы и перечень государственных внешних заимствований Российской Федерации по показателям источников внешнего финан­сирования дефицита федерального бюджета;

- пределы предоставления Российской Федерацией государ­ственных кредитов иностранным государствам и их юридическим ли­цам, а также международным организациям;

- предел предоставления государственных гарантий третьим ли­цам на привлечение внешний заимствований.

Проект федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и планируемый период должен быть представлен Правительством РФ в Государственную Думу до 26 августа года, предшествующего планируемому.

Наши рекомендации