Основы составления проектов бюджетов (включает Информационно-нормативную базу бюджетного процесса)
Стадия составления – на данной стадии бюджет впервые появляется как единый финансовый план соответствующего территориального образования (возлагается на органы исполнительной власти).
Составления проекта бюджета основывается на 2 типах документов:
- политические документы (Бюджетное послание Президента (направляется в Федеральное Собрание на позднее марта, но как правило такого не происходит – в мае или июне, за что ответственность у Президента отсутствует!), Глав Администраций области или муниципальных образований) + основные направления бюджетной и налоговой политики
- экономические документы (прогноз соц-эк развития, среднесрочный финансовый план, сводный финансовый баланс, долгосрочные целевые программы и т.д.)
Официально составление бюджета начинается с Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на очередной финансовый год, хотя фактически это происходит раньше. Послание определяет основные направления бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие три года.
Порядок составления проекта ФБ урегулирован постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года «О порядке составления проекта федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период». В ВО – Закон ВО от 11.06.2008 года « О бюджетном процессе ВО», на местном уровне в Волгограде действует Решение волгоградской городской думы от 25.06.2008 года «О положении о бюджетном процессе в Волгограде»
В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
На единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает нормативы финансовых затрат, с учетом которых при составлении проекта бюджета определяется выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению. Эти же нормативы используются в расчетах финансирования государственного заказа.
Бюджетным кодексом предусматривается, что в проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета. К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.
В проекте закона о бюджете должны содержаться также следующие показатели:
- прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
- нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
- расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
- расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
- объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь;
- распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;
- иные показатели.
Ввиду важности и значительности размеров государственного или муниципального долга в проекте закона о бюджете должны определяться основные характеристики государственного или муниципального долга:
- источники финансирования дефицита бюджета;
- верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, предусмотренные настоящим Кодексом, с указанием в том числе предельных объемов обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть также определены:
- верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
- предел государственных, внешних заимствований Российской Федерации;
- объемы и перечень государственных внешних заимствований Российской Федерации по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям;
- предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешний заимствований.
Проект федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и планируемый период должен быть представлен Правительством РФ в Государственную Думу до 26 августа года, предшествующего планируемому.