Методика анализа рентабельности

Рассмотрим один из методов экономического анализа – факторный анализ различных экономических показателей. В процессе факторного анализа идет построение многофакторной зависимости с последующим анализом и выявлением влияния каждого отдельного фактора на конечный результат.

Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается в создании конкретной математической зависимости между факторами.

При моделировании функциональных факторных систем необходимо соблюдать ряд требований:

1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное физическое значение.

2. Факторы, которые входят в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем.

3. Факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат.

В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей.

1. Когда результативный показатель получается как алгебраическая сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели (формула 1.13):

Методика анализа рентабельности - student2.ru , (1.13)

где P – прибыль от реализации продукции;

N – выручка от реализации;

SPS – производственная себестоимость реализованной продукции;

KP – коммерческие расходы;

YP – управленческие расходы.

2. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов (формула 1.14):

Методика анализа рентабельности - student2.ru , (1.14)

где Ra – рентабельность активов;

Rn= P/N – рентабельность продаж;

FO = N/A – фондоотдача активов;

A – средняя стоимость активов организации за отчетный год.

4. Когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой, применяются кратные модели (формула 1.15):

Методика анализа рентабельности - student2.ru , (1.15)

Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели (формула 1.16, 1.17, 1.18):

Методика анализа рентабельности - student2.ru , (1.16)

Методика анализа рентабельности - student2.ru , (1.17)

Методика анализа рентабельности - student2.ru . (1.18)

В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Например, методом расширения можно следующим образом построить трехфакторную модель рентабельности активов организации (формула 1.19, 1.20):

Методика анализа рентабельности - student2.ru , (1.19)

Методика анализа рентабельности - student2.ru , (1.20)

где N/CK – оборачиваемость собственного капитала организации;

CK/A – коэффициент независимости или доля собственного капитал в общей массе активов организации;

СK – средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.

Таким образом, мы получили трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов организации. Данная модель широко известна в экономической литературе как модель Дюпона. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов организации оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.

А теперь рассмотрим следующую модель рентабельности активов (формула 1.21,1.22):

Методика анализа рентабельности - student2.ru , (1.21)

Методика анализа рентабельности - student2.ru , (1.22)

где Методика анализа рентабельности - student2.ru – доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции;

Методика анализа рентабельности - student2.ru – доля оборотных активов в формировании активов;

Методика анализа рентабельности - student2.ru – доля запасов в формировании оборотных активов;

Методика анализа рентабельности - student2.ru – оборачиваемость запасов.

Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции.

Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал.

Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.

Наши рекомендации