Государственная финансовая система и ее звенья

Государственная финансовая система в развитых странахвклю­чает шесть основных элементов:

1) государственный бюджет;

2) местные бюджеты;

3) государственный кредит;

4) специальные внебюджетные фонды;

5) государственное страхование;

6) финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном любой финансовой системы выступает госу­дарственный бюджет. Посвоему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством пе­рераспределения национального дохода (НД). Через этозвено перераспределяется до 40% НД. Основными доходами государ­ственного бюджета выступают налоги, составляющие от70 до 90% и более общей суммы его доходов.

В странах с развитой рыночной экономикой загосударственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль корпора­ций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственногобюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешатель­ство вэкономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней — предоставляются субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.

Второе звено государственной финансовой системы — местные бюджеты. Вунитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги — подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.

Третье звено государственной финансовой системы — государ­ственный кредит,который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, исполь­зуя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превы­шением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финан­совых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его рас­ходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.

Четвертое звено государственной финансовой системы — вне­бюджетные специальные фонды.Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению — для оказания социальных услуг насе­лению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструк­туры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой наиболее круп­ными внебюджетными фондами являются государственные со­циальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и т.п.

Пятым элементомгосударственной финансовой системы яв­ляется государственное страхование.Это форма страхования, при которой вкачестве страховщика выступаетгосударственная орга­низация.Чаще всего вусловиях рыночной экономики страхование осуществляется специальными частными страховыми компания­ми. Однако и государство берет насебя страхование некоторых видов риска, образуя централизованный страховой (резервный) фонд. Он формируетсяне только в денежной, но и в натуральной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в рас­поряжении правительства.

Создание такого фонда связано, как правило, с наличием стра­ховых рисков природного и техногенного характера и возмещени­ем ущерба от стихийных бедствий, катастроф, экологических ава­рий и т.п. Реже государственное страхование связано с экономиче­скими факторами (риски при экспортно-импортных операциях, поставках, осуществляемых государством) или экономической нестабильностью.

И, наконец, шестым элементом государственной финансовойсистемы выступают финансы государственных предприятий.Госу­дарственные предприятия в развитых странах получили широкоеразвитие лишь после Второй мировой войны (1946—1950). В этотпериод национализации подлежали в основном отсталые, некон­курентоспособные отрасли национального хозяйства — железные дороги, воздушныйтранспорт, энергетические отрасли (электро­энергетика, газовая, угольная промышленность и др.). В настоящее время в государственной собственности находятся,как правило, низкорентабельные или убыточные отрасли. Но эти отрасли очень важны для развития любого национального хозяйства.

ВРоссии до конца 80-х гг. все предприятия были в основном государственными.Сегодня государственные предприятия суще­ствуют в форме казенных, унитарных и муниципальных пред­приятий.

Все перечисленные шесть основных элементов государственной финансовой системы характерны и для России. Более подробно о них будет сказано ниже.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое финансово-кредитная система национальногохо­зяйства?

2. Какие звенья включает в себя финансовая подсистема ФКС?

3. Из каких звеньев состоит кредитная подсистема ФКС?

4. Какое место в финансово-кредитной системе занимают госу­дарственные и муниципальные финансы?

5. В чем проявляется сущность государственных финансов?

6. Каковы основные функции государственных финансов?

7. Какие основные элементы включает государственная финан­совая система?

ГЛАВА III

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Наши рекомендации