Различают макро- и микроэкономическое регулирование
Сущность управления. Гос. управл и регулир.
Сущность управления заключается в воздействии на систему либо объект, на процесс труда с целью перевода в новое состояние или поддержания в заданном, установившемся режиме.
В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия мира, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной» (2). В Советской армии действовал призыв: «делай как я»..
Развитие общественного производства, эволюция в подходах к управлению привело к передаче функций управления наемным работникам, менеджерам. Функции управления расширяются и дифференцируются на отдельные узкоспециализированные виды.
В составе общего менеджмента формируются стратегический, инновационный, кадровый, финансовый, производственный, маркетинговый менеджмент. Начинает пробивать себе дорогу «менеджмент изменений»
Деловое управление коммерческими организациями (банками, страховыми и транспортными компаниями, инвестиционными структурами, туристическими агентствами, гостиницами, транспортными компаниями и торговыми предприятиями, другими, оказывающими услуги организациями), деятельность которых направлена, главным образом, на получение, прибыли, получило название менеджмент.
Рассматривая организационно-распорядительное воздействие на организации, деятельность которых не связана с получением прибыли, мы будем апеллировать (пользоваться) термином «управление». Сюда отнесем социальные системы, само государство, его регионы, армию, церковь, библиотеки, больницы, национальную безопасность и другие подобные сферы и структуры.
Объект управления – это общество в целом, социальные системы, территориальные образования, экономические, технологические, трудовые и другие процессы, отрасли и предприятия, коллективы работников и отдельные лица.
Субъект управления – это государство и его органы, профессиональные управляющие.
Управление обеспечивает сохранение структуры и поддерживает определенный режим деятельности биологических, технических и социальных систем.
Общие закономерности управления
Во-первых. Управление общественными процессами осуществляется через отношения людей.
Во вторых. Управленческие отношения интегрируются на всех уровнях (государственном, корпоративном, на уровне предприятий) выработкой и реализацией наиболее экономичных управленческих решений.
В третьих. Совместный труд, общественные и индивидуальные интересы людей координируются и согласуются.
В четвертых. Управление общественным производством представляет собой сложный взаимосвязанный и взаимозависимый комплекс действий людей обеспечивающий подготовку и реализацию управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей.
В пятых. Управленческие отношения самым тесным образом связаны с экономическими, социальными, политическими и другими общественными отношениями. Воздействуя и дополняя друг на друга.
Виды отношений в процессе управления
Различают следующие виды отношений:
- между управляющей и управляемой подсистемами; - внутри управляющей подсистемы; - межсистемные отношения (взаимодействие с определенными экономическими системами); - системно-групповые (отношения между системой и группой людей, личностью; - между руководителями и подчиненными в каждом звене управления; - между руководителями; - между подчиненными.
Взаимоотношения каждой системы с окружающей средой опосредуются внешними отношениями.
Государственное управление и регулирование
Глобальные цели управления страной – это обеспечение:
- общественного прогресса и динамичного развития страны; - интеллектуального развития нации и создание условий для самореализации личности; -повышения имиджа государства на международной арене; -продовольственной, экологической и военной безопасности, защиты от преступности и иных противоправных посягательств; -прав и свобод человека; -создание условий для интеллектуального развития нации, постоянного улучшения жизненного уровня населения, для комфортного проживания людей.
Виды и инструменты государственного регулирования
Различают макро- и микроэкономическое регулирование.
Макроэкономическое регулирование – это регулирование экономической системы страны с помощью государственного воздействия на совокупный спрос и предложение.
Объекты регулирования – весь комплекс процессов в экономике.
К основным инструментам регулирования относится политика:
- фискальная, регулирование расходов, системы сборов и налогов;
- монетарная, включающая девизную (регулирование девизов – платежей в иностранной валюте) и дисконтную (регулирование дисконта);
- внешнеэкономическая – регулирование внешнеэкономической деятельности с помощью пошлин, обменного курса.
Микроэкономическое регулирование. Объектами микроэкономического регулирования являются такие обособленные экономические единицы как:
- предприятия (фирмы, объединения, компании); - отдельные рынки (цены, товары, услуги). - домохозяйства;
Государством также регулируется:
- использование кадрового потенциала; - интеллектуального капитала и достижений научно-технического прогресса; - использование материальных, финансовых и природных ресурсов; - мотивация труда; - трудовые отношения.
С середины 90-х годов прошлого века Беларусь строит свою, не похожую на классическую, рыночную экономику, которую некоторые авторы называют «рыночным социализмом». Она имеет и «рыночные» и «социалистические» признаки.