Эмиссия облигаций предполагает реализацию нескольких этапов
На первом этапе предприятие должно определиться с выбором организатора выпуска. При необходимости в процессе подготовки к размещению организатор выпуска может создать синдикат андеррайтеров, который будет осуществлять непосредственное размещение ценных бумаг среди инвесторов. Как правило, в состав синдиката входят инвестиционные банки, которые осуществляют брокерскую деятельность.
На втором этапе организатор выпуска помогает компании определить основные параметры займа и его структуру, исходя из потребностей и реальной способности рынка, удовлетворить эти запросы.
Затем начинается подготовка и регистрация проспекта эмиссии. Информационной поддержкой выпуска, как правило, занимаются как сам эмитент, так и организатор.
В соответствии с законодательством РФ облигации относятся к так называемым эмиссионным ценным бумагам. Порядок их выпуска и обращения регулируется ФСФР. Процедура эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента включает следующие этапы:
- принятие решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
- размещение ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Оно содержит информацию о сроках и способах размещения облигаций, цене размещения и других параметрах выпуска. Принятое решение должно быть утверждено не позднее 6 месяцев с момента его принятия советом директоров или общим собранием акционеров.
Наиболее ответственным и трудоемким шагом является подготовка проспекта эмиссии. Проспект утверждается советом директоров или общим собранием акционеров (участников) эмитента и содержит:
- данные об эмитенте (полное наименование эмитента и дата его государственной регистрации; сведения об учредителях, дочерних и зависимых структурах; перечень руководителей; основной вид деятельности, позиция предприятия на рынке, анализ отрасли и конкурентов и др.);
- данные о финансовом положении эмитента (годовая финансовая отчетность компании за последние три года);
- сведения о предыдущих выпусках ценных бумаг (описание всех предыдущих выпусков, их условий, способов размещения и т. п.);
- сведения о размещаемых ценных бумагах (полная информация об облигациях, включая объем эмиссии по номиналу и информацию об андеррайтере);
- дополнительную информацию (ограничения в обращении облигаций, прочие особенности и условия выпуска и др.).
Как правило, подготовка проспекта эмиссии и других необходимых документов занимает 1—2 месяца, после чего их комплект направляется на регистрацию в ФСФР.
Документы на государственную регистрацию эмиссии ценных бумаг должны быть представлены не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения об их выпуске (дополнительном выпуске), а если государственная регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг — не позднее 1 месяца с даты утверждения проспекта ценных бумаг, если иное не установлено законодательством.
В случае если ФСФР принимает положительное решение относительно регистрации выпуска облигаций, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии. Он должен опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании тиражом не менее 50 тыс. экземпляров.
Третий этап — маркетинговое исследование и поиск потенциальных инвесторов. После реализации вышеперечисленных щагов начинается четвертый этап — выпуск и техническая процедура размещения облигаций. Как правило, размещение проводится в виде открытой подписки, либо аукциона
На заключительном этапе осуществляется утверждение и регистрация отчета о выпуске облигаций. В течение 30 дней после размещения совет директоров эмитента должен утвердить отчет об итогах выпуска облигаций, который также направляется на регистрацию в ФСФР.
Уведомление подписывается генеральным директором и главным бухгалтером эмитента, а также брокером, участвующим в размещении. При этом полномасштабная торговля ценными бумагами эмитента на бирже может начаться непосредственно после направления уведомления в ФСФР.
После завершения процедуры выпуска облигаций начинается их обращение на вторичном рынке.
Длительность, жесткий регламент, высокая трудоемкость и стоимость (по сравнению с банковским кредитом) процедуры выпуска, которая может зани-
мать от 3 до 6 месяцев, а также значительный объем необходимых документов для ее осуществления являются основными недостатками облигаций как инструмента финансирования инвестиций в РФ. К числу других недостатков следует отнести:
- необходимость публичного раскрытия информации о хозяйственной деятельности и финансовом состоянии эмитента;
- практика публичных оферт (оговоренная в проспекте эмиссии возможность досрочного выкупа бумаг у инвесторов по их желанию)1;
- затраты на поддержку вторичного обращения облигаций;
- недоступность для вновь создаваемых предприятий;
- финансовый риск и др.
Международные корпоративные облигации (еврообяигации)
Еврооблигации — это необеспеченные долговые инструменты, номинированные в иностранной валюте, выпускаемые на предъявителя и обращающиеся за пределами страны эмитента.
Выпуск еврооблигаций связан с проведением определенной подготовительной работы и значительными издержками, однако он окупается возможностью привлечь значительные объемы финансирования (от 100 млн долл.) на длительные сроки под сравнительно невысокий процент. Средний срок обращения данных инструментов составляет около 5 лет. При этом ведущие отечественные предприятия размещают выпуски на суммы свыше 1 млрд долл. США, а максимальный срок займов для них составляет от 15 до 30 лет.
Выход на рынок еврооблигаций сопряжен со значительными издержками, связанными с подготовкой и проведением эмиссии, привлечением зарубежных финансовых консультантов и андеррайтеров, организацией презентаций для международных инвесторов {road-show), оплатой услуг юристов и т.п.
Эмитенту, который принимает решение о размещении еврооблигаций, необходимо иметь прочную репутацию публичного заемщика внутри страны, отчетность по МСФО за 3 года, прозрачную структуру управления, включая наличие независимых директоров и комитета по аудиту, кредитный рейтинг от ведущих международных рейтинговых агентств (желательно двух). Поскольку заем обычно предоставляется в иностранной валюте, эмитент должен быть способен генерировать существенный объем валютных поступлений в течение срока обращения евроблигаций и проводить грамотную политику по управлению валютными рисками.
Еврооблигации, выпускаемые российскими компаниями на международных рынках, предусматривают ковенанты, при наступлении которых инвесторы вправе потребовать досрочного предъявления их к погашению. Ковенанты могут включать ограничения по соотношению долга и EBITDA (D/EBITDA), отношению EBITDA к процентным расходам, ограничения на залог активов, на сделки с аффилированными лицами, на выдачу кредитов или гарантий и поручительств за третьих лиц, а также ограничения на продажу и вывод активов.
Еврооблигации торгуются в основном на Лондонской или Люксембургской бирже. Однако значительная часть их оборота приходится на внебиржевые рынки. Расчеты по евробондам осуществляют две глобальные депозитарноклиринговые системы — Euroclearw Clearstream.
Основными преимуществами еврооблигаций как источника финансирования являются:
- значительные объемы привлекаемых средств (средний объем выпуска — от 300 млн долл.);
- длительные сроки обращения (от 5 до 30 лет);
- более низкие процентные ставки;
- отсутствие требований к обеспечению и залогу;
- формирование публичной международной кредитной истории и др.
К недостаткам данного инструмента привлечения займов следует отнести:
- жесткие требования к заемщику по раскрытию информации;
- сравнительно высокие затраты на привлечение;
- необходимость получения кредитного рейтинга от ведущих мировых агентств;
- длительные сроки на подготовку и размещение займа;
- возникновение валютного риска и др.
Кредитные ноты
Еще одним популярным способом привлечения заемных ресурсов для развития бизнеса являются кредитные ноты (<credit linked notes — CLN) и ноты участия в кредите (loan participation notes — LPN).
Кредитная нота (CLN) представляет собой ценную бумагу, закрепляющую право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости и фиксированного процента, в случае если не наступило ни одно из кредитных событий, предусмотренных в решении о выпуске.
В качестве кредитного события могут выступать несостоятельность, начало процедуры банкротства, неисполнение обязательств, снижение стоимости долговых обязательств и ценных бумаг, иные обстоятельства, касающиеся финансового положения эмитента или третьего лица.
Нота участия в кредите (LPN) — это ценная бумага, позволяющая инвесторам приобрести доли в выданном заемщику кредите или кредитном портфеле.
В отличие от связанных кредитных нот кредитное событие или случай дефолта по LPN привязаны к конкретной ссуде, а не к кредитным событиям самого заемщика. Держатели LPN участвуют на пропорциональной основе в получении процентов и основных платежей по кредиту. В РФ данный инструмент широко используется предприятиями как форма выпуска еврооблигаций.
С точки зрения заемщика, CLN представляет собой обычный валютный кредит. Основное отличие заключается в том, что банк реструктурирует задол-
женность в ценные бумаги и осуществляет их продажу сторонним инвесторам. При этом, если получившее кредит предприятие не сможет вовремя и в полном объеме вернуть кредит, риск возможных потерь будут нести владельцы (покупатели) кредитных нот, а не банк-эмитент.
Как и еврооблигации, кредитные ноты могут обращаться на внебиржевых рынках (торговля ведется через системы Euroclear/Clearstream). Однако они обладают низкой ликвидностью и обычно не имеют кредитного рейтинга. В этой связи риски и ставки по кредитным нотам выше, чем по еврооблигациям. В период финансового кризиса 2008—2009 гг. многие российские предприятия допустили дефолты по CLN и были вынуждены реструктурировать свои долги на более жестких условиях.
Существует два основных способа размещения CLN: через банк (как правило, зарубежный) и специально созданную заемщиком компанию (SPV).
В первом случае в качестве эмитента выступает банк, выдавший кредит. Преимуществом такого подхода является возможность использования бренда, деловых связей и клиентуры банка в процессе размещения кредитных нот.
Во втором случае выпуск CLN осуществляется от имени SPV.
К основным преимуществам CLNможно отнести следующие:
- возможность организации выпуска в сравнительно короткие сроки (до 2 месяцев);
- более низкие затраты на выпуск по сравнению с еврооблигациями;
- необязательность наличия отчетности, составленной по международным стандартам и подтвержденной аудитом;
- отсутствие жестких требований к раскрытию информации (в отличие от размещения еврооблигаций заемщик может сам согласовывать с организатором перечень и объем раскрываемой информации);
- необязательность получения кредитного рейтинга от ведущих агентств и прохождения процедуры листинга;
- привлечение широкого круга инвесторов, формирование публичной кредитной истории на международном рынке;
- возможность в дальнейшем проведения эмиссии еврооблигаций или размещения акций в форме депозитарных расписок.
Основными недостатками CLNявляются узость рынка, более высокий риск для инвесторов и невысокая ликвидность. Не последним фактором при принятии решения об использовании CLN выступает стоимость организации привлечения.
Однако у кредитных нот существует большой потенциал, и российские компании будут все чаще прибегать к этому виду заимствований для финансирования инвестиций.