Особенности финансов жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) России – совокупность отраслей российской экономики, обеспечивающих функционирование населённых пунктов. ЖКХ подразделяется на следующие основные подотрасли: 1) жилищное хозяйство, 2) ресурсоснабжение (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), 3) благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка и утилизация отходов), 4) бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги).
ЖКХ России занимает существенное место в экономике страны. Доля основных фондов составляет более 26 % от общего объёма основных фондов экономики. По состоянию на 2010 г. в целом по ЖКХ нормативный срок отслужили более 60 % основных фондов. В 2007 г. была образована государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. С 2008 . по2014 гг. в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ действует Отраслевое тарифное соглашение, направленное на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также на реализацию трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный муниципальный. Жилищные отношения регулируются Жилищным Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законов и нормативных правовых актов субъектов РФ, и органов местного самоуправления. В жилищном хозяйстве в целях управления многоквартирными домами могут создаваться жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья и их объединения.
Особенности функционирования финансов в жилищном хозяйстве проявляются в образовании эксплуатационных расходов и доходов, источниках формирования основных и оборотных средств, в расчетных взаимоотношениях организаций как внутри жилищного хозяйства, так и с предприятиями других отраслей. Эксплуатация жилищного фонда осуществляется по договору найма с квартиросъемщиками и аренды с арендаторами. Эксплуатационную деятельность жилищное хозяйство осуществляет на началах самоокупаемости расходов по содержанию жилья [34].
К расходам по содержанию и эксплуатации жилищного фонда относятся: текущий ремонт жилого фонда, содержание домохозяйства, обсуживающего персонала, обязательные платежи и отчисления, административно-управленческие и прочие расходы.
Доходы от эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства включают квартирную и арендную плату, сборы с арендаторов, средства коммунальных предприятий на возмещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей, целевые сборы за коммунальные услуги и прочие доходы.
Жилищное строительство осуществляется за счет средств бюджета, организаций, населения с привлечением долгосрочного банковского кредита. Источниками финансирования капитального ремонта являются доходы от аренды, превышения доходов над расходами по эксплуатации жилищного фонда и бюджетные ассигнования.
Действующий в жилищном хозяйстве финансовый механизм, основанный на самоокупаемости эксплуатационных расходов по содержанию жилья, не создаст условий для образования источников финансирования не только для расширенного воспроизводства, но даже и для простого воспроизводства, что делает невозможной организацию в жилищном хозяйстве хозрасчета на принципах самофинансирования. Наряду с этим отсутствие амортизационных отчислений на реновацию ведет к систематическому «проеданию» основных фондов жилищного хозяйства [37].
Все денежные поступления закрепляются за жилищным хозяйством и используются на содержание и благоустройство жилого фонда. Жилое хозяйство освобождено от платежей в бюджет, за исключением ремонтных, строительных, транспортных и других хозрасчетных предприятий, входящих в состав жилищного хозяйства. Арендная плата за нежилые помещения полностью остается в распоряжении жилищного хозяйства и направляется на покрытие расходов по содержанию и текущему ремонту жилых домов [38].
Проводимые с 2006 г. реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством РФ. Рынок жилья стал неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере, что обеспечило возможность успешной реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг. и приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в 2006 - 2010 гг., когда на практике были продемонстрированы возможности улучшения жилищных условий граждан, в том числе с предоставлением государственной поддержки.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда РФ по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальной базы жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 2006 - 2009 гг. увеличилась с 33 до 87,2%, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 12,8%. В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Общий объем задолженности по выданным ипотечным кредитам увеличился за 2006 - 2009 гг. с 52,8 млрд. руб. до 1010,9 млрд. руб., то есть почти в 20 раз [29].
Кредитные организации начали развивать новый кредитный продукт в виде проектного финансирования развития коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства.
Вместе с тем согласно статистическим данным на конец 2008 г. в РФ объем ветхого и аварийного жилищного фонда составлял более 99,5 млн. кв. м. Общая потребность населения России в жилье составляет около 1570 млн. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46%.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг., которая предусматривает [29]:
- формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
- комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;
- стимулирование платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
- повышение эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
- повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда.
Стратегической целью государственной жилищной политики и ее приоритетными задачами, изложенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
Особенности финансов предприятий коммунального хозяйства обусловлены своеобразием их хозяйственной деятельности. В состав коммунального хозяйства входит ряд подотраслей таких, как санитарно-технические, предприятия, внутригородской электрический транспорт, предприятия коммунального обслуживания и коммунальной энергетики, внешнегородского благоустройства и др. Часть из них являются бездоходными, так как не имеют выручки от реализации услуг (озеленение, уличное освещение, благоустройство городов). Капитальные вложения и капитальный ремонт в этих отраслях осуществляется за счет средств бюджета.
Специфика хозяйственной деятельности коммунальных организаций оказывает влияние и на особенность их финансов. У большинства предприятий процессы производства и реализации продукции и оказания услуг совпадают во времени, и поэтому в составе оборотных средств нет незавершенного производства и готовой продукции, что значительно сокращает продолжительность оборачиваемости оборотных средств. Ритм работы коммунальных предприятий во многом зависит от времени года и от общего ритма городской жизни, что сказывается на неравномерности поступления доходов на протяжении года [34].
Сложившийся порядок расчетов с потребителями за оказываемые услуги с периодичностью один раз в месяц обусловливает наличие у коммунальных предприятий значительной дебиторской задолженности по статье «Абоненты», покрываемой собственными оборотными средствами. В то же время по ряду оказываемых услуг, предварительно оплачиваемых потребителями (покупка ими месячных билетов и абонементов), у коммунальных предприятий возникают дополнительные средства, учитываемые в источниках формирования оборотных средств [38].
Важнейшими эксплуатационными затратами коммунальных организаций являются: заработная плата, амортизация и накладные расходы. Основным источником возмещения эксплуатационных расходов является выручка от реализации продукции и услуг. Предприятия коммунального хозяйства освобождены от уплаты налога на имущество; услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси) не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 N 257-ФЗ [10].
Основными источниками финансового обеспечения расходов на строительство, ремонт и содержание автодорог общего пользования являются средства федерального и региональных бюджетов формируемых за счет налоговых (автотранспортных) и неналоговых доходов. Средства используются на финансирование автодорог, находящихся в федеральной собственности, на выдачу субвенций для выравнивания на территории России уровня развития сети автодорог, относящихся к собственности республик, краев областей, автономных округов. Средства региональных бюджетов расходуются на финансирование автодорог, относящихся к собственности республик, краев, областей, а также на затраты по управлению дорожным хозяйством.
Проектом Основ Концепции реформирования дорожного хозяйства РФ предлагается создание целевых дорожных фондов на всех уровнях бюджетной системы, привлечение в качестве источников финансирования дорожного хозяйства средств инвестиционного фонда с привлечением частных инвестиций, средств от реализации концессионных соглашений.