Формы международной торговли

Основное место во внешней торговле России занимают классические внешнеторговые сделки, а за ними следуют товарообменные сделки купли-продажи.

Главное место среди классических форм международной торговли занимают сделки купли-продажи товаров в материально-вещественной форме. По этой сделке продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него согласованную денежную сумму.

Классификацию внешнеторговых сделок можно провести также в зависимости от каналов сбыта и характера взаимоотношений между сторонами. В этом случае различаются сделки напрямую, т. е. между производителями и потребителями товаров и услуг, и посреднические операции, т. е. с участием третьего лица - посредника.

Основными видами внешнеторговых операций в торговле товарами являются экспортные и импортные операции.

Экспортные операции включают деятельность, связанную с продажей и вывозом за границу товаров для перехода их в собственность зарубежного контрагента. Как экспорт может засчитываться продажа товаров и услуг иностранным лицам, фирмам и организациям, расположенным и действующим на территории страны-экспортера вне зависимости от того, потребляются ли они в этой стране или вывозятся за границу.

Импортные операции подразумевают деятельность по закупке и ввозу иностранных товаров для последующей продажи их на внутреннем рынке своей страны. Объектом импорта являются также товары, ввозимые в страну на аукционы, ярмарки ц выставки.

Разновидностью экспортно-импортных операций являются реэкспортные и реимпортные операции.

К реэкспортным сделкамотносятся внешнеторговые операции, предусматривающие вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в реэкспортирующей стране какой- либо переработке. Реэкспортные операции могут возникать при продаже товара через биржи и аукционы. В этом случае продавец сначала ввозит товар в страну местонахождения биржи (аукциона). Этот товар может быть продан покупателю из третьей страны и вывезен из страны реэкспорта. Реэкспорт возникает также из-за нарушения нормального хода коммерческой операции.

Значительная часть реэкспортных операций осуществляется в так называемых свободных зонах (находящихся вне таможенной территории данной страны). Ввозимые на территорию свободных зон товары не облагаются таможенными пошлинами и освобождаются на время пребывания там и при ввозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов с импорта, обращения, потребления или производства.

При осуществлении реэкспортных операций товар, как правило, не подвергается переработке. Это не исключает возможности проведения, незначительных операций, не меняющих наименования товара: смены упаковки, нанесения специальной маркировки и др., т. е. операций, подготавливающих товар к реэкспорту в соответствии с требованиями стран потребления.

Если стоимость дополнительных операций по переработке товара превысила половину его экспортной цены, то согласно торговой практике товар меняет наименование и более не считается реэкспортным, а операции по его продаже превращаются в экспортные.

Провоз товаров транзитом через страну как реэкспорт не рассматривается. Типичным примером реэкспорта является закупка за рубежом комплектующих узлов и деталей, которые затем реэкспортируются в составе комплектного оборудования. Реэкспорт применяется и для повышения эффективности внешнеторговых операций. Так, если российские организации имеют обязательства по поставке нефтепродуктов на Кубу, то дешевле осуществить эти поставки, закупив нефтепродукты в Венесуэле. В свою очередь, Венесуэле выгоднее выполнить свои обязательства по поставке нефти в Европу, закупив ее в России. Такие закупки и продажа нефтепродуктов являются их реэкспортом без завоза в страну реэкспортера.

Реимпортными сделками считаются внешнеторговые операции, связанные с приобретением и ввозом из-за границы ранее вывезенных национальных товаров, не подвергшихся там переработке. Это относится, в частности, к возврату из-за границы товара, ранее поставленного посредникам и не реализованного на рынке сбыта. В качестве реимпорта также засчитывается возврат из-за границы товара, от которого отказался покупатель вследствие низкого качества или по иным причинам. Однако, не считается реимпортом возврат товаров, ранее поставленных за границу на консигнацию, на выставки, ярмарки, на условиях временного ввоза и аренды, так как вывоз товаров не сопровождался их продажей.

Товарообменные сделки.В российской внешней торговле важное место занимает комплекс сделок, объединяемых понятием «товарообмен», или «встречная торговля».

Встречная торговля (товарообмен) - это коммерческая практика, при которой продажа увязывается с закупкой товаров (услуг) либо, наоборот, закупка товаров обуславливается продажей. При этом оплата предусматривается поставками товаров и/или услуг в дополнение или вместо финансового урегулирования, а сделка может быть оформлена одним, равно как и несколькими связанными контрактами. Встречная торговля охватывает широкий диапазон форм внешнеторговых сделок, старейшим из которых является бартер. Бартер - это обособившаяся форма встречной торговли, не связанная с использованием денег. В то же время сделки других форм встречной торговли имеют ряд отличительных особенностей, обособляющих их в самостоятельную группу.

Под бартеромпонимается натуральный, без использования механизма валютно-финансовых расчетов, обмен определенного количества одного товара на другой. Это является его главной отличительной особенностью в ряду других форм встречной торговли. Характерными отличительными особенностями бартерной сделки являются: ее разовый характер; участие в ней, как правило, двух сторон; оформление сделки одним контрактом; определение окончательной спецификации и объема сделки до подписания контракта; относительно короткий, в сравнении с другими формами встречной торговли, срок исполнения сделки, который, как правило, не превышает 1-2 лет.

Встречные закупки. По уровням сделки встречной закупки продавец поставляет покупателю товар на обычных коммерческих условиях и одновременно берет на себя обязательство закупить у него встречный товар в размере определенного процента от суммы основного контракта. Таким образом, встречная закупка предусматривает две юридически самостоятельные, но фактически взаимосвязанные сделки купли-продажи.

Сделку встречной закупки условно можно разделить на две части: во-первых, заключение первичного контракта с фирмой - продавцом конкретного товара, в котором предусматривается обязательство продавца произвести встречную закупку у фирмы (или в стране) покупателя; во-вторых, подписание контрактов на импорт с продавцом встречных товаров покупателя.

Сделка встречной закупки может быть оформлена двумя либо тремя самостоятельными контрактами. В качестве основного выступает так называемый первичный контракт, связанный, как правило, с поставками машин и оборудования, по которому покупатель оплачивает товар в СКВ.

Особенностью вторичного контракта является специальный пункт, предусматривающий обязательство продавца осуществить в установленные сроки встречную закупку товаров, предлагаемых покупателем на экспорт. В случае невыполнения этого условия, в контракте обычно предусматривается штраф в размере от 20 до 50% от суммы неисполненных обязательств.

Компенсационные сделки, или сделки «бай-бэк», предусматривают продажу зарубежной фирмой машин и оборудования, технологий, иногда комплектных заводов в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов, выпускаемых на поставленном оборудовании. В практике утвердились два основных типа компенсационных соглашений:

1) соглашения, в которых расчет за поставленное оборудование осуществляется натурой, т. е. поставками сырья и полуфабрикатов;

2) сделки с раздельными валютно-финансовыми расчетами за оборудование и встречные отгрузки сырьевых товаров. По этой схеме зарубежная фирма получает платеж в СКВ за машины и оборудование сразу (в счет банковской ссуды, собственных средств покупателя или из иных источников финансирования) и, соответственно, за все последующие отгрузки встречных товаров рассчитывается в СКВ.

Первый тип компенсационных соглашений является модификацией бартера, т. е. обмена в натурально-вещественной форме. Западная фирма обменивает машины и оборудование на будущие сырье и полуфабрикаты. Сделка проводится без использования валютно-финансового механизма. При расчете встречных количеств поставляемого сырья учитывается кредитование зарубежной фирмой партнера в товарной форме.

Второй тип соглашений является модификацией сделки встречной закупки. Договор, как и любой контракт на закупку машин и оборудования, должен быть тщательно составлен, включая сложные, детализированные условия и статьи контракта.

В основе экономического эффекта сотрудничества на компенсационной основе для российской стороны лежит возможность замещения за счет иностранных заемных средств части единовременных, капитальных вложений с погашением кредита текущими затратами на выпуск поставляемой встречной продукции. Однако, компенсационным сделкам органически присущ ряд недостатков, позволяющих считать, что на нынешнем этапе такие сделки мало отвечают интересам долгосрочной стратегии российской стороны. Главным недостатком является известная автономность финансовой и коммерческой сторон сделки. Объемы экспорта в натуральном выражении и платежей в погашение кредитов в стоимостном выражении существуют в определенной степени независимо друг от друга. Это часто приводит к тому, что иностранная фирма - поставщик комплектного оборудования при получении платежа наличными, в счет кредитных средств российского партнера, теряет интерес к сделке в целом, и к получению встречного товара, предпочитает платить штраф за неисполнение встречных обязательств по закупке сырья и полуфабрикатов, чем продолжать сотрудничество.

В качестве повода инофирмы нередко используют тот факт, что качество поставляемой из Российской Федерации встречной продукции не соответствует мировым стандартам и требованиям международного рынка.

Существенным недостатком компенсационных сделок являются переплаты по их импортной части. Это связано отчасти с тем, что сделки предполагают кредитование западными фирмами российской стороны в товарной форме. Однако основная сумма переплаты является результатом слабой позиции российской стороны на переговорах вследствие того, что западные фирмы, поставляющие оборудование, как правило, сами же и организуют для нее возможность получения валютного кредита в западных банках. В таких условиях способность российских организаций выбирать поставщиков из числа зарубежных фирм на конкурентной основе весьма ограничена.

К недостаткам компенсационных сделок следует отнести их крупномасштабность (в небольших сделках на компенсационной основе инофирмы менее заинтересованы). В результате российский партнер рискует своими массированными поставками сбить цены мирового рынка на экспортируемый встречный товар. Так, широкомасштабный экспорт жидкого аммиака в погашение задолженности фирме «Оксидентал петролеум» (Охк1еп4а1Ре1го1ешп) (США) в 1976 г. привел к падению мировых цен на жидкий аммиак на 40%, что автоматически имело следствием рост обязательств в физических объемах по поставкам в счет погашения задолженности по компенсационной сделке.

Следует отметить, что, хотя компенсационные сделки в определенной степени стимулируют процесс облагораживания экспорта (например, поставляются нефтехимикаты, а не сырая нефть и т. п.), тем не менее, как ни парадоксально, эти же сделки сдерживают процесс облагораживания структуры экспорта страны. В качестве встречных товаров на практике поставляются исключительно полуфабрикаты и сырье. На современном этапе такого рода сделки ввиду крупномасштабности могут вызвать и нежелательные экологические последствия.

Авансовые поставки. Этот вид сделок получил распространение, начиная с середины 80-х гг. Впервые авансовые поставки были использованы при отгрузке иранской нефти ряду западных компаний. В настоящее время они получили широкое распространение в торговле. По условиям сделки предприятие поставляет свой товар зарубежному контрагенту авансом. Выручка зачисляется на специальный, условный счет в банке импортера. В дальнейшем фирма-импортер поставляет свои встречные товары первоначальному поставщику и получает платеж со специального условного счета. Авансовые поставки по своей сути являются способом финансирования фирмы-контрагента. Они применяются в случаях, когда первоначальный экспортер не имеет достаточных средств для оплаты требуемых по импорту товаров, а фирма-контрагент не уверена в платежеспособности партнера.

В качестве авансовых поставщиков выступают, как правило, предприятия и фирмы восточноевропейских, а также развивающихся стран, а в качестве стороны, в пользу которой производится авансовая поставка, - западные фирмы. Сделки авансовой поставки сопряжены с рядом проблем.

В некоторых ситуациях фирма, производящая товар, который в последующем поставляется авансом на экспорт, не имеет достаточной коммерческой заинтересованности в успешном проведении сделки, так как выгоду от сделки, как правило, получает местная фирма, импортирующая западный товар и перепродающая его на внутреннем рынке.

Для авансовых поставок характерна разновременность отгрузок встречных товаров. Это усложняет проблему установления цен. В оптимальном варианте должна быть найдена такая формула установления цены, которая базировалась бы на мировых ценах. Согласование цен существенно облегчается, если на взаимопоставляемые товары публикуются общепризнанные индексы экспортных цен. В этом случае сторона, поставляющая товар авансом, гарантируется от потерь, связанных с возможными колебаниями мировых цен. В противном случае коммерческий риск местного партнера резко возрастает. Поэтому принято считать, что наиболее подходящим товаром для авансовых поставок является продукция базовых отраслей промышленности и некоторые виды сырья.

Ценообразование в МТ.

Внешнеторговые операции совершаются в условиях множественности цен – наличии ряда цен на один и тот же товар или товар одинакового качества в одной и той же сфере обращения (импортных, оптовых или розничных цен), на одинаковой транспортной или фрахтовой базе.

Выделяют следующие уровни цен:

- цены по обычным коммерческим сделкам с платежом:

а) в свободно конвертируемой валюте;

б) в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте;

- цены по клиринговым соглашениям;

- цены по программам помощи;

- трансфертные цены (цены внутрикорпорационных сделок)

5.2.1. Основные виды мировых цен.

В международной торговле применяются два основных вида цен, определяющих уровень цен в контрактах: публикуемые и расчетные.

Публикуемые цены – цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. Они, как правило, отражают уровень мировых цен. Определение мировой цены, перечень условий, которым она должна удовлетворять.

Для изучения динамики и уровня мировых цен необходимо знать основные источники сведений об этих ценах. К публикуемым ценам относятся:

1. Справочные цены - цены товаров во внутренней оптовой или внешней торговле промышленно развитых стран, публикуемые в различных печатных изданиях (газетах, журналах, специальных бюллетенях, экспортных прейскурантах, каталогах).

Справочные цены могут быть чисто номинальными, т.е. не связанными с реальными коммерческими операциями, или отражающими прошлые операции, совершенные за истекшие неделю, месяц.

Справочные цены – это не цены конкретных сделок, а часто цены, запрашиваемые продавцами. Справочные цены по ряду товаров играют роль лишь отправной точки, с которой начинается уторговывание (согласование) цен при заключении сделки. Иногда справочные цены используются для определения уровня цены с последующей фиксацией: подвижной или скользящей цены (см. Виды контрактных цен).

Справочные цены в большинстве случаев представляют собой т.н. базисные цены (см. ниже), т.е. цены товара определенного качества и количества, спецификации, в том или ином заранее установленном географическом пункте (т.н. базисном пункте).

2. Цены статистики внешней торговли или средние экспортные и импортные цены, исчисленные на основе данных внешнеторговой статистики путем деления стоимости экспорта или импорта отдельных товаров на их количество.

3. Цены фактических сделок и контрактов являются наиболее обстоятельным критерием для определения уровня цены в контракте.

Однако эти цены, как правило, регулярно не публикуются, появляются в печати эпизодически, лишь по отдельным операциям. Хотя они и не могут быть важным источником сведений о мировых ценах, тем не менее, сопоставление цен фактических сделок со справочными дает возможность более правильно установить уровень цены в контракте.

4. Цены предложений крупных фирм– они менее представительны, чем цены фактических сделок, главным образом потому, что цены предложений по существу имеют характер справочных цен (см. выше).

Первоначальные цены (в данном случае – цены предложений) в результате уторговывания при заключении сделок обычно понижаются.

5. Биржевые котировки – реальные цены сделок на бирже.

Следует иметь в виду, что наличие на биржах спекулятивных сделок может искажать действительные тенденции в движении цен.

6. Цены аукционов – реальные цены сделок на аукционах.

Публикуемые цены носят преимущественно справочный характер и довольно часто существенно отклоняются от фактически уплачиваемых покупателем цен вследствие широкого применения системы специальных скидок.

Расчетные цены поставщика применяются в контракте на нестандартное специальное оборудование, производимое по индивидуальным заказам. Цены на специальное оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.

5.2.2. Базисные условия поставок. (ИНКОТЕРМС- 2000)

Стороны, заключающие контракт, международной купли-продажи товаров, договариваются между собой не только об объеме поставки, сроке и месте поставки, но и том, кто (из сторон) будет нести расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца-экспортера к покупателю-импортеру. При этом эти расходы разнообразны и составляют иногда 40-50% цены товара. В указанные расходы включаются:

- расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка);

- оплата погрузки товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика (водным, железнодорожным, автомобильным, авиационным и др. видами транспорта);

- оплата перевозки товара от пункта отправления до основных перевозочных средств;

- оплата расходов по погрузке товара на основные перевозочные средства в пункте экспорта;

- оплата стоимости транспортировки товара международным транспортом;

- оплата страхования груза в пути при морских перевозках;

- расходы по хранению товара в пути, перегрузке и перетарке;

- расходы по выгрузке товара в пункте назначения;

- расходы по доставке товара от пункта назначения на склад покупателя;

- оплата таможенных пошлин, налогов, и сборов при переходе таможенной границы.

Базисные условия вырабатываются международной торговой практикой. Они упростили и до некоторой степени стандартизировали экспортные и импортные операции.

Базисные условия поставок – это признанные в международной торговой практике наиболее соответствующие характеру сделок торговые обычаи, которые заинтересованные стороны применяют наряду с индивидуальными условиями при заключении контрактов. Их применение упрощает составление и согласование контрактов, помогает найти равноправные способы разрешения разногласий.

Толкование базисных условий поставки и вытекающих из них обязательств сторон содержится в специальных публикациях Международной торговой палаты «Международные правила заключения договоров купли-продажи» (ИНКОТЕРМС), последняя редакция которых действует с 2000 года.

Указанные правила определяют основные права и обязанности сторон при транспортировке, упаковке и маркировке товаров по страхованию грузов, оформлению коммерческой документации, а также определяют место и время перехода прав собственности на товар с продавца на покупателя и риска его случайного повреждения и утраты.

Все термины (их 13 в последней редакции) обозначаются начальными буквами слов, определяющих обязательства продавца и покупателя, сгруппированы в 4 базисные категории (группы

Группа «E» включает условия EXW, согласно которым покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе продавца).

Группа «F», куда входят условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем. Эта группа включает 3 условия:

- FCA,

- FAS,

- FOB – это условие является одним из наиболее распространенных: экспортируемые товары оцениваются в ценах FOB. Согласно условию FOB продавец обязан доставить и погрузить товар на борт судна в обозначенном порту отгрузки. Расходы по транспортировке и страхованию продавец несет до момента доставки товара на борт судна. Продавец обязан осуществить таможенную очистку, т.е. выполнить таможенные формальности. Переход прав собственности и, соответственно, риска происходит в момент пересечения груза борта (поручней) судна.

Группа «C», куда входят условия, предусматривающие, что продавец должен заключить договор перевозки, однако не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникшими после отгрузки или отправки товаров. Эта группа включает следующие 4 условия:

- CFR (в прежней редакции -CAF);

- CIF является наиболее распространенным условием данной группы: импортируемые товары оцениваются в ценах CIF. Согласно этому условию продавец оплачивает расходы и фрахт для доставки товаров в указанный порт назначения, а также обеспечивает морское страхование риска покупателя потери или повреждения товаров во время перевозки. По условиям CIF осуществление таможенных формальностей по экспорту лежат на продавце. Переход рисков потерь или повреждения товаров происходит в момент перехода ими поручней судна в порту отгрузки;

- CPT,

- CIP.

Группа «D», куда входят условия, согласно которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения. Эта группа включает 5 условий:

- DAF,

- DES,

- DEQ,

- DDU,

- DDP.

В соответствии с базисными условиями поставки устанавливаются базисные цены.

Виды контрактных цен

При заключении внешнеторгового контракта обязательно указывается вид используемых цен, которые зависят от способа их определения: способа фиксации цены. Существуют пять основных видов контрактных цен:

1. Твердая (твердая фиксированная) цена устанавливается на дату подписания контракта и не подлежит изменению вплоть до его исполнения.

Такие цены используются при незначительных сроках исполнения контрактов и если в этот период не ожидается существенных скачков цен. Для продавцов эти цены выгодны в случае, когда цены на данном рынке имеют тенденцию к понижению.

2. Твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки (подвижная цена) – так же как и в первом случае, цена фиксируется в момент подписания контракта, однако при этом оговаривается возможность и условия ее корректировки в дальнейшем, если рыночная цена товара в период исполнения контракта повысится или понизится более чем на 5%.

3. Цена с последующей фиксацией – в контракте устанавливается принцип определения цен, а также используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются.

Эти цены применяются в случае, если в период исполнения контракта на рынке ожидается значительное повышение цен, которое трудно оценить заранее с приемлемой точностью. Данный способ определения контрактных цен удобен также для долгосрочных контрактов, которые предусматривают периодические поставки в течение ряда лет.

4. Скользящая цена – цена, которая рассчитывается по принятой в контракте формуле, состоящей из двух частей:

- первая часть – базисная цена, аналогичная по смыслу фиксированной цене,

- вторая - основная часть представляет собой ресурсную модель, структура которойотражает соотношение долей основных издержек (затрат) на производство товара.

Важно учесть в формуле скользящей цены именно те издержки, по которым в период исполнения контракта возможны значительные изменения. В момент исполнения контракта цена пересматривается в зависимости от изменений в издержках производства. Скользящие цены используются в контрактах на поставку сложных и уникальных товаров, имеющих длительный цикл изготовления (комплектное оборудование, строительство судов).

5. Смешанная цена – цена, в которой одна часть является твердо фиксированной, другая – скользящей.

Наши рекомендации