Финансовая политика России на современном этапе
Финансовая политика страны является важной составляющей экономической политики. Для того, чтобы экономика развивалась эффективно, необходимо поддерживать сбалансированность финансовой политики. От того насколько грамотно будет построена финансовая политика зависят темпы развития как определенных отраслей, таких как промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт, так и экономики в целом.
Финансовая политика государства включает в себя бюджетно-налоговую политику, а также инвестиционную политику, социальную политику. В составе финансовой политики основополагающая роль отводится бюджетной политике, которая оказывает влияние на формирование финансовой базы для развития государства. В основу бюджетной политики на 2014 г. и на плановый период 2015—2016 гг. положены стратегические цели развития страны, которые сформулированы в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2014—2016 гг. [1]
В Бюджетном послании Президента РФ отражена оценка осуществляемой в 2012—2013 гг. бюджетной политики, а также указаны основные приоритеты на период 2014—2016 гг.
Сократились темпы роста мировой экономики. Внешние источники никак не могут увеличить возможности доходной части федерального бюджета. В связи с этим, проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015—2016 гг. будет складываться в условиях снижения прогнозируемых доходов.
В таких условиях бюджетная политика России направлена на решение следующих основных задач:
· обеспечение сбалансированности в долгосрочной перспективе при учете того, что будет обязательное исполнение всех обязательств государства и выполнение задач, представленных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года;
· оптимизация структуры расходов федерального бюджета (выявление резервов и перераспределение в пользу приоритетных направлений и проектов);
· развитие программно-целевых методов управления (базой для планирования бюджета должны стать программы, проводимые государством);
· обеспечение сбалансированности пенсионной системы;
· развитие налоговой системы России и повышение ее конкуренто-способности.
В связи с поставленными задачами бюджетной политики следует признать, что бюджетная политика не может функционировать отдельно от налоговой политики. В 2013—2015 гг. цели Правительства Российской Федерации в области налоговой политики придерживаются того, чтобы создать эффективную и стабильную налоговую систему, которая будет способствовать бюджетной стабильности в среднесрочной перспективе. Основными приоритетами налоговой политики является поддержка инвестиций, а также стимулирование деятельности в области инноваций. Также нужно сохранить размер налоговой нагрузки по разным секторам экономики, где был достигнут ее оптимальный уровень, принимая в учет те требования устойчивости бюджетной системы России, которые были ранее указаны.
Мировой кризис, сложившийся в 2008 г. оказал крайне негативное влияние на экономику России, также указал, какие имеются слабые стороны финансовой системы государства. Главными последствиями кризиса 2008 г. стали высокий уровень безработицы, инфляции, темпы падения экономических показателей. В особенности сократился уровень ВВП, произошло значительное падение курса рубля по отношению к доллару и евро, выросли процентные ставки по кредитам и займам.
В целях снижения угроз неустойчивости и несбалансированности федерального бюджета бюджетной системы РФ в 2013 осуществилась подготовка основных направлений бюджетной политики проводимая на основе реалистичного варианта экономического прогноза. Этот подход не только позволяет увеличить точность планирования бюджета на долгосрочную перспективу, также спрогнозировать часть рисков, которые образуются в соответствии с тем, что принимаются определенные дополнительные обязательства по расходам.
Бюджетная политика в период 2013—2015 гг. нацелена на сокращение уровня нефтегазового дефицита федерального бюджета. Помимо этого, также необходимо предусмотреть в пределах установленных параметров бюджета механизмы, которые поспособствуют возможному перераспределению ресурсов для осуществления определенных дополнительных мер, которые будут осуществлять поддержку различных отраслей экономики, отраслей социальной сферы, рынка труда в случае того, если ухудшится кризисная ситуация на мировой арене. Новация бюджета за 3 последних года, а именно осуществление его расчета по новым бюджетным правилам, которые поспособствуют тому, чтобы приблизиться к максимальному сокращению зависимости казны от колебания цен на энергоресурсы и приложит все усилия по повышению точности прогнозов доходов и расходом в долгосрочной перспективе.
Россия имеет доходы от нефтегазового сектора, которые очень изменчивы. В основном они складываются за счет налогов на прибыль и экспортных пошлин, устанавливаемых государством. Необходимо отметить, что они в большей степени зависят от цен на нефть. Эта изменчивость обеспечивает угрозу для стабильной деятельности по исполнению расходной части бюджета. Поэтому введение бюджетных правил с 1 января 2013 года позволит в 2013—2015 гг. увеличить возможности для повышения стабильности и сбалансированности бюджетной системы страны, значительно снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, начать процесс сокращения нефтегазового дефицита, снизить уровень дефицита федерального бюджета.
В современном этапе также появляется явление в сфере государственных финансов, которое предполагает начать использовать финансовые отношения для того, чтобы повысить устойчивость национальных финансов и национальной экономики в целом. Целями стабилизационной финансовой политики считается осуществление процессов по сглаживанию колебаний, которые обусловлены колебаниями конъектуры и другими факторами.
В данный момент возникает необходимость расширения границ стабилизационной финансовой политики, которая должна быть не только направлена на то, чтобы повысить уровень устойчивости экономического развития страны вследствие сглаживание внешних и внутренних шоков экономики, но и осуществлять воздействие на распределение и перераспределение процессов, возникающих в обществе.
На современном этапе экономика России функционирует в стагнационных условиях. Но экспертами прогнозируется и рецессия, но эти прогнозы неоднозначны. В 2014 г. продолжается замедление экономики России, причем экономическая обстановка в стране ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. По оценке Минэкономразвития России прирост ВВП в I квартале 2014 года составил 0,8 %, реальные располагаемые денежные доходы снизились на 2,4 % доля инвестиций сократились на 4,8 %, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
В феврале 2014 года председатель ЦБ Эльвира Набиуллина озвучила прогноз уровня инфляции, который составил 5 %. Уже в сентябре уровень инфляции в годовом выражении составил 8 %. Инфляционный рост связан с тем, что происходит девальвации рубля и введены запреты на импорт мяса из стран ЕС. В июне уровень инфляции составлял 7,5 %. В августе произошло ускорение роста цен, когда Россия ввела запрет на импорт продуктов из стран, поддержавших санкции против неё. Банк России решил поднять ключевую ставку до 8 % для того, чтобы снизить инфляцию. Эксперты полагают, инфляция в России значительно превосходит уровень инфляции в Европе. Совет директоров Банка России 31 октября 2014 г. принял решение повысить ключевую ставку на 150 базисных пунктов — с 8 % до 9,5 %, что выше ожиданий рынка. Данная величина ключевой ставки должна снизить инфляцию и привести к укреплению национальной валюты [2].
Эксперты считают, что падение курса рубля, связано больше с внутренними причинами, нежели с внешними. В первую очередь это вызвано тем, что ЦБ России активно отзывал лицензии у частных банков — в 2013 году данный вид процедур был произведен по отношению к 20 кредитно-финансовым организациям. По оценкам Минфина, шоковый эффект от санкций составил 2 % ВВП. Прогнозы на будущее так же неутешительны: если санкции не отменят, в 2015 году Россию могут ждать отрицательные показатели роста ВВП. Также на падение национальной валюты РФ оказывает влияние существующее положение российской экономики в целом. Санкции со стороны Запада вызвали ограничение возможности отечественных организаций и банков осуществлять займы на международных рынках, то есть сократилось предложение на долларовом рынке. Спрос на доллар в сентябре был особенно высок, потому что в это время российские компании должны были выплатить валютные кредиты. Следовательно, возникла ситуация нехватки доллара, а значит, что валюта удорожает.
В-11