Органы управления общественными финансами

На общегосударственном уровне управление финансами осуществляют

1) Президент Российской Федерации.

Функция – бюджетное послание (сообщение о внутренней и внешней политике государства, формулировка основных принципов финансовой политики на определенный период).

2) Парламент (Государственная Дума, Совет Федерации).

Функции:

— принятие федеральных законов;

— утверждение федерального бюджета и контроль над его исполнением.

3) Правительство РФ.

Задача – разработка федерального бюджета, бюджетов государственных и внебюджетных фондов.

4) Министерство финансов РФ.

Задача – осуществление финансовой политики.

5) Федеральная налоговая служба.

Контролирует правильность исчисления и внесения в бюджет налогов.

6) Федеральная таможенная служба.

Контролирует исчисление и внесение таможенных платежей.

7) Банк РФ.

Наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета. Отвечает за формирование денежно-кредитной политики.

8) Счетная палата РФ.

Контролирует расходование федеральных средств согласно финансовому законодательству.

Таким образом, органы законодательной и исполнительной власти осуществляют стратегическое управление финансами.

За оперативное управление отвечают министерства, федеральные службы и агентства. Региональные и местные органы управления финансами в РФ подчиняются общегосударственным.

10. Содержание и задачи финансового планирования

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации.

Основными целями этого процесса является установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Основными задачами финансового планирования деятельности фирмы являются:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы.

11. Виды финансовых планов

Финансовый план представляет собой свод системы плановых финансовых показателей в виде баланса, бюджета, сметы, иных документов, в которых отражаются ожидаемые объемы формирования и использования финансовых ресурсов на планируемый период времени. Финансовые планы составляются преимущественно в форме баланса доходов и расходов. Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Виды финансовых планов

Зависимо от длительности периода, различают три основных типа:

1. Краткосрочный – подготовлен максимум на один год. Он подходит для компаний с быстрым оборотом капитала.

2. Среднесрочный – подготовлен на плановый период от одного до пяти лет. Этот план составляют после детальных исследований, разработок т.д.

3. Долгосрочный – подготовлен на период более пяти лет. Составляют после определения долгосрочных финансовых целей компании, ее структуры капитала, деятельности по расширению и т.д.

12. Этапы и методы финансового планирования

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;

2) расчет плановых показателей;

3) составление финансового плана как документа.

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей— числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов.

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который соответственно подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

• экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста.

• нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии.

• индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен — индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);

• программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах.

• на микроэкономическом уровне: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;

• на макроэкономическом уровне: максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др.

Наши рекомендации