Методические рекомендации. Комплект заданий для выполнения

Комплект заданий для выполнения

Практических работ

по дисциплине____Финансы____

(наименование дисциплины)

Практическое занятие №1. Сущность и виды денег. Денежное обращение и денежная система

Практическое занятие №2 Понятие и сущность финансов

Практическое занятие № 3. Понятие и структура финансовой системы

Практическое занятие №4. Бюджет и бюджетная система

Практическое занятие №5. Внебюджетные фонды

Практическое занятие №6. Страхование

Практическое занятие №7. Основы функционирования финансов в разных сферах деятельности

Практические занятия №8. Кредит и кредитная система

Практическое занятие №9. Рынок ценных бумаг

Практическое занятие №10. Международные финансы

Перечень оцениваемых компетенций:

ПК 1.3, ПК2.4, ПК4.4, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6

Условия выполнения:

Время выполнения: 90-180 мин.

Инструкция:

Внимательно прочитать теоретическую часть к практическим работам

Выполнить задания

3. Ответить на все поставленные вопросы

Оформить отчет.

Критерии оценивания

(используется дихотомическая шкала 0/1)

 
правильность эстетичность разбор вопросов защита ПР
       

Универсальная шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 отлично
80 ÷ 89 хорошо
70 ÷ 79 удовлетворительно

Методические рекомендации по выполнению практических занятий

В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения. Финансовые отношения пронизывают все сферы деятельности людей и необходимы для осуществления хозяйственных и управленческих функций. С учетом этих предпосылок изучение дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» является необходимым элементом профессиональной подготовки студентов экономических специальностей.

Методические рекомендации предназначены для проведения семинарских и практических занятий по курсу со студентами очной и заочной формы специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Цель практических работ – помочь студентам в усвоении знаний, полученных в ходе изучения теоретического материала и выработке практические навыков в области финансов, денежной системы и кредита.

На практических занятиях, руководствуясь накопленными знаниями, студенты решают финансовые и экономические задачи, совместно с преподавателем обсуждают вопросы темы, используя законодательные и нормативные акты, а также материалы периодической печати.

Практическое занятие № 1. Деньги. Денежное обращение и денежная система

Перечень оцениваемых компетенций:

ОК 2, ОК 4, ПК 1.3

Условия выполнения:

Время выполнения: 180 мин.

Цель – формирование теоретических знаний об экономической категории «деньги»; о денежном обращении и методах его регулирования; о денежной системе

Задачи:

1) дать понятие денег и рассмотреть виды и функции денег;

2) показать роль денег в современной рыночной экономике

3) дать понятие денежной системы и рассмотреть ее элементы и типы;

4) дать характеристику денежной системы РФ

5) дать понятие денежного обращения и денежного оборота;

6) рассмотреть формы безналичных расчетов и количественные показатели денежного обращения;

7) изучить методы, применяемые для регулирования денежного обращения.

Задание: Решите задачи

Методические рекомендации

Деньги – одно из величайших изобретений человечества и один из наиболее важных разделов экономической науки и инструментов экономической политики. В своем развитии они прошли длительный путь от действительных денег к знакам стоимости, заменителям действительных денег.

В процессе подготовки к семинарским занятиям по данной теме студенты должны ознакомиться с существующими концепциями по вопросу возникновения денег и их содержанием. При этом необходимо отметить, что деньги разрешили противоречие товарного производства между потребительной стоимостью и стоимостью. Далее важно уяснить, что, являясь экономической категорией, деньги выступают активным элементом и составной частью всего воспроизводственного процесса, обслуживая все его фазы (производство, распределение, обмен и потребление).

Рассматривая виды денег необходимо охарактеризовать действительные деньги и знаки стоимости, а также объяснить переход от золотого обращения к бумажно-денежному.

Раскрывая сущность денег как экономической категории необходимо рассмотреть функции, с помощью которых реализуется общественное назначение денег, и показать механизм действия и значимость каждой из них.

Характеризуя роль денег в экономике важно отметить, что в различных условиях она меняется. При административно-командной экономике деньгам отводилась вспомогательная роль, в рыночной же экономике их роль значительно повышается. Они играют важную роль в хозяйственной деятельности предприятий, в функционировании органов государства, в усилении заинтересованности людей в развитии и повышении эффективности производства.

Роль денег в экономике велика и многообразна. Для того чтобы понять это студенты должны рассмотреть схему денежных потоков в экономике.

Деньги находятся в постоянном движении между государством, хозяйствующими субъектами и физическими лицами. В связи с этим студентам следует уяснить, что такое денежное обращение и денежный оборот, выделяя при этом налично-денежное и безналичное обращение и оборот.

При характеристике безналичного денежного оборота необходимо рассмотреть принципы его организации и формы, с помощью которых осуществляются безналичные расчеты. При этом важно отметить преимущества и недостатки различных форм безналичных расчетов.

Характеризуя налично-денежный оборот важно рассмотреть принципы его организации и показать сферу использования наличных денег.

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, измерителями которой служат денежные агрегаты. Следовательно, необходимо рассмотреть состав денежных агрегатов, а также ознакомиться с определением количества денег в обращении и скоростью их оборота.

Регулирование денежного обращения в РФ возложено на ЦБ РФ. Студенты должны изучить методы, с помощью которых ЦБ воздействует на денежное обращение при осуществлении денежно-кредитной политики.

В процессе подготовки к семинарским занятиям по данной теме студенты должны ознакомиться с понятием денежной системы и уяснить, что денежная система каждой страны складывается исторически, в соответствии с ее экономическим и социальным развитием. Однако, несмотря на особенности национальных денежных систем им свойственны общие элементы, которые необходимо выделить и охарактеризовать.

Денежные системы сформировались в 16-17 вв. По мере развития товарно-денежных отношений происходят существенные изменения в денежной системе. В этой связи важно рассмотреть типы денежных систем, существовавшие в разные периоды их исторического развития, уделив особое внимание характеристике особенностей современной денежной системы, а также состоянию денежной системы РФ.

Задачи по теме

Задача 1

Определите количество денег, необходимое в качестве средства обращения.

Сумма цен реализованных товаров (работ, услуг) составляет 6300 млрд. руб. Сумма цен товаров (работ, услуг) проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил, - 57 млрд. руб. Сумма платежей по долгосрочным обязательствам, сроки которых наступили – 193 млрд. руб. Сумма взаимно погашаемых платежей – 550 млрд. руб. Среднее число оборотов денег в год – 10.

Задача 2

Рассчитайте скорость оборота денег.

Денежная масса – 460 млрд. руб. Валовой национальный продукт – 4580 млрд. руб.

Задача 3

Рассчитайте оборачиваемость денег, хранящихся на расчетном счете.

Денежные агрегаты равны Мо = 150 млрд. руб., М1 = 380 млрд. руб., М2 = 400 млрд. руб.

Задача 4

В стране обращается 300 млн. руб., при реальном объеме ВНП 600 млн. руб. и скорости обращения одной денежной единицы 8 раз в год. Определите средний уровень цен, т.е. среднюю цену, по которой продается каждая единица отдельного товара.

Задача 5

Определите количество денег, необходимое для обращения, если объем годового ВНП составляет 1,5 млрд. долл., одна денежная единица в год обращается 20 раз, средний уровень цен определен в 15 долл.

Задача 6

Определите покупательную способность 50 тыс. руб. через один год и три года при темпе инфляции 12% в год.

Вопросы:

Наши рекомендации