Инвестиционные качества ценных бумаг, методы их оценки
По уровню доходности выделяют:
- ценные бумаги с непредсказуемым уровнем дохода (все долевые),
- ценные бумаги с предсказуемым уровнем дохода (долговые).
По уровню риска, связанного с характером деятельности эмитента:
- низкорисковые (государственные и муниципальные ценные бумаги),
- среднерисковые (бумаги банков, инвестиционных фондов и др.),
- высокорисковые (бумаги молодых и быстрорастущих компаний).
По степени ликвидности:
- высоколиквидные (на предъявителя);
- низколиквидные (именные ценные бумаги).
Параметры интегральной оценки инвестиционных качеств акций:
1) степень защищенности размера дивидендных выплат;
2) оценка отрасли, в которой осуществляет свою деятельность эмитент акций:оценивается стадия жизненного цикла, место отрасли в структуре экономики, уровень рентабельности и налогообложения в отрасли;
3) оценка финансово-хозяйственной деятельности эмитента акций:
- акции выпускаются впервые - анализируются показатели финансового анализа (устойчивости, ликвидности, платежеспособности, рентабельности);
- акции выпускаются повторно, а акции предыдущего выпуска уже обращаются на рынке некоторое время - дополнительно рассчитываются:
а) коэффициент дивидендных выплат:
К д.в. = Д / ЧП, (17)
где Д – сумма дивидендов, выплачиваемых в рассматриваемом периоде;
ЧП – сумма чистой прибыли по результатам его деятельности.
б) коэффициент покрытия дивидендов по привилегированным акциям:
К покрытия = ЧП / Д (18)
в) балансовая стоимость акции:
БС акции = (стоимость акций на определенную дату (акционерный капитал) + резервный фонд) / количество акций (19)
4) оценка обращения акций на фондовом рынке
а) коэффициент соотношения цены и доходности:
К соотношения = Ц акций рыночная / Д, (20)
где Д – совокупный доход за весь срок обращения
б) уровень дивидендных выплат:
У д.в. = Д / Ц акций рыночная, (21)
где Д – сумма дивидендов, выплачиваемых в расчетном периоде,
Ц – рыночная цена акции на начало рассматриваемого периода.
в) коэффициент ликвидности:
К ликвидности = Объем продаж / Объем предложения акций (22)
5) оценка условий эмиссии: цели эмиссии, условия, периодичность выплаты дивидендов, характер, степень участия в управлении.
Интегральная оценка инвестиционных качеств облигаций:
1) вид облигаций: оценивается характер эмитента (корпоративные облигации или государственные), срок погашения, формы выплаты дохода;
2) оценка надежности эмитента:
- для государственных и муниципальных облигаций оценивается сальдо бюджетов и структура их доходных источников; для корпоративных облигаций - финансовая устойчивость и платежеспособность эмитента;
3) характер обращения на фондовом рынке: рассчитывается коэффициент соотношения рыночной цены и номинальной стоимости облигации, которые показывает, какую сумму готовы заплатить инвесторы за получение дохода по ней;
4) условия эмиссии: рассматривается цель и условия эмиссии (периодичность выплат и размеры доходов, условия погашения и др.).
Оценить инвестиционную привлекательность финансовых инструментов можно следующими способами (методами).
1. С точки зрения конъюнктуры финансового рынка - на основе исследования динамики котировок (технический анализ).
Технический (графический) анализ осуществляется на основе изучения соотношения спроса и предложения или ценовых изменений с построением диаграмм, графиков, трендов. Устойчивое движение цен в определенном направлении дает представление о том, когда ценные бумаги предпочтительнее продавать (покупать). Информационная база анализа - биржевые котировки. Использование такого метода основывается на предположении, что в динамике курса ценной бумаги отражается вся информация о её эмитенте.
Используются разные виды графиков динамики уровня цен: линейный, график отрезков, японские свечи, крестики-нолики и др.
Преимущества метода: легкость, быстрота, пригодность для оценки большинства финансовых инструментов.
Недостатки метода: цена ценной бумаги на рынке может отражать не только объективные тенденции, но и реагировать на иррациональные события: слухи, политические движения. Данные имеют большую погрешность или вообще искажаются. Метод предпочтительнее использовать на краткосрочную перспективу.
Для исследования рынка ценных бумаг могут также применяться методы:
Мониторинг - текущее наблюдение; состоит в фиксации любых сведений и событий на рынке ценных бумаг, которые могут оказать влияние на рынок. Источники информации - сведения из средств массовой информации, биржевых бюллетеней, мнения специалистов и т. п.
Статистический метод анализа конъюнктуры рынка ценных бумаг основан на изучении средних, минимальных, максимальных цен, количества и объемов сделок, данных о состоянии сводных фондовых индексов и др.
Рейтинговый метод анализа состоит в ранжировании по определенным признакам и нахождению в построенном ряду места объекта исследования. На основе построения рейтинга эмитентов, например, по надежности, можно определить место определенного участника рынка; инвестора – по объему вложений и качеству портфеля; ценных бумаг – по инвестиционным качествам.
Наиболее объективны и учитываются при принятии инвестиционных решений рейтинги крупных корпораций и специализированных агентств (так, Standard&Poors (США) делит облигации на разряды в порядке убывания надежности эмитента, роста вероятности его банкротства - ААА, АА, А, ВВВ, ВВ, В, ССС, СС, С, CI.
Экспертный метод – это анализ рынка или его отдельных сегментов, компетентным специалистом или группой профессиональных аналитиков.
2. С точки зрения финансово-экономического состояния эмитента ценных бумаг проводят фундаментальный анализ.
База анализа – финансовая отчетность предприятия-эмитента, публикуемые материалы о его деятельности, данные о состоянии в отрасли.
Преимущество метода - он позволяет установить, насколько завышена (занижена) рыночная цена ценной бумаги по сравнению с реальной стоимостью активов компании. Недостаток – трудоемкость, сложность получения информации.
Фундаментальный (факторный) анализ применяется и для исследования рынка ценных бумаг в целом как выбор факторов, влияющих на изменение цен.
Вопросы для самопроверки по теме 6:
1. Дайте определение рынка ценных бумаг как экономической категории и с организационной точки зрения. Как его можно классифицировать?
2. Кто является основными участниками рынка ценных бумаг? Какие виды эмитентов и инвесторов функционируют на рынке ценных бумаг?
3. Опишите виды деятельности профессиональных (лицензированных) участников рынке ценных бумаг. Какие виды деятельности могут осуществлять физические лица, юридические лица?
4. Что такое ценная бумага? Дайте основную классификацию ценных бумаг.
5. Приведите классификации ценных бумаг по различным признакам. В чем принципиальное отличие эмиссионных ценных бумаг – акций и облигаций друг от друга?
6. Какой объем прав закрепляется за владельцем обыкновенных (привилегированных) акций? Владелец каких акций несет больший риск потери или недополучения дохода?
7. Назовите виды облигаций и виды процентных ставок по облигации.
8. Каковы инвестиционные качества ценных бумаг? В какой последовательности проводится интегральная оценка качеств акций (облигаций)?
9. Какие показатели рассчитываются при оценке акций, выпущенных впервые, повторно; для оценки эмитента облигаций и характера их обращения на рынке?
10. Какими методами проводится оценка инвестиционной привлекательность финансовых инструментов? Назовите основные преимущества и недостатки технического и фундаментального анализа. В чем их различие?