Российский дореволюционный и зарубежный опыт развития кооперативного движения

Исторический опыт развития сельскохозяйственной потребительской кооперации за рубежом является источником, из которого можно извлекать многочисленные уроки. Дореволюционная Россия имеет свой, неразрывно связанный с международным, опыт кооперативного движения, в котором, по оценкам специалистов, участвовало до 84 млн. человек [119].

Выдающийся ученый кооперативного движения А.Н. Анцыферов был уверен в том, что «мощное орудие кооперации, которым овладело человечество XX века, не может, конечно, не иметь и для России такого же важного значения, как и для народов Западной Европы, уже по одному тому, что хозяйственная жизнь России тесно и крепко тысячами нитей связана с хозяйственной жизнью всего цивилизованного мира» [38].

С именем А.Н. Анцыферова связано учреждение Московского Народного банка – центрального банка кооперативного кредита в России. В своих научных исследованиях Анцыферов рассматривал опыт создания подобных учреждений за рубежом и определил положение российской кооперации, принципы и задачи ее развития на ближайшее время и перспективу.

Идея о необходимости создания центрального банка впервые была провозглашена Всероссийским торгово-промышленным съездом 1896 года в Нижнем Новгороде. Но речь велась не столько о кооперативном банке, сколько об учреждении особого банка мелкого кредита. Лишь в 1898 году Московский съезд принял проект устава Центрального банка кооперативных учреждений.

Комиссией изучались формы нового учреждения из практики западноевропейских стран: государственного, чисто кооперативного, акционерного и смешанного (частно-кооперативного) типов центральных банков. Предпочтение отдали последней. Привлекая частные капиталы, комиссия ставила цель ускорить создание и облегчить деятельность банка на первое время. В окончательном варианте для скорейшего прохождения устава по инстанциям было решено избрать вместо паевой акционерную форму с сохранением кооперативных принципов и установлением основного капитала до одного миллиона рублей.

9 сентября 1909 года проект устава был подан министру финансов на утверждение, 3 февраля 1911 года утвержден и 29 сентября того же года распубликован. Задачи банка были определены следующим образом: «На основании настоящего устава учреждается акционерное общество для устройства в городе Москве «Московского Народного банка», имеющего целью доставлять денежные средства учреждениям мелкого кредита и всякого рода кооперативным предприятиям для обеспечения их оборотов».

В дальнейшем (в феврале 1916 года) принято принципиальное постановление для внесения в устав, в котором закреплялось, что, начиная с III выпуска, акции не могут быть приобретены частными лицами. Впрочем, уже первое общее собрание, по предложению учредителей, постановило: «Установить, чтобы деятельность свою Московский Народный банк направил исключительно в интересах кооперации и, в частности, все находящиеся в его распоряжении капиталы обращал на развитие кооперативных учреждений. Банк в своей деятельности должен опираться на существующие кооперативные союзы, отдельные кооперативы, земские кассы, поскольку они заменяют союзы, и содействовать возникновению новых кооперативных союзов».

Московский Народный банк открылся 1 апреля 1912 года с уставным капиталом в один миллион рублей. Он сыграл большую организующую роль в кооперативном движении. Банковский центр включал всю кооперацию в общую кредитно-денежную систему России. Московский Народный Банк осуществлял кредит, поставку крестьянству через кооперацию сельскохозяйственной техники, удобрений, семян, а также координировал работу местных кооперативных союзов. Для нашего исследования имеет важное значение данная А.Н. Анциферовым в 1914 году оценка результатов деятельности Московского Народного банка: «Ужасный экономический кризис, вызванный европейской войной, не только не повлек за собой гибели молодого центрального кредитного института русских кооперативных учредителей; он даже не ослабил его, но, наоборот, позволил Московскому Народному банку укрепиться и стать высоко, как финансовому учреждению, заслуживающему полного доверия и обладающему солидностью, способной выдержать всякие испытания» [38].

Выдающийся ученый-подвижник кооперативного движения А.В. Чаянов написал более полутора сотен научных работ по различным проблемам аграрной экономики, которые складываются в общую мировоззренческую картину, где теория крестьянской кооперации – центральный элемент. Основная идея сельскохозяйственной кооперации в высшей степени проста. Если мы внимательно всмотримся в состав крестьянского хозяйства, довольно сложного по своему устройству, то сможем убедиться в том, что для целого ряда отраслей его крупная форма дает сразу непосредственно большую выгоду. При этом почти всегда оказывается возможным, не нарушая работы остальных частей хозяйства, не разрушая трудового семейного хозяйства, выделить отдельные работы и соединить их сообща с соседями в одно общее большое дело.

Любое крестьянское хозяйство многоотраслевое, оно включает следующие виды деятельности:

- производство зерновых, технических культур, овощей, фруктов, мяса, молока, птицы и т.д.;

- сбыт этой продукции на рынке;

- хранение;

- переработку;

- транспортировку;

- заготовку сена, кормов;

- закупку семян, удобрений, кормов, элитного скота;

- строительство производственных и жилых помещений;

- ремонт тракторов, комбайнов, автомашин, косилок, молотилок и т.д.;

- агрономию, ветеринарию, зоотехнику;

- страхование и кредит;

- науку, религию, образование, культуру, спорт, отдых.

Оказывается, все виды деятельности, кроме производства, могут успешно и намного выгоднее осуществляться через кооперативы – снабженческие, сбытовые, транспортные, перерабатывающие, кредитные и так далее. Это и многоцелевые (многофункциональные) кооперативы, объединяющие многие функции, и однофункциональные. Постепенно первичные многоцелевые кооперативы объединялись в союзы на местном, региональном и национальном уровне. Одновременно формировались союзы крестьянских хозяйств, которые специализировались на производстве и сбыте отдельных видов продукции.

А.В. Чаянов приводит наиболее характерный пример маслодельных товариществ. «В настоящее время мы насчитываем их более четырех тысяч в Западной Сибири, Вятской, Вологодской и других губерниях Севера и на Кубани, и видим, что они объединены в местные союзы, из которых в свою очередь потом в 1924 году образован Всероссийский маслосоюз, возложив на него продажу выработанного масла на внутренних рынках СССР, а также в Англии и других заграничных рынках. Союз этот, объединяя в одно целое выработку масла из молока 2 000 000 коров, является едва ли не крупнейшей мировой фирмой на масляном рынке и вполне естественно, что ему по силе использовать все технические усовершенствования и все организационные улучшения, которые только могут быть достигнуты в настоящие дни». И делает вывод: «Эти же кооперативные начала могут быть использованы крестьянином и для организации других отраслей своего хозяйства» [186; 188]. Хозяйства, входящие в такой союз, от этого не уничтожаются, а по-прежнему остаются мелкими трудовыми хозяйствами. Сельскохозяйственный кооператив является дополнением к самостоятельному крестьянскому хозяйству. В конечном итоге складывается вертикальная интеграция одного или нескольких видов деятельности крестьянских хозяйств.

А.В. Чаянов доказал преимущество кооперирования отдельных видов деятельности крестьянских хозяйств перед артелями (колхозами) и коммунами, то есть горизонтальной концентрацией, где обобществлялась вся собственность, в том числе и крестьянский труд. Отстаивая тезис об устойчивости крестьянского (фермерского) хозяйства, Чаянов косвенно ставил под сомнение известное положение о преимуществах крупного производства по сравнению с мелким в сельском хозяйстве. По его мнению, основанному на собственных наблюдениях и объясненному им теоретически, точное выполнение работ в кратчайшие сроки, экономия на материальных факторах и земельных площадях («сбережения в земле»), на перевозках, постройках, бережливое использование инвентаря – таковы преимущества мелких крестьянских хозяйств, сохранивших свою самостоятельность в кооперации.

Новизну подходов А.В. Чаянова можно кратко сформулировать в следующих тезисах:

- он определил экономическое содержание кооперативного процесса, и выделил из него те операции, которые могут и должны быть организованы на крупных, коллективных началах;

- разработанной кооперативной теорией разрешил спор по поводу преимуществ крупного и мелкого хозяйства: интенсивные операции лучше производить семейными хозяйствами, экстенсивные – крупными. При этом кооперативной теорией объединил их в одно целое, обосновав путь формирования крупного производства на кооперативных началах;

- дал стройную классификацию форм крестьянской кооперации, расположив их в соответствии с реальной действительностью от рынка к производству;

- сформировал концепцию экономических отношений государства и кооперации, обеспечивающих выполнение государственного заказа, при котором кооперация, не теряя своей самостоятельности, сохраняла бы мелкие крестьянские хозяйства [183; 184; 185; 188].

Благодаря подвижнической деятельности ученых-кооператоров и огромной помощи со стороны государства, кооперация в дореволюционной России приобрела массовый характер. О небывалом размахе кооперативного движения в России красноречиво свидетельствуют данные таблицы 1.

По оценкам экономистов, в кооперативном движении непосредственно участвовало 14 млн. человек, а с членами их семей – 84 млн., т.е. свыше половины населения страны. Это позволяет сделать вывод о том, что предреволюционная Россия занимала по числу кооперативов и их членов «безусловно, первое место во всем мире» [119; 174; 175].

Таблица 1- Данные о числе кооперативов в России, период 1901-1917 гг. (по состоянию на 1 января)[1]

  1901-1902 гг. 1917 г.
Кредитные кооперативы
Потребительские общества
Сельскохозяйственные общества
Сельскохозяйственные товарищества -
Маслодельные артели
ИТОГО:

Современное европейское фермерство в немалой мере отличается от фермерства таких стран, как США и Австралия, той исключительной ролью, которую в Европе играют сельскохозяйственные кооперативы. Сельскохозяйственная кооперация в развитых странах носит преимущественно снабженческо-сбытовой характер (включая кредитную) и лишь в редких случаях предполагает объединение земельных ресурсов. Тем не менее, снабженческо-сбытовые кооперативы – это как бы продолжение организационной структуры фермерского сектора, компенсирующее недостаточный экономический вес каждого фермера в отдельности, в том числе по причине малоземелья. Ведь главная цель сельскохозяйственной кооперации – не горизонтальная и вертикальная интеграции в интересах дополнительного выигрыша за счет комбинирования и специализации, как иногда полагают, а увеличение так называемой рыночной силы фермеров, каждый из которых имеет небольшой масштаб производства и поставок на рынок. В противном случае фермеры не могли бы осуществлять эффективное рыночное взаимодействие с гораздо более консолидированными отраслями, с крупными компаниями, с которыми они встречаются на рынках ресурсов и конечной продукции – со сферами торговли, переработки, кредитования, и находились бы под их диктатом в отношении цен и других условий.

В среднем по ЕС на одно хозяйство приходится около 14 га земли, тогда как в США – 190, а в Австралии – 3700 га. Европейские фермеры без своих мощных кооперативных структур не могли бы выжить в условиях рынка, и поэтому европейский фермерский сектор вообще нельзя рассматривать в отрыве от форм сельскохозяйственной кооперации. В ЕС сельскохозяйственным кооперативам принадлежит свыше 1/2 рынка сбыта сельскохозяйственной продукции и более 1/3 рынка поставок средств производства для сельского хозяйства – по отдельным продуктам эта доля много выше [169, с. 270-273]. Еще большую роль сельскохозяйственные кооперативы играют в Японии с ее крайним малоземельем – всего 1,4 га в среднем на хозяйство [169, с. 469].

Европейские сельскохозяйственные кооперативы исторически формировались на полностью демократических началах, то есть с соблюдением принципа «один член – один голос», который затем значительно трансформировался в принцип распределения голосов и прибыли в соответствии с объемом деятельности, проведенным каждым членом через кооператив (сбыт, закупка кормов и пр.). Таким образом, европейские сельскохозяйственные кооперативы перешли от уравнительности к иному пониманию справедливости, учитывающему объем заказов, приносящих кооперативу доход, со стороны каждого члена. Кооперативы США, Канады, Новой Зеландии отличаются от европейских тем, что по своей правовой форме они близки к акционерным обществам или компаниям с ограниченной ответственностью, где голоса и участие в прибыли распределяются по вложенному капиталу.

Существуют и другие различия между фермерскими секторами ЕС и США, но главные из них так или иначе связаны с разным принципиальным подходом государства и общества к решению фермерских проблем в этих частях мира. Так, в странах Евросоюза считается, что общество несет моральную ответственность за обеспечение граждан работой в той местности, в которой они выросли, в соответствии с полученной ими специальностью и, в особенности, в связи с наследственной традицией, к каковой относится фермерство. Это, естественно, не гарантирует от безработицы в реальных условиях, но объясняет, почему в Западной Европе общество с пониманием относится к проблеме аграрной перенаселенности во многих регионах и не стремится отдать этот вопрос «на откуп рынку». В США общество не берет на себя такого морального обязательства – считается, что отдельный фермер, сталкивающийся с ухудшением экономической ситуации (из-за конкуренции, снижения спроса, роста издержек), должен рассматривать весь набор возможных решений, включая продажу своего бизнеса, переезд в другой штат или смену сферы занятости. Но и в самой Западной Европе, несмотря на историческую общность развития фермерского сектора разных стран и проведение в рамках ЕС единой сельскохозяйственной политики, существуют значительные отличия в рассматриваемой сфере от страны к стране.

Еще больше контрастов обнаруживает сопоставление стран Запада и Востока, к которому из числа развитых государств относится Япония, хотя ее зачастую и причисляют к Западу с точки зрения уровня развития. Особенности аграрных отношений там связаны как с малоземельем, так и с этнокультурными факторами. В Японии один из самых высоких уровней государственной поддержки сельского хозяйства: в пользу фермеров перераспределяются суммы, составляющие в пересчете на субсидии около 70 % стоимости реализуемой продукции. Отличия наблюдаются и в организационной структуре отрасли: все фермеры страны являются участниками системы сельскохозяйственной кооперации, созданной по инициативе государства и находящейся под его непосредственным патронажем и контролем [169, с. 469-475].

Население Великобритании к концу ХХ века составляло около 60 000 тыс. человек, в том числе сельскохозяйственное население насчитывало около 2 000 тыс. Основная сельскохозяйственная продукция производилась в Великобритании на фермах. Чаще всего это чисто семейный бизнес, где число работников колеблется от одного до пяти человек. Из 254 тыс. ферм современной Великобритании 31 тыс. имеет площадь используемых сельхозугодий свыше 100 га. Средний размер английской фермы 70 га, что считается оптимальным и составляет наивысший показатель среди стран ЕС.

Британский фермер, как правило, не только хозяин, но и менеджер своего бизнеса. В этой сфере к его услугам огромное число сервисных, маркетинговых и консультационных компаний. Распространен так называемый внешний менеджмент, когда компания через своего специалиста корректирует деятельность фермера. И хотя фермер платит за эту услугу до 30 % своей прибыли, цена обычно окупается. Конкуренция управляющих компаний на рынке этих специфических услуг очень высока, поэтому они ведут тщательную работу по подбору и подготовке своих специалистов.

Однако такие проблемы, как проникновение на рынок сельхозпродукции и эффективное снабжение хозяйств топливом, удобрениями, химикатами, семенами и т.п., фермеры решают чаще всего самостоятельно, не прибегая к помощи управляющих фирм. Для этого существуют специальные организации, чаще всего это предусмотренные законодательством страны фермерские кооперативы. Они не обладают большими уставными фондами или оборотными капиталами, а получаемая прибыль полностью распределяется между учредителями-фермерами. Каждый из фермеров владеет акцией в 1 фунт стерлингов. Кооператив управляется советом директоров, избираемым из фермеров, и исполнительной дирекцией. Директор назначается советом. К таким объединениям относятся как кооперативы с традиционными функциями, например, закупочно-сбытовые, снабженческие, так и объединения, которые воплощают межхозяйственную кооперацию в производственном обслуживании ферм и в области маркетинга.

Роль традиционной кооперации в Великобритании невелика. Сбытовые кооперативы поставляют на рынок в целом менее 10 % производимой в стране сельхозпродукции. Снабженческие кооперативы поставляют сельскохозяйственному производству 20 % необходимых ему товаров.

Без системы маркетинговых кооперативов (групп, как они себя называют) британские фермеры не мыслят свою деятельность. Эти группы специализируются по анализу важнейших для фермера направлений деятельности: продажа продукции, контрактация, реклама, организация выставок, проблемы ценообразования, анализ рынка и его тенденций. Численность их постоянного штата обычно невелика – до 10 человек, причем бывают случаи, когда всю эту работу выполняет один человек – директор, менеджер и бухгалтер в одном лице. Хотя в некоторых важнейших отраслях сельского хозяйства существуют и очень крупные маркетинговые кооперативы, объединяющие несколько сотен ферм.

Машинные кружки – очень простая по способу организации и очень эффективная форма кооперации фермеров. В стране несколько тысяч фермерских групп по совместному использованию сельхозтехники, насчитывающих от 2 до 20 членов. Эта форма позволяет участникам объединения максимально эффективно использовать технику, более свободно и рационально инвестировать свой капитал богатым фермерам, а начинающим – более уверенно себя чувствовать в плохо обеспеченных техникой хозяйствах. На основе хорошо организованной компьютерной службы всегда доступна информация о том, какая техника одних членов кружка может быть предоставлена во временную аренду другим его членам. Отработана надежная система взаимных платежей – поставщик техники получает деньги в течение месяца. Члены кружка оптом закупают технику, экономя и на этом 7-8 % своих средств.

Особое значение имеют рыночные управления в молочном скотоводстве. Они возникли на основе рациональной отраслевой интеграции и превратились, по существу, в кооперативно-государственные центры, осуществляющие в комплексе производство, заготовку и реализацию сельхозпродукции [164; 169; 196].

Структура системы кооперации в Германии построена снизу вверх и включает первичные кооперативы, региональные центральные кооперативы, организации на уровне федерации.

Первичные кооперативы на местном уровне существуют в Германии везде. Они – фундамент Союза кооперативов Райффайзен. Их хозяйственная деятельность распространяется на одно или несколько поселений, расположенных близко друг к другу.

Региональные центральные кооперативы выполняют задачи, которые по экономическому и финансовому объему не могут выполнить первичные кооперативы. Они заготовляют на базе спроса и предложения входящих в них первичных кооперативов крупные партии товаров для оптовой торговли, и в связи с этим считаются компетентными деловыми партнерами крупных поставщиков и оптовых покупателей. Они владеют современными мощностями хранения, переработки и реализации продукции и обслуживают межрегиональный рынок.

Региональные центральные кооперативы создали четыре организации на федеральном уровне, выполняющие такие важные задачи, как координирование обслуживания межрегиональных рынков, совместная закупка и продажа продукции на национальных и международных рынках, экспорт во все страны мира, разработка совместных торговых товарных знаков, а также финансовые услуги для товарных кооперативов.

На национальном уровне в качестве головной организации сельскохозяйственной кооперации действует Союз кооперативов Райффайзен – зарегистрированное объединение, находящееся в Бонне.

Все кооперативы Райффайзен и их объединения являются членами региональных аудиторских союзов. Аудиторские союзы на законодательной основе проверяют кооперативы, а сами подчиняются государственному надзору. В новых федеральных землях на базе бывших СХПК создан 1261 аграрный кооператив, из них 861 кооператив обслуживают аудиторские союзы при Союзе кооперативов Райффайзен, который представляет интересы сельскохозяйственной кооперации на национальном и международном уровнях, консультирует и информирует своих членов об актуальных изменениях в законах, имеющих значение для кооперации, о политических решениях и тенденциях развития экономики. Таким образом, кооперативы могут быстро реагировать на изменившиеся политические и экономические условия.

В рамках сотрудничества со многими европейскими организациями Союз кооперативов Райффайзен в качестве универсального объединения в области сельскохозяйственной кооперации имеет свое бюро в Брюсселе [41; 136].

Опыт Франции, в сущности, подтверждает теорию организации сельского хозяйства, разработанную А.В. Чаяновым, основу которой составляет положение о дифференциальных оптимумах. Согласно ей, для каждой отрасли экономики необходим свой оптимум. Для сельскохозяйственного предприятия оптимальным считается средний размер, уравновешивающий выгоды и недостатки крупного и мелкого хозяйств. Поддержка жизнеспособного хозяйства семейного типа с помощью мер сельскохозяйственного экономического стимулирования остается основным направлением французской аграрной политики, воплощению которой способствуют два других ее направления: создание сети кооперативных и иных сельскохозяйственных объединений по обслуживанию производителей и организация сельскохозяйственных рынков.

Основу французской аграрной модели составляют семейные хозяйства, то есть крестьянские хозяйства, основанные на семейной кооперации труда. Во Франции существует министерство социальной экономики, которое занимается созданием условий для развития кооперации, но не вмешивается в хозяйственную деятельность кооперативов. Государство рассматривает кооперацию как третий (после государственного и частного) сектор экономики. Законодательство Франции, касающееся кооперативов, признает коммерческий характер их деятельности, но в то же время ремесленные, транспортные, морские и сельскохозяйственные кооперативы полностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль.

Очевидно, российская кооперация должна использовать опыт западноевропейской кооперации в лоббировании своих интересов через представителей в парламенте. Это можно осуществить путем поддержки тех политических партий, которые в своих программах учитывают интересы развития кооперации [169, с. 311-317].

Несмотря на значительные размеры фермерских хозяйств, в Канаде очень большую роль играет сельскохозяйственная кооперация. Как и везде в мире, в Канаде она главным образом представлена сбытовыми кооперативами, с одной стороны, и закупочными, сервисными и кредитными – с другой. Сельскохозяйственная кооперация в Канаде предполагает объединение земельных ресурсов, как это происходит в некоторых типах производственных кооперативов, лишь в отдельных случаях. Прочие типы кооперативов служат продолжением организационной структуры сельскохозяйственной отрасли в сферах взаимодействия с рынком и переработки. Фермеры, консолидированно и организованно выходящие на рынок через принадлежащие им кооперативы, тем самым компенсируют свой недостаточно значительный экономический вес, определяемый, в том числе, земельной площадью.

В Канаде через сельскохозяйственные кооперативы реализуется как на национальном, так и на мировом рынке около трети фермерской продукции. Наибольшую долю по сбыту кооперативы имеют на рынках молока и молочных продуктов – 57 % , зерна и масло семян – 56 %, мяса птицы – 47 %, в поставке свиней – 20 %, мясного скота – 17 %. Весомую роль кооперативы играют в поставке фермерам необходимых производственных ресурсов, включая финансовые [138; 142].

Современное сельское хозяйство Израиля – развитая наукоемкая отрасль, отличающаяся высокой эффективностью производства, переработки и распределения продукции. Основу аграрного сектора Израиля составляют различные типы кооперативных объединений, возникшие на базе коллективной аренды. Израильское сельское хозяйство представляет собой своеобразный гибрид частных ферм и хозяйств-поселений, основанных на тесном кооперировании в производственной, сбытовой деятельности, снабжении и потреблении с явным преобладанием кооперативного сектора. Постоянная поддержка государства распространялась на многие сферы сельского кооперативного движения: финансирование, снабжение, сбыт продукции, страхование. Поощряя аграрные кооперативы, государство не только способствовало повышению эффективности производства, но и поддерживало – небезуспешно – социальную стабильность в сельских поселениях.

В отличие от европейских стран, кооперация в Израиле зародилась и развивалась не только как средство защиты трудящихся от притеснений ростовщического капитала и повышения уровня накопления в объединившихся хозяйствах. Кооперативным поселениям было легче решать проблемы обороны в ходе конфликтов с арабским населением, они служили наиболее рациональной формой организации колонистов для освоения выжженных солнцем безводных земель [56; 169, с. 378-382].

Законодательство многих стран предусматривает государственное регулирование кооперации в форме установления льготного режима хозяйствования (более низкие налоги и проценты за кредит), либо субсидирование кооперации при едином с частнопредпринимательскими структурами режиме хозяйствования. Льготный режим хозяйствования для кооперативов установлен в США, Италии, Швеции, Испании. Единый режим хозяйствования существует во Франции, Германии, Финляндии. Существуют и другие формы отношений государства и кооперации. Так, в Италии государство освобождает потребительскую кооперацию от необходимости торговать в глубинных районах, где торговля является убыточной, и создает для этого собственные магазины. Кроме того, в течение первых лет своей деятельности кооперативы полностью освобождаются от налогов [169, с. 301-303, 339-342].

Как правило, зарубежное кооперативное законодательство регламентирует следующие стороны деятельности кооперативов: определение кооператива, отношения между кооперативом и членами, клиентами, финансовые аспекты членства в кооперативе, управление. В США, например, кооперативы могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Отличия в том, что некоммерческие кооперативы инвестируют большую часть доходов в расширение и укрепление хозяйства, на цели образования и воспитания членов. Некоммерческие кооперативы поощряются правительством США льготной налоговой и кредитной политикой.

В отличие от США, законодательство большинства европейских стран в определениях кооператива исходит из преимущественно некоммерческого характера его деятельности. Так в Законе «О кооперации» во Франции кооперативы определяются как общества, основными целями которых являются уменьшение в интересах своих членов и их совместными усилиями себестоимости или продажной цены товаров и услуг и улучшение качества товаров и обслуживания.

В Германии в настоящее время потребительская кооперация – это массовое кооперативное движение. Преодолеть кризисные явления помогло применение механизмов государственного регулирования кооперативной политики. Это, прежде всего, изменения в законодательстве Германии, налоговые льготы, предоставленные потребительским кооперативам, материальная помощь, которую оказывает федеральное правительство. Наряду с прямой материальной помощью, существенной поддержкой является косвенное поощрение кооперации. В последние годы усилились контакты высших государственных чиновников с представителями кооперативных предприятий, стало практиковаться приглашение ведущих кооперативных работников в государственные органы страны.

Итальянское законодательство различает общества, имеющие целью получение прибыли, и общества взаимопомощи, к которым относятся кооперативы. В гражданском кодексе Италии предусматривается, что целью кооператива должно быть предоставление его членам благ, услуг или места работы на более выгодных условиях, чем это мог бы предоставить свободный рынок.

Кооперативными законами Германии, Италии, Великобритании предусмотрено, что если кооператив в своей деятельности отклоняется от основной задачи осуществления экономических интересов своих членов, то он может быть распущен [41; 136; 164; 196].

На основе анализа кооперативного законодательства, действующего в зарубежных странах, особенно в развитых западноевропейских странах, могут быть сделаны следующие выводы, которые имеют непосредственное отношение к развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации России. Прежде всего, это историческая преемственность в развитии кооперативного законодательства. Первые кооперативные законы в большинстве государств Западной Европы были приняты во второй половине XIX века, и ни один из них не был отменен. В XX веке к кооперативным законам были приняты поправки, основной смысл которых состоял в расширении возможностей кооперации в условиях усиливающейся конкуренции и усложнения хозяйственных связей.

Кооперативы, таким образом, создаются мелкими собственниками, чтобы объединение их усилий дало им экономический результат, который не достижим для них поодиночке. Поэтому существуют самые разнообразные формы кооперативов: производственные, перерабатывающие, сбытовые, закупочные, ссудно-сберегательные, заготовительные. Участие в них улучшает положение мелких товаропроизводителей. Один человек может быть членом не одного, а нескольких кооперативов. Если речь идет о потребительской кооперации, то она позволяет своим участникам приобретать товары по самым низким ценам. Значит, членство в ней отвечает, прежде всего, интересам наименее обеспеченных слоев населения.

Этим объясняется то, что в развитых странах кооперация поддерживается государством. Более того, государство рассматривает кооперацию как один из инструментов своей экономической политики, например, в сельском хозяйстве. В странах Европейского Союза сельскохозяйственная политика направлена на поддержку отечественных фермеров: 70 % бюджета ЕС расходуется на проведение аграрной политики. Государство гарантирует фермерам приемлемые закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, проводит жесткую политику в отношении сельскохозяйственного экспорта и импорта. Например, экспорт сельскохозяйственной продукции субсидируется из бюджета, а в отношении импорта принимаются протекционистские меры. Немалую выгоду фермеры получают также, участвуя в разнообразных кооперативах. Кооперативы снабжают их семенами, литературой, удобрениями, техникой, помогают в переработке и сбыте продукции. Во многом благодаря кооперативам фермеры сохранились, как класс: ведь семейные фермы экономически менее эффективны по сравнению с крупными высокоспециализированными товарными хозяйствами.

Российский дореволюционный и зарубежный опыт развития кооперативного движения (в частности, сельскохозяйственной потребительской кооперации), анализ его позитивных и негативных процессов показывают, что сохраняются объективные предпосылки для устойчивого развития кооперативного движения как на глобальном, так и на региональном уровне.

Наши рекомендации