Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты

Финансирование как метод финансовой деятельности государ­ства осуществляется в двух основных правовых режимах: финан­сирование государственных, или муниципальных объединений и организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хо­зяйственного ведения, и финансирование государственных или муниципальных учреждений, относящихся к некоммерческим организациям, действующих на праве оперативного управления имуществом (сметно-бюджетное финансирование).

Сметно-бюджетное финансирование — это порядок выделе­ния средств из бюджетов и внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе смет, для осуществления их основной де­ятельности. Сметно-бюджетное финансирование, как и финанси­рование в целом, осуществляется на основе единых принципов безвозвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, целевого использования финансовых средств, получения макси­мального эффекта при минимуме затрат, соблюдения финансовой дисциплины, финансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

Кроме того, можно отметить специальные принципы, свойст­венные сметно-бюджетному финансированию: получения средств учреждениями из бюджета, соответствующего их подчиненнос­ти, на основе финансовых документов, называемых сметами до­ходов и расходов, планирование и финансирование деятельности на основе экономических нормативов. Режим сметно-бюджетно­го финансирования охватывает широкий круг объектов. Это, прежде всего учреждения социальной сферы (образования, здра­воохранения, культуры и искусства). Сметно-бюджетное финан­сирование распространяется на органы представительной и ис­полнительной власти, на правоохранительные органы, судебные органы, органы прокуратуры, органы государственной безопас­ности.

§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты 645

Не менее значимыми для Российской Федерации являются расходы на национальную оборону и расходы на управление, фи­нансирование которых осуществляется также в режиме сметно-бюджетного финансирования..

Понятие «сметно-бюджетного финансирования» неразрывно связано с понятием «бюджетного учреждения».

Бюджетным учреждением признается организация, создан­ная органом государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осущест* вления управленческих, социально-культурных, научно-техни­ческих или иных функций некоммерческого характера, деятель­ность которой финансируется из соответствующего бюджета, или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов1.

Таким образом, деятельность учреждения на основе установ­ленных заданий по предоставлению государственных или муни­ципальных услуг и финансирование ее за счет соответствующего бюджета, согласно смете являются определяющими признаками, согласно которым можно присвоить организации статус бюджет­ной.

В перечень расходов бюджетных учреждений входят: опла­та труда в соответствии с заключенными трудовыми договора­ми и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с феде­ральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с зако­нодательством РФ; оплата товаров, работ и услуг по заключен­ным государственным или муниципальным контрактам; оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными смета­ми без заключения государственных или муниципальных кон­трактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждения­ми на иные цели не допускается2.

Согласно ст. 237 БК РФ бюджетное учреждение, финансируе­мое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки фи-

Статья161БКРФ. Статья 70 БК РФ.

Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

нансирования из бюджета более чем на два месяца или при фи­нансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, ус­тановленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квар­тал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем1 бюджет­ных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финан­сирования.

Необходимо также отметить, что БК РФ ввел понятие «полу­чателя бюджетных средств». Таковым является бюджетное уч­реждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных. средств в соответствии с бюджетной росписью на со­ответствующий год2.

Получатель бюджетных средств должен быть юридическим лицом, иметь утвержденную смету доходов и расходов, откры­вать лицевой счет в казначействе с указанием постатейного объе­ма ассигнований на год, квартал, лимита финансирования на месяц.

Законодательно закреплены также права получателей бюд­жетных средств на:

своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;

своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигно­ваниях и лимитах бюджетных обязательств;

компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

своевременно подавать бюджетные заявки или иные докумен­ты, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные сред­ства, предоставленные на возвратной основе;

' Статья 159 БК РФ определяет «распорядителя бюджетных средств» как орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюд­жетных средств. Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета (ст. 158 БК РФ).

2 Статья 162 БК РФ.

§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты

своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной ос­нове;

своевременно представлять отчет и иные сведения об исполь­зовании бюджетных средств1.

Статусом бюджетного учреждения наделен значительный круг субъектов. К примеру, бюджетными учреждениями толь­ко в сфере образования являются: дошкольные образователь­ные учреждения; образовательные школы-интернаты; обра*-' зовательные учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные уч­реждения для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением; образовательные учреждения среднего профессионального образования (техникумы, учил2ища, кол­леджи); учреждения высшего профессионального образования; учреждения дополнительного профессионального образова­ния — повышения квалификации.

Образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ (см. ст. 43 Конституции РФ). Законодательство содержит ряд положений, касающихся принципов финансирова­ния образовательных учреждений, а именно: приоритетность сферы образования, гарантированность государственного финан­сирования, учет и стимулирование внебюджетных поступлений. В частности, в соответствии с принципом гарантированности фи­нансирования государство берет на себя восполнение затрат на нужды образования в объеме не менее 10% национального дохо­да, с ежеквартальной индексацией в соответствии с темпами ин­фляции, а также закрепляется защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов2.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском професси­ональном образовании» (п. 3 ст. 2) гласит: «Государство обеспе­чивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством финансирования за счет федерального бюджета государственных образователь­ных учреждений высшего профессионального образования. При этом, на соответствующие цели не может быть выделено

1 Статья 163 БК РФ.

Статья 40 (п. 2) Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О вне­сении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 150.

Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

т

менее чем 3% расходов федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях не менее чем 170 студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Фе­дерации»1.

Правовой базой сохранения и развития отечественной культу­ры является Закон РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законода­тельства Российской Федерации о культуре»2, предусматриваю­щий, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В связи с "чем необходимо осуществление бюд­жетного финансирования государственных и в необходимых слу­чаях негосударственных организаций культуры (на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% федерального бюд­жета и 6% территориальных бюджетов); стимулирование разви­тия культуры через предоставление налоговых льгот предприяти­ям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в решение этих задач; способствовать развитию благотворительности в об­ласти культуры.

Расходы на здравоохранение занимают важное место в общем объеме финансирования социально-культурных мероприятий и включают в себя затраты на содержание лечебно-профилактичес­ких и санитарно-эпидемиологических учреждений, детских про­филактических и противоэпидемических организаций. В Осно­вах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.3 охрана здоровья граждан осущест­вляется через три основные системы: государственную, муници­пальную, частную.

К государственной системе здравоохранения относятся нахо­дящиеся в государственной собственности и подчиненные орга­нам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образо­вательные учреждения, фармацевтические организации, аптеч­ные учреждения и т.д. Муниципальная система здравоохранения включает муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности медицинские уч­реждения.

1 См.: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

2 ВВС. 1992. № 46. Ст. 2615.

3 ВВС. 1993. №33. Ст. 1318.

§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты 649

Частная система здравоохранения создается и финансируется частными организациями, общественными объединениями и фи­зическими лицами.

Расходы в медицинских учреждениях складываются главным образом из расходов на заработную плату медицинскому и адми­нистративно-хозяйственному персоналу, питание больных по нормам в зависимости от типа учреждения, приобретение меди­каментов и т.д. Лечение наиболее распространенных болезней^* травм и иных неотложных состояний; проведение санитарно-ги­гиенических мероприятий; медицинская профилактика важней­ших заболеваний; меры по охране семьи, материнства и т.д. яв­ляются доступными и оплачиваемыми из бюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания. Гарантирован­ный объем бесплатных медицинских услуг не исключает сущест­вование платных услуг, оказываемых медицинскими учрежде­ниями по ценам и тарифам, предусмотренными прейскурантами.

По качественным параметрам наше здравоохранение уступает современному мировому уровню. Для того чтобы привлечь допол­нительные источники финансирования и одновременно сохра­нить государственные гарантии населения, в медицинском обслу­живании выбрана бюджетно-страховая модель.

Таким образом, основными источниками финансирования ох­раны здоровья граждан являются:

1) средства бюджетов всех уровней;

2) средства, направляемые на обязательное и добровольное ме­дицинское страхование в соответствии с Законом РФ «О медицин­ском страховании граждан в Российской Федерации»1;

3) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

4) средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов;

5) доходы от ценных бумаг;

6) кредиты банков и других кредиторов;

7) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожер­твования;

8) иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Финансирование деятельности предприятий, учреждений и орга­низаций муниципальной системы здравоохранения осуществля­ется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов,

ВВС. 1991. №27. Ст. 920.

650 Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

предназначенных для охраны здоровья граждан и иных источни­ков, не запрещенных законодательством РФ1.

Структура государственных расходов с преобладанием удель­ного веса ассигнований на программы образования, здравоохра­нения и т.д. сложилась в большинстве ведущих стран мира. Крайне важно руководствоваться принципом социальной направ­ленности финансовой деятельности в современных условиях пре­образования российского государства, поскольку все преобразова­ния имеют смысл и получают признание со стороны общества, когда позволяют решать проблемы повышения уровня жизни граждан, уменьшения социального неравенства.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную деятельность органов, каждая из которых является объектом финансирования. Согласно ст. 84 БК РФ исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собра­ния РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комис­сии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их терри­ториальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении феде­рального закона о федеральном бюджете на очередной финансо­вый год. Документами, определяющими объем расходов на содер­жание аппарата управления, являются штатные расписания и сметы расходов.

На региональном и местном уровне структура органов управ­ления в целом аналогична государственной2.

Объектом финансирования является Федеральная судебная система включающая в себя общие суды, военные суды, возглав­ляемые Верховным Судом РФ, арбитражные суды, возглавляе­мые Высшим арбитражным судом РФ, Конституционный Суд РФ и конституционные и уставные суды субъектов РФ.

Конституция РФ (ст. 124) закрепила положение о финанси­ровании судов из федерального бюджета и о необходимости

1 Статьи 10, 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан.

2 Статьи 86 и 87 БК РФ закрепляют расходы, финансируемые исключитель­но из бюджетов субъектов Федерации и расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов, включающие финансирование деятельности законодатель­ной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ и содержание ор­ганов местного самоуправления.

§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты 651

обеспечения возможности полного и независимого осуществле­ния правосудия в соответствии с Федеральными законами, что нашло свое подтверждение в ст. 4 БК РФ. Увеличение расходов в данном направлении объясняется растущей нагрузкой на су­дебную систему и необходимостью проведения судебной рефор­мы, основными задачами которой являются совершенствование системы гарантий независимости судей, подчинения их только закону, расширения возможностей граждан по обжалованию^ суде неправомерных действий должностных лиц, установление более жесткого судебного контроля за применением мер при­нуждения и т.д.

Финансирование правоохранительных органов включает обес­печение деятельности органов внутренних дел, внутренних войск, уголовно-исправительной системы, органов налоговой по­лиции, органов пограничной службы, таможенных органов, орга­нов прокуратуры и органов государственной противопожарной службы. В настоящее время прослеживается тенденция роста расходов на таможенные органы, что объясняется необходимос­тью обустройства таможен на новых границах России и значи­тельной ролью таможенных органов в пополнении доходной части бюджета. Военные расходы, направленные на обеспечение оборонной функции государства, также входят в систему сметно-бюджетного финансирования. Они охватывают бюджетные ассиг­нования на содержание центрального аппарата Министерства обороны РФ, боевую подготовку и материально-техническое обес­печение войск, содержание и эксплуатацию военных объектов; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, учебные расходы военных учебных заведений, ведомственные расходы в области здравоохранения. При формировании сметы расходов на оборону вначале определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, затем составляются сметы военных округов и военных частей. Большая часть военных рас­ходов финансируется централизованно, непосредственно Минис­терством обороны (оплата военной техники, продовольственного обеспечения войск и т.д.).

Бюджетные учреждения, подведомственные федеральным ор­ганам исполнительной власти, используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, ко­торые ведутся Федеральным казначейством РФ1.

Статья 161 БК РФ.

652 Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

Действующее российское законодательство предполагает при­влечение наряду с ассигнованиями из бюджета дополнительных источников, составляющих финансовую базу деятельности бюд­жетных учреждений, что говорит о расширении их прав в области формирования, распределения и использования внебюджетных средств.

Осуществление бюджетными учреждениями внебюджетной .финансовой деятельности является объективной необходимос­тью, обусловленной не только ограниченными возможностями бюджета, но в то же время потребностью включения учреждений в современные экономические отношения.

§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение

Бюджетное учреждение осуществляет свою финансовую дея­тельность на основании сметы доходов и расходов.

Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняю­щий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджет­ных средств определяет права бюджетного учреждения по пере­распределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все дохо­ды бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и госу­дарственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от ока­зания платных услуг, другие доходы, получаемые от использова­ния государственной или муниципальной собственности, закреп­ленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления и иной деятельности1.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в настоящее время само понятие «смета» расширилось, поскольку она вклю­чает как доходы и расходы бюджетного учреждения. Ранее дей­ствовал порядок, при котором бюджетное учреждение составляло смету расходов (устанавливающую объем, целевое направление, распределение средств, выделяемых из бюджета), а также отдель­но сметы доходов и расходов по каждому виду специальных (вне­бюджетных) средств.

Смета — это финансово-плановый акт, определяющий ос­новные источники финансирования (доходы) бюджетного уч-

§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение

Статья 161БК РФ.

реждения, а также объем, целевое назначение и поквартальное распределение расходов бюджетных учреждений. Смета бюд­жетного учреждения, являясь финансово-плановым актом, имеет юридическое значение, заключающееся в определении и конкретизации прав и обязанностей получателей бюджетных средств по образованию и использованию денежных фондов, а также финансовых органов и вышестоящих распорядителей бюджетных средств в области контроля за их целевым исполь­зованием.

По кругу учреждений и охватываемых ими мероприятий сметы можно классифицировать на индивидуальные, сводные и сметы централизованных мероприятий. Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением с учетом особен­ностей и определением объемов его финансовой деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, объединяются соответствующими министер­ствами, ведомствами, департаментами, исполнительными органа­ми власти субъектов РФ и местного самоуправления в сводные сметы.

Сметы расходов на централизованные мероприятия составля­ются министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для осуществле­ния определенных (централизованных) мероприятий, например, проведение конференций, семинаров и т.д.

Бюджетное учреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях обязано составить и предоставить на утверждение вышестоящего распорядителя бюд­жетных средств смету доходов и расходов по установленной форме1.

Сводная смета по министерству, ведомству и т.д. учитывает­ся при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, ут­верждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Смета доходов и расходов действует в течение финансового года с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. в срок, преду­смотренный законом о федеральном бюджете РФ. Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учреждения составляют

Статья 221 БК РФ.

I

Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

отчет об исполнении сметы, который направляется в вышесто­ящую организацию и территориальный орган Федерального казначейства. Порядок составления таких отчетов ежегодно оп­ределяется приказом Министерства финансов РФ об утвержде­нии правил составления бухгалтерских отчетов организация­ми, состоящими на бюджете за соответствующий год.

Сметный процесс является важным моментом в функциониро­вании бюджетных учреждений, поскольку правильное составле­ние сметы, ее содержание влекут за собой финансирование в до­статочном объеме, а рассмотрение сметы является одной из форм финансового контроля со стороны государственного органа за осу­ществлением государственных расходов. Рассматривая сметы бюджетных учреждений, распорядитель бюджетных средств вы­ясняет вопросы о необходимости и целесообразности предусмат­риваемых расходов; о соблюдении действующих законов и поста­новлений правительства, а также указаний по составлению документации.

Смета бюджетного учреждения разрабатывается на основе Бюджетной классификации1, имеющей важное значение как при осуществлении планирования и использования финансовых средств, так и при составлении отчетов об исполнении сметы.

Особая роль принадлежит указанию в смете кодов Бюджет­ной классификации, в соответствии с которыми учреждения должны производить кассовый расход поступивших финансо­вых средств. Такое указание является необходимым условием обеспечения целевого использования выделенных средств, способ­ствующих исполнению закона о бюджете.

При составлении сметы бюджетным учреждением учитывают­ся производственные показатели деятельности (задания, кон­трольные цифры), установленные учредителем. Например, для школ контрольными цифрами являются число учащихся и клас­сов, по учреждениям профессионального образования — контин­гент студентов, для поликлиник — число посещений и т.д. При финансовом планировании, формой которого является смета, учитываются не только показатели на начало и конец финансово­го года, но и среднегодовые.

' Согласно ст. 18 БК РФ Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость пока­зателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение

В связи с этим бюджетное учреждение в ходе составления сметы в пределах контрольных цифр руководствуется также нор­мативами расходов.

Нормативы расходов — это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (норма расходов продуктов на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме на один год и т.д.). Нормы расходов принято подразделять на обязательные и необязательные (рас­четные); материальные и денежные.

Обязательные нормы расходов не подлежат изменению (рас­ходы на командировки, нормы расходов на питание и т.д.), в то .время как необязательными (расчетными) являются нормы, оп­ределяемые индивидуально для каждого бюджетного учрежде­ния, исходя из его специфики (расходы на коммунальные плате­жи), самим же учреждением по согласованию с финансовыми органами.

Материальные нормы расходов определяют количество мате­риальных средств на единицу расходов.

Денежные нормы представляют собой стоимостную форму выражения материальных норм, образуются путем умножения затрат в натуральном выражении на среднюю цену этих рас­трат.

Смета бюджетного учреждения содержит две основные группы расходов: текущие расходы и капитальные расходы.

В свою очередь текущие расходы, имеющие общий кодовый номер 100 000, объединяют широкую группу статей сметы, таких как: закупки товаров и оплата услуг (110 000); оплата труда го­сударственных служащих (110 100), куда отнесены — оплата труда гражданских служащих (110 110), денежное довольствие военнослужащих (110 120), выходное пособие при увольнении (110 130); начисление на оплату труда, страховые взносы на госу­дарственное социальное страхование граждан (110 200); приобре-|тение предметов снабжения и расходных материалов (110 300); (командировки и служебные разъезды (110 400); транспортные ус-|луги (110 500); оплата услуг связи (110 600); оплата коммуналь­ных услуг (110 700); прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг (111 000); субсидии, субвенции и текущие транс­ферты (130 000), включающие трансферты населению (130 300), выплату пенсий и пособий (130 310), стипендии (130 320), прочие трансферты населению (130 330).

Капитальные расходы имеют общий кодовый номер (200 000) и содержат статьи: капитальные вложения в основные фонды

Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

(240 000); приобретение оборудования и предметов длительного пользования (240 100); капитальный ремонт (240 300), включаю­щий капитальный ремонт жилого фонда (240 310) и капиталь­ный ремонт объектов непроизводственного назначения за исклю­чением капитального ремонта жилого фонда (240 330).

Каждая из статей сметы имеет конкретное содержание обозна­ченных в ней расходов. К примеру, по экономической статье «оп­лата труда государственных служащих» планируются основные и дополнительные виды заработной платы, оплата за сверхурочную работу, за работу в ночное время, в выходные дни, все виды пре­мий, доплаты за дополнительные виды работы и надбавок за вы­сокое качество работы.

По статье «начисления на заработную плату» отражают все виды обязательных начислений на фонд оплаты труда.

Отдельной статьей в смете планируются расходы при слу­жебных командировках, что включает в себя: расходы на опла­ту проезда, суточных, подъемных при служебных командиров­ках и т.д.

Значительное место в затратах на содержание учреждений за­нимают коммунальные платежи: отопление, освещение, водо­снабжение и т.д., расчетный объем средств которых зависит от объема и площади помещений, от условий обеспечения энергоре­сурсами и т.д.

По экономической статье «приобретение предметов снабже­ния и расходных материалов» планируются расходы на приобре­тение материальных средств, малоценных и быстроизнашиваю­щихся, сюда отнесены: канцелярские принадлежности, медика­менты, мягкий инвентарь и обмундирование.

Затраты на оплату транспортных услуг включают расходы на содержание транспорта, в том числе текущий ремонт автомоби­лей, компенсации за использование личных легковых автомоби­лей и т.д.

Статья расходов «оплата услуг связи» предусматривает все виды услуг связи, абонентную плату за телефон, оплата междуго­родных переговоров, почтовых отправлений, телефаксы и др.

В прочие текущие расходы входят суммы по оплате текущего ремонта оборудования и инвентаря, текущего ремонта зданий и сооружений.

К статье «Капитальные вложения в основные фонды» отнесе­ны все виды расходов, способствующие приросту основных про­изводственных и непроизводственных фондов, в том числе приоб­ретение оборудования и предметов длительного пользования,

§ 3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений 657

капитальный ремонт помещений, в которых расположены бюд­жетные учреждения.

Принцип постатейного выделения средств для конкретного бюджетного учреждения способствует усилению финансового контроля за их целевым использованием.

Бюджетные учреждения прилагают к смете основные паспорт­ные данные, которые служат обоснованием отдельных видов рас­ходов. К примеру, образовательными учреждениями подготавли­ваются справки о движении контингента учащихся, данные о количестве факультетов, филиалов, научно-исследовательских подразделений; справки об учебно-материальной базе учрежде­ния, что отражается в документах, содержащих данные об учеб­ных площадях и других зданиях, находящихся в эксплуатации на начало текущего года; об обеспеченности необходимой для ос­новного вида деятельности учебной, научной, методической лите­ратурой и т.д.

§ 3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения наряду с ассигнованиями из соответ­ствующих бюджетов имеют, как правило, и внебюджетные сред­ства.

Правовой режим внебюджетных средств бюджетных учреж­дений, определенный Положением «О внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете», утверж­денным постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г. № 5271, получил свое дальнейшее подтверждение и раз­витие в БК РФ. Названное Положение определяет три вида вне­бюджетных средств: специальные, депозитные и суммы по по­ручениям.

Специальными средствами являются доходы бюджетных уч­реждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности (п. 5).

Суммы по поручениям — средства, полученные от других ор­ганизаций для выполнения определенных поручений. После вы­полнения поручения бюджетное учреждение обязано выслать

1 Постановление СМ СССР от 26 июня 1980 г. № 527 «О внебюджетных сред­ствах учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР» // Свод зако­нов СССР. Т. 5. СП СССР. 1980. №20. Ст. 117.

Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

предприятию, организации, учреждению, давшим поручение, отчет об израсходованных средствах и вернуть неиспользованный остаток полученных сумм. Отчет предоставляется не позднее 31 декабря (п. 11).

Депозитные суммы — -средства, поступившие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступ­лении определенных условий возврату вносителями или передаче по назначению. Депозитные суммы находятся на счетах бюджет­ных учреждений до определенного срока: для передачи физичес­ким лицам — три года; юридическим лицам — один год; бюджет­ным учреждениям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены (п. 12).

Специальные средства — самая широкая группа внебюджет­ных средств бюджетных учреждений. Их можно определить как доходы, получаемые бюджетными учреждениями сверх ассигно­ваний, выделяемых из'бюджета, являющиеся дополнительным источником их финансирования. БК РФ именует их как:

доходы от использования имущества, находящегося в государ­ственной или муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреж­дениями, находящимися в ведении соответственно Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средст­ва, полученные для возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (ст. 41 БК РФ).

Привлечение дополнительных источников финансирования бюджетными учреждениями может осуществляться двумя пу­тями.

Первое — это осуществление предпринимательской деятель­ности бюджетным учреждением. Сюда относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, до­ходы, получаемые от использования государственной или му­ниципальной собственности, закрепленной за бюджетным уч­реждением на праве оперативного управления; средства, получаемые ,в виде арендной либо иной платы за сдачу во вре­менное владение, пользование имущества, и т.д. Доходы бюд­жетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход в полном объеме, учиты-

§ 3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений 659

ваются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказа­ния платных услуг1.

Второй путь привлечения специальных внебюджетных средств напрямую не связан с результатами деятельности бюд­жетного учреждения и выражается во взаимодействии с юриди-, ческими и физическими лицами, способными осуществлять бла­готворительную деятельность в пользу учреждения.

Побудительными мотивами расширения источников финансо­вого обеспечения деятельности бюджетных учреждений стало за­крепление законодательством многообразия форм собственности и хозяйствования, с одной стороны, и с другой стороны — совре­менное состояние государственных финансов, ограниченные воз­можности бюджета и, отсюда, необходимость компенсировать не­достаток денежных средств для поддержания, восстановления, а порой и расширения основных фондов.

Правовая база для привлечения внебюджетных источников финансирования бюджетными учреждениями содержится также в ряде нормативных актов отраслевого характера. К примеру, действующее российское законодательство в области образования открывает перед государственными и муниципальными учебны­ми заведениями достаточно широкие возможности для привлече­ния внебюджетных средств.

Наши рекомендации