Анализ рвзрвботки стратегии развития организации транспортного комлекса
Железнодорожный транспорт является ведущим звеном транспортной системы страны, на долю которого приходится свыше 40% грузооборота и 35% пассажирооборота транспорта общего пользования в России. Железнодорожный транспорт выступает также крупнейшим потребителем энергоресурсов и оказывает существенное влияние на окружающую среду. При растущей конкуренции и необходимом сокращении затрат на перевозки в транспортной отрасли возникла острая потребность в новых прорывных технологиях и формах управления, удовлетворить которую можно только путем разработки и внедрения инноваций. В последние годы обозначилась тенденция к росту пассажирооборота, что в условиях повышающейся загрузки сети железных дорог выявляет необходимость разработки и внедрения новых инновационных решений в сфере техники и технологий.
Основная сеть железных дорог мира сконцентрирована в северном полушарии, при этом прослеживается наличие развитой железнодорожной связи, способной обеспечить торгово-экономическое сотрудничество стран НАФТА, стран Восточной Азии и Европейского союза, которые, как было отмечено, формируют геостратегический треугольник XXI века.
Рисунок 2 - Протяженность железных дорог стран мира, км[17]
Эффективное функционирование компаний железнодорожного транспорта Российской Федерации на основе современных стратегий развития играет значительную роль в создании условий для модернизации и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства нашего государства в мировой экономической системе. Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта Российской Федерации в настоящий момент времени перешел на новые условия функционирования, определенные Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте и реализованные при проведении реформы в течение последних 10 лет. Пассажирские компании выделились в самостоятельные единицы в рамках отрасли железнодорожного транспорта и стали полностью определять политику своей деятельности на основе собственных возможностей и порядка взаимодействия с ОАО « Рссийские железные дороги» (ОАО «РЖД») и бюджетными органами Российской Федерации.
На рынке железнодорожных пассажирских перевозок действуют 26 пригородных пассажирских компаний, в зоне обслуживания каждой из них находятся различные субъекты Российской Федерации. На рынке железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования действует одна крупная компания, на долю которой приходится более 95% рынка, – ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК»), дочернее общество ОАО «РЖД». Также на рынке перевозок дальнего следования функционируют ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «Железные дороги Якутии» и семь частных компаний, наиболее крупные из которых (ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс» и ЗАО «ТКС») имеют долю менее 1 %.
Традиционно функционирование транспортного предприятия как объекта управления (управляемая система) направлено на достижение установленных стратегических целей. Соответственно управляющая система призвана обеспечить всеми присущими ей методами и средствами устойчивое развитие предприятия с ориентацией на выполнение заданных стратегических показателей.
Исходя из опыта западных компаний, где собственники транспортных организаций ведут свой бизнес исключительно следуя стратегии развития организации, в России собственники добиваются роста в зависимости от текущего положения организации. Но при этом в РФ в начале 90-х годов транспортная промышленность, как и многие сектора экономики были не развиты, поэтому многие компании опирались в вопросах развития лишь на внутреннее мнение собственников, а именно на возможность выполнения работы с перевыполнением плана.
В целом управление транспортной компаний на этапе анализа экономического состояния для планирования дальнейшей стратегии развития сегодня можно представить в виде схемы:
Рисунок 3 – Схема управления транспортным предприятием, для подготовки стратегии развития предприятия
Процесс управления предприятием строится на основе информации о внешней среде и данных о его деятельности и возможностях внутренней среды. Часто процесс управления в общем виде понимается как процесс переработки информации, однако это не совсем так. Именно прогнозная информация позволяет повысить эффективность управленческих решений, поскольку при ее отсутствии многие решения принимаются интуитивно. Более того, прогнозная информация должна постоянно уточняться на основе обратных связей (информации) о ходе производства и реализации продукции предприятия, так как управленческие решения и случайные воздействия могут менять текущий ход производства и реализации продукции. Процесс прогнозирования, управления и выработки корректирующих воздействий трудно разорвать, выделить его начало. Однако общепризнанно, что процесс управления необходимо начинать с анализа внешней среды предприятия, которая формирует новые возможности, но одновременно и угрозы деятельности предприятия .
Стратегия развития предприятия представляется в виде совокупности документов различной степени детализации.
1. Краткая формула стратегии отражает сущность направлений дея-е организации, функционального подразделения или структурной единицы.
2. Развернутое представление стратегии в виде совокупности стратегич ных плановых документов: объекты стратегического планирования; интересы и цели; пространственные параметры стратегии; методы и способы реализации стратегии (инструменты) исполнители стратегии.
Стратегия развития организации транспортного комплекса, предусматривающая его рост на данном этапе в РФ основана на таких элементах:
Рисунок 4 – Структурные составляющие стратегии развития транспортной компании
Но при этом понимание стратегии развития не должно сводиться к такому процессу. Достаточно точно определяется конечное состояние, что должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. После чего составляется план, который определяет, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого концов ного состояния. При таком понимании стратегия выступает в роли конкретного долгосрочного плана, а ее разработка - это нахождение цели и составление плана[18].
Выработка стратегии развития - это, во-первых, получение определенного представления о будущем развития организации; активное использование системного подхода, обеспечивающего сложной организации определенную сбалансированность и общее направление развития, - во-вторых.
Современные стратегии развития основываются на проникновении в сущность условий, в рамках которых работает определенная сфера экономики, отрасль; осмысление задач, стоящих перед организациями. Это способствует возникновению разносторонних проектов развития, позволяющих выбрать вариант, обеспечить выживание компании и возможность ей выйти на хорошие экономические результаты[19].
Если обобщить все рассмотренные имеющиеся в литературе определения понятия «стратегия развития предприятия», можно сделать вывод, что:
стратегия развития предприятия - это интегрированное понятие, включающее в себя стратегические направления развития (альтернативы) и функциональные стратегии управления, и представляет собой установленную на длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, которые обеспечивают уверенное движение предприятия, его рост и высокую конкурентоспособность, что укрепляет позиции на рынке, повышают способность к выживанию в конкретной ситуации.
Но в современных условиях нестабильной экономической ситуации в РФ рассматривать стратегию как полностью систематизированный процесс, который имеет четкую последовательность действий, выполнение которых приведет к успеху, является неверным.
Для организаций, функционирующих на данном этапе в РФ, стратегию необходимо рассматривать, во-первых, как набор тактических средств, которые могут и должны меняться, если динамика внешней или внутренней среды не соответствует прогнозам (при неизменности конечной цели, которая, как правило, предполагает дальнейший рост), во-вторых, стратегию необходимо неразрывно связывать с таким понятием как «развитие».
Это особенно касается транспортной отрасли, поскольку транспорт является одной из важнейших составляющих национальной экономики, от функционирования которой зависят все сферы общественного производства и социальной климат в государстве.
Но при этом необходимо отметить, что специфика работы предприятий в области железнодорожных перевозок требует приспособления к условиям транспортного рынка и учета особенностей транспортных услуг в отличие от продукции в материальном выражении.
Так, разработка и выбор той или иной стратегии развития транспортного предприятия зависит от внутренних и внешних условий, ресурсов и возможностей предприятия железнодорожного транспорта и рисков, которые должны предусмотреть руководители.
Стратегия развития железнодорожной отрасли направлена, в первую очередь, на повышение конкурентоспособности транспортной отрасли и получения дополнительного дохода от ее деятельности. При этом стратегия развития транспортного предприятия должна быть направлена, прежде всего на расширение сферы деятельности этого предприятия с целью получения дополнительной прибыли.
В данном случае стратегия выступает не только как инструмент обоснования, выработки и реализации целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.
Однако на сегодняшний день не определено понятие «стратегия развития транспортного предприятия», которое бы охватывало все факторы влияния на производство и определяло направление его развития. Учитывая все особенности развития транспортной инфраструктуры, определим следующее понятие:
стратегия развития транспортного предприятия - это долгосрочное качественно определенное направление развития транспортного предприятия в соответствии со сферой его деятельности, с учетом системы внутренних связей и с помощью всех средств отрасли, а также развития относительно внешнего среды, что помогает транспортному предприятию достигать поставленных корпоративных целей.
Однако при разработке стратегии развития транспортного предприятия, как и любого другого, надо помнить, что стратегия развития должна представлять собой совокупность нескольких стратегий развития. Она должна учитывать возможности других предприятий железнодорожного транспорта, поскольку работа любого предприятия железнодорожного транспорта связана с деятельностью других, почти всех предприятий железнодорожного транспорта. Они должны быть согласованы и взаимодополнятье друг друга. Только в этом случае железнодорожное предприятие достигнет успеха и сможет конкурировать на рынке транспортных услуг.
Таким образом, на основе анализа научной литературы в направлении исследования основных подходов к определению понятий «стратегия», «стратегия развития» и «стратегия развития транспортного предприятия» в статье определена необходимость и выделено понятие «стратегия развития транспортного предприятия». Это подтверждают необходимость разработки стратегии развития для предприятия железнодорожного транспорта.
[1]Терешкина Н.Е. Формирование стратегии развития малых транс-портных предприятий. / Н.Е. Терешкина. – К., 2005. – 160 с.
[2] Мескон М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1993. – 702 с.
[3] Steiner G.A. Management Policy and Strategy – Text, Readings and Cases. / G.A. Steiner, J.B. Miner, E.R. Gray. – 2-nd ed. – New York: McMillan, 1982. – 577 p.
[4] Соловьев В.С. Стратегический менеджмент: учебник / В.С. Со-ловьев. – Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 448 с
[5] Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / П. Дойль. – СПб.: Питер, 1999. – 560 с.
[6] Glueck W.F. Business Policy and Strategic Management / W.F. Glueck, L.R. Jauch. – New York: McGraw-Hill, 1988.– 940 p.
[7] Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М.: Экономист, 2004. – 296 с.
[8] Анисимов, Ю.П. Бизнес-планирование инноваций: Монография / Ю.П. Анисимов, Е.В. Солнцева, Д.Б. Лебединская, В.И. Штефан. – Воронеж: Научная книга. – 2008. – С. 558.
[9] Официальный сайт Агентства Стратегического Развития «АСТРАР» / Разработка стратегии развития предприятия URL: http://www.astrar.ru/channel_1.php?NSCH=69
[10] Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Под общ.ред. Г.Л. Багиева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика». – 2011. – С. 718.
[11] Котляр Э.А. Финансовый анализ предприятий (российский и международный опыт). – М.: ИНЭК, 2007. – 236 с.
[12] Исик Л.В. Мониторинг финансового состояния и оценка возможности банкротства предприятия // Финансовый менеджмент, № 2, 2013.
[13] Адамов, Н. Внутренняя управленческая отчетность: принципы, виды и методы составления / Н. Адамов, Г. Адамова // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2007. - № 30.
[14] Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учебное пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2009. – 336 с
[15] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование и планирование: Учебное пособие. – М.: ДИС, 2008. – 400 с.
[16] Браун С. Дж., Крицмен М.П. Количественные методы финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 315 с
[17] Railway size world map [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Railway_size_world_map.PNG
[18] Крук М. Разработка корпоративных стратегий компании / М. Крук // ЭКО. – 2001. – № 6. – С. 112-117.
[19] Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия / А. Серпилин // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 6. – С. 78-86.