Исполнение ФБ по расходам
Осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- территориальному (финансируются расходы субъектов);
- отраслевому (финансируются расходы министерств и ведомств);
- функциональному (финансируются расходы на социальные, научные, экологические и др. программы).
Исключительно из ФБ финансируются расходы на: содержание гос. аппарата федерального уровня; потребности нац. Обороны; обеспечение функционирования законодательных, представительных, исполнительных органов власти фед. Уровня, а также их территориальных органов; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; гос. поддержка развития нац. Экономики, важнейших отраслей н/х и соц. Сферы, включая здравоохранение, образование, ЖКХ, фундаментальные исследования; обслуживание гос. долга; финн. Поддержка субъектов и др.
Закон (решение) об исполнении бюджета
Бюджетный цикл завершается фактическим исполнением бюджета – с отклонениями от утвержденных параметров или в соответствии с ними. Если фактические доходы превышены, возможно дополнительное финансирование расходов. Кассовое исполнение бюджета по доходам и расходам свидетельствует о фактических объемах операций.
Т.к. бюджет имеет форму закона.
а (решения) законодательных органов власти, то должна быть правовая оценка его исполнения, т.е. должен быть принят закон (решение) об исполнении бюджета за истекший бюджетный год, В котором дана характеристика основных параметров исполнения бюджета – объем доходов, расходов, профицита, дефицита.
- проекта закона об исполнении бюджета за предыдущий год - не позднее начала июня;
- проект закона о ФБ на следующий год – не позднее 26 августа.
Обычно Правительство представляло оба проекта вместе, сейчас это закреплено ст. 264 БК.
Счетная палата отмечала, что в последние годы доходы, заложенные в законе о бюджете, занижены, прогнозы Министерства эконом. Развития и торговли необоснованны. Кассовое исполнение бюджетов всех уровней неравномерно как по доходам, так и по расходам, что недопустимо при наличии стабилизационного фонда. Некоторые отрасли постоянно недофинансируются более, чем на 20% (ЖКХ и с/х).
Финансовый контроль в бюджетной сфере
Содержание понятия финансового контроля в бюджетной сфере и принципы его организации
Контроль в бюджетной сфере – это часть финн. контроля, его задачи в бюджетной сфере:
- обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
- соблюдение бюджетного и налогового законодательства;
- контроль за правильностью ведения бу и составлением отчетности;
- проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
- улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
- выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней;
- контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
- пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, субсидий, субвенций и пр. помощи;
- проверка законности совершения валютных операций.
В основе мировой практики финн. контроля лежат принципы:
Принцип независимости:органы финн. контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и пр. независимостью, от юр. и физ. Лиц, деятельность которых они проверяют. Суть независимости органа финн. контроля выражена в его праве самостоятельно определять:
- предмет своей контрольной деятельности;
- методы контроля;
-содержание и формы отчетов;
- осуществление постконтрольных действий (оформление представлений, предписаний, информирование правоохранительных органов). Возможны запросы на проведение контроля со стороны др. органов.
Принцип гласности. Состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны, т.е. представление итоговых и текущих отчетов контрольных органов в вышестоящие органы; опубликование результатов ревизий и проверок в общедоступной печати (см. «Бюллетень Счетной палаты»).
Принцип законности означает, что деятельность органов финн. контроля должна соответствовать законам и др. нормативно-правовым актам. Законность финн. контроля означает, что создаваемые по результатам контроля документы имеют юр. значение для всех юр. и физ. Лиц, органов власти, судебных органов.
Принцип объективности в том, что заключения работников финн. органов, проведение проверок должны исключать предвзятость, тенденциозность или субъективную мотивацию (корысть, полит. Заказ). Выводы по результатам проверок д.б. обоснованы и подтверждены документально. Гарантией объективности финн. контроля является жесткость его правил и инструкций, норм и процедур, с помощью которых требования законодательства трансформируются в действия работников финн. органов.
Принцип ответственности контролеров, контролируемых и третьих лиц означает, что за ненадлежащее исполнение контрольных функций и задач они должны нести ответственность. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, формально закрепленной за конкретным субъектом, т.е. виновники ошибок и злоупотреблений в управлении гос. средствами должны нести ответственность в зависимости от финн. и иных последствий допущенных ими незаконных или неадекватных действий или бездействий. Третьи лица – органы гос. власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финн. контроля – также должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финн. контроля.
Принцип обеспеченности средствами означает, что субъекту финн. контроля нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения., т.е. при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей.
Принцип системности предполагает наличие системности органов финн. контроля, функционально взаимно дополняющих друг друга, а также специализацию органов финн. контроля, системную стандартизацию процессов финн. контроля.