Формирование антикризисной стратегии предприятия
Предприятие обладает высококвалифицированными кадрами в области дизелестроения, численность работников ОАО «Росс-дизель» с каждым годом сокращается, основной причиной чего является невыплата заработной платы. Для решения этой проблемы необходимо:
· Уменьшить производство нерентабельной продукции, при этом не исключая ее вовсе, т.к. при необходимых финансовых вложениях и модернизации производства рентабельность можно увеличить, за счет сбережения энергоресурсов.
· Освободившиеся при этом сотрудники должны быть направлены на курсы где образовательная программа будет направлена на выгодные для «Росс-дизель» направления, как в настоящем времени, так и в будущем.
Из-за материальных трудностей, испытываемых предприятием, оно не в состоянии внедрить новшества в технологии и технике на производстве, что значительно снижает его конкурентоспособность на рынке дизельной продукции. Рассматривая конкурентную среду, необходимо отметить, что многие потребители оказались также в кризисном положении, они являются неплатежеспособными, поэтому не могут рассчитаться за поставляемую им продукцию, что значительно снижает количество оборотных средств, находящихся в распоряжении предприятия, и, в свою очередь, являются причиной невозможности закупки необходимого сырья и материалов для производства. К тому же такие потребители в настоящее время используют дизеля, приобретенные ранее. Поэтому произошло снижение потенциальной потребности в дизелях ОАО «Росс-дизель» на 36,7%. Основными конкурентами являются "Рыбинские моторы" (г. Рыбинск, Россия), "Барнаултрансмаш" (г. Барнаул, Россия), ряд западных фирм, таких как “Perkins", “Caterpillar". Продукция ОАО «Росс-дизель» хотя и не уступает им по качеству, надежности, техническим характеристикам, но цена на продукцию ОАО «Росс-дизель» выше, чем на зарубежные аналоги, что объясняется значительной ее себестоимостью.
При позиционировании продукции «Росс-дизель» упор необходимо делать на качество продукции, что позволит явно отстроиться от конкурентов в рекламной стратегии.
При анализе внешней среды предприятии значительное внимание уделяется оценке эффективности текущей стратегии предприятия. Как отмечалось ранее, стратегическим менеджментом на предприятии глубоко стали заниматься лишь с 2008 года, хотя предприятие имеет некоторые трудности в проведении стратегического анализа, планировании, прогнозировании изменений в долгосрочной перспективе, он работа по данным направлениям ведется. Основной стратегией предприятия в настоящее время является:
· поиск платежеспособных потребителей
· наращивание объемов производств дизельной модернизированной продукции, запасных частей, товаров народного потребления
· снижение затрат на производство.
Также рассматриваются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для предприятия извне. Самый удобный и апробированный способ оценки стратегического положения предприятия - SWOT-анализ. Несмотря на хорошее качество продукции, большие производственные возможности, технологические навыки, конкурентоспособность продукции снижают высокие цены и издержки предприятия.
Не менее важным этапом стратегического антикризисного планирования является корректировка миссии предприятия и системы целей.
Миссия ОАО «Росс-дизель»:
"Наша работа - источник вашей вечной энергии:
· энергии, которая двигает механизмы,
· энергии наших сотрудников, которой мы заряжаем их каждый день, веря в них и дорожа их работой,
· энергии инвесторов, которая возвращается к ним как положительный результат сотрудничества,
· энергии родной страны, основы ее процветания.
· Результат синтеза этих энергий воплощен в качестве и надежности нашей продукции".
При разработке стратегических целей предприятия необходимо помнить, что каждая цель должна быть достижимой, содействовать повышению эффективности производства и прибыльности предприятий. Цели обязательно доводятся до руководителей всех уровней и работников. Необходимо также предусмотреть стимулирования их реализации и достижения.
Предприятию необходимо уделять больше внимание корпоративной культуре. Создание встреч с руководителями и фронт-персоналом, организация обратной связи, активное участие в организации праздников – все это повысит лояльность сотрудников, что поможет избежать текучести кадров.
Наиболее важными целями ОАО «Росс-дизель» по выходу из кризисного положения являются:
· повышение эффективности производства
· увеличение объемов выпуска продукции
· расширение рынков сбыта
· оптимизация финансовых ресурсов
· развитие производственных мощностей
Исходя из результатов проведенного анализа внутренней и внешней среды предприятия, его стратегией должна являться стратегия выживания. Основными составляющими данной стратегии являются:
· улучшение структуры выпуска продукции для производства более прибыльной продукции, пользующейся спросом в настоящее время и выход с ней на новые сегменты рынка дизелестроительной продукции;
· снижение себестоимости продукции для повышения ее конкурентоспособности; участие в совместных предприятиях и различных государственных программах для притока инвестиций в производство; поиск инвестора, заинтересованного в развитии производства продукции на ОАО «Росс-дизель»;
· совершенствование структуры управления.
При восстановлении платежеспособности предприятия становится возможной реализация стратегии роста.
Заключение
Таким образом, суть антикризисной программы заключается в своевременной профилактике банкротства, либо при вхождении предприятия в кризисное состояние, в своевременном «лечении» предприятия, в грамотном и по возможности быстром выводе из кризиса.
Главной целью антикризисной программы является обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране.
Антикризисная программа представляет собой систему мер, направленных на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющий устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
Антикризисная программа на предприятии начинается с диагностики кризисных ситуаций. Диагностика – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического) посредствам реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест».
После проведения диагностики предприятия принимается решение о необходимости разработки антикризисной программы на предприятии.
На основании проделанного исследования руководству предприятия следует начать разработку методов противодействия кризисам в рамках, лимитированных антикризисной программой. Формирование структуры цели и функций системы управления проводится в два этапа:
На первом этапе происходит формирование первоначального варианта иерархической структуры цели и функций системы управления, направленной на преодоление кризисной ситуации.
На втором этапе необходимо оценить созданный вариант и произвести необходимые корректировки. Первоначально следует произвести оценку созданной структуры цели и функций управления на предмет выявления наиболее значимых составляющих.
Разработку программы вывода объекта из кризиса также необходимо проводить в несколько этапов.
На первом этапе в рамках созданной предварительной концепции преодоления кризисной ситуации происходит разработка вариантов антикризисных программ. Второй этап должен быть посвящен оценке созданных вариантов программ, выбору должного варианта, окончательной корректировке последнего.
Программа финансового оздоровления – это эффективный инструмент планирования финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия в соответствии с потребностями рынка, основные цели которых – восстановление платёжеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника.
Список используемой литературы.
1. Ильин К.В. Финансовые аспекты антикризисного управления компаниями // Финансовый менеджмент. - 2006. - № 3. - С. 34-43
2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М "ДИС", НГАЭиУ 2000
3. Глазунов В.Н. Финансы фирмы. Как ими распорядится , чтобы обеспечить ее собственное процветание // Экономика – 2000
4. Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Модуль 11. – М.: ИНФРА-М, 2000.
5. ЛуневВ.П. Тактика и стратегия управления фирмой. Учебное пособие. М., «ДИС»,2006
6. Зуб А.Т. Антикризисное управление: Учеб.пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 319 с.
7. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2006.
8. Зайцева Н.А. Антикризисное управление предприятием: теория и практика: учеб. пособие / Междунар. акад. оценки и консалтинга. - М., 2004. - 179 с.
9. Попов Р.А. Антикризисное управление: учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 2006. - 429 с.
10. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» от 12.08.94 №31-р
11. Серезнева Н.Н., Ионова А.Ф. «Финансовый анализ»: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.
12. Теория и практика антикризисного управления / под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. М., ЮНИТИ 1996
13. Уткин Э.А. Аудит и управление несостоятельным предприятием. Учебное пособие, Тандем, 2000
14. Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
15. Экономика фирмы: учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А Швандара. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003
16. Покрытан П. О предмете антикризисного управления // Экономист. - 2006. - № 6. - С. 50-53.
17. Кулагина Г. Опыт антикризисного управления предприятием // Экономист. - 2006. - № 10. - С. 81-91.
18. [Интернет ресурс] «Глоссарий: изменения в бухгалтерском учете и отчетности» http://www.svyazinvest.ru/glossary/
19 [Интернет ресурс] «Менеджмент: Корпоративная культура как решающий фактор повышения эффективности бизнеса»
http://works.tarefer.ru/55/100691/index.html
20 [Интернет ресурс] Статья : «Антикризисное управление предприятием на примере АО "Автогенмаш"»
http://arbitration.narod.ru/Diploma.html
21 [Интернет ресурс] Статья : «Подходы к выводу предприятия из кризиса: Механизмы финансовой стабилизации»
http://arbitration.narod.ru/Diploma.html#GL2P1
22 [Интернет ресурс] Статья: «Финансовый анализ в антикризисном управлении предприятием.»
http://u-pereslavl.botik.ru/~economics/reports_html/topanova/topanova.htm
23 [Интернет ресурс] Статья: «Юридическая основа и критерии полезности антикризисного управления предприятием»
http://conf.ligazakon.ua/conference/anticrisis.htm