Возникновение кризисов в организации

КРИЗИС ОРГАНИЗАЦИИ,

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Возникновение кризисов в организации

@ Организация — это некоторое относительно обособленное структур­ное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособ­ления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие спе­циализированных информационных структур, возможность выделения для организации общего результата работы.

OВ качестве организации может рассматриваться отдельная фир­ма, предприятие, акционерное общество, банк, компания (страхо­вая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.

OПрактика показывает, что кризисы отражают собственные рит­мы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадаю­щие с ритмами общественного развития или развития других орга­низаций.

@Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, при этом она подчиняется закономер­ностям циклического развития всей социально-экономической си­стемы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внеш­ние факторы, определяемые воздействием общих циклов экономи­ки, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития.

OВнешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это отражается на функционировании отдельной органи­зации, причем для каждой по-разному. Все зависит от вида соб­ственности организации, вида ее деятельности и от экономическо­го и профессионального потенциала.

? При этом следует иметь в виду, что каждая организация по-разному реагирует на соотношение влияю­щих на ее состояние внутренних и внешних факторов. Так, при возник­новении системного кризиса ряд организаций мгновенно разрушается, другие изо всех сил сопротивляются кризисным явлениям, третьи нахо­дят разные возможности использовать влияние внешних факторов во благо себе, может быть, временно, в хаосе общих кризисных явлений.

OОднако возможно и такое положение, при котором даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке орга­низация входит в глубокий кризис. В этом случае причинами, ско­рее всего, могут быть внутренние факторы развития — такие, как старение технологии, неэффективная организация работы, просче­ты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономичес­ких решений, деловые и социально-психологические конфликты, низкий профессионализм персонала, неудачный маркетинг и мно­гие другие.

@Чтобы иметь возможность своевременно запускать программы антикризисного управления, необходимо различать факторы, сим­птомы и причины кризиса.

Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тен­денциях их изменения, отражающих функционирование и разви­тие организации.

OТак, анализ показателей производительности тру­да, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооружен­ности производства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной органи­зации относительно наступления кризиса.

OПри этом величина и динамика показателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемой величины (допус­ки изменений), и относительно их значений в последовательные промежутки времени.

OСимптомом кризисного развития может быть, например, несо­ответствие показателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Од­нако не всегда симптомы ухудшения состояния организации при­водят к ее кризису.

Симптом — это только внешнее проявление на­чала «болезни» организации, но к самой «болезни» -- кризису при­водят причины его возникновения.

Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.

@Таким образом, этапы возникновения кризиса можно представить следующей цепочкой: причины —> симптомы —> факторы.

OОценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

@Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.

@Фактор кризиса — событие или зафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о на­ступлении кризиса.

Например, в организации причинами могут быть финансово-эко­номические просчеты, общее положение экономики, низкая квали­фикация персонала, недостатки системы мотивирования. Симпто­мы кризиса — появление первых признаков отрицательных тенден­ций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и другие, и тогда факторами кризиса будут сни­жение качества продукции, нарушение технологической дисципли­ны, рост и большая задолженность по кредитам и т. п.

@С точки зрения воздействия на организацию причины возник­новения кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внут­ренние.

Внешниеопределяют воздействие среды, в которой сущест­вует организация, а возникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации.

Внешние причины определяются состоянием экономики, деятельности государства, состоянием отрас­ли, к которой относится рассматриваемая организация, а также воз­действия стихии.

OК проблеме возникновения кризисов в организации следует под­ходить с системных позиций.

@Любая организация является целост­ной системой, она состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целост­ности, если, конечно, не происходит ее разрушения.

Система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии.

@Различают статическую и динамическую устойчивость.

@Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внеш­ними и внутренними. Если устойчивость в основном диктуется вне­шними факторами, то ее принято называть внешней, если внутрен­ними факторами, то внутренней.

OВ условиях централизованного управления экономикой устойчивость производственно-экономических структур достигалась, как правило, за счет воздействия внешних управляющих решений, т. е. любые или по­чти любые дестабилизации гасились извне. Причем ме­ханизмы приведения системы в стабильное состо­яние могли быть самыми разными: это и дополнительная экономичес­кая поддержка, и замена директора, и корректировка планов, и административная реорганизация производства, и др. В этом случае ус­тойчивость деятельности организации достигалась управлением извне, и кризис не наступал.

Это не значит, что проблема устойчивости не существовала. Она просто перемещалась на отраслевой, региональный и государствен­ный уровни и всегда решалась сверху.

В настоящее время в условиях конкуренции проблема устойчивости организации стоит перед каждой организацией.

Резюмируя: для того чтобы распознать кризис, необходимо своевре­менно обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельству­ющие о возможности наступления кризиса, и выявить его причи­ны. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция и опыт, анализ и диагно­стика состояния. Их следует применять на всех этапах существова­ния организации, ибо возможна ситуация, при которой она может войти в глубокий кризис на пике своего развития или при весьма благоприятной внешней экономической обстановке.

Наши рекомендации