Раздел i финансовое законодательство

Авторы: Д. В. Нефёдов, А. М.Лаптева, И. А. Макарова, С. М. Ковалевский

Финансовое право : учеб, пособие / Д. В. Нефедов [и др.]. Изд-во Политехи, ун-та, 2013. — 400 с.

СПб.:

Настоящее пособие представляет собой систематизированное изложение курса «Финансовое право», которое отличается от других учебников по этой дисциплине тем, что в нем представлен новый концептуальный взгляд на природу современного финансово-правового регулирования. Пособие ориентировано, в первую очередь, на интенсивную подготовку студентов по курсу «Финансовое право», но оно также ока­жется полезным ученым, преподавателям, практическим работникам — всем, кто интересуется проблемами права, его системой и перспектива­ми развития в условиях рыночной экономики.

Редактор А. В. Ильин

ISBN 978-5-7422-4139-3

© Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2013

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ I ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Глава 1. Финансовое право и законодательство

§ I. Место финансового законодательства в системе законодательства 8 § 2. Структура финансового законодательства 19

§ 3. Наука финансового права 31

Контрольные вопросы 39

Литература 40

Нормативные правовые акты и судебная практика 42

Глава 2. Международно-правовое финансовое регулирование

§ I. Основные положения международно-правового финансового и валютного регулирования 43

§ 2. Международные отношения в области кредита и расчетов 50

Контрольные вопросы 71

Литература 71

Нормативные правовые акты и судебная практика 72

РАЗДЕЛ II ПУБЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Глава 3. Бюджетное регулирование

I. Бюджетное устройство Российской Федерации 74

2. Бюджетный процесс в Российской Федерации 83

3. Межбюджетпые отношения 90

§ 4. Бюджетный контроль 95

Коптрольи ые вопросы 103

Литература 105

Нормативные правовые акты и судебная практика 107

Глава 4. Налоговое регулирование

§ 1. Общие начала налогового регулирования в Росеийской

Федерации 110

§ 2. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов 128

§ 3. Налоговый контроль и налоговая ответственность 142

§ 4. Система налогов и сборов в Российской Федерации.

Специальные налоговые режимы 163

Контрольные вопросы \ 74

Литература 175

Нормативные правовые акты и судебная практика \ 78

РАЗДЕЛ III ЧАСТНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Глава 5. Правовое регулирование банковской деятельности

§ 1. Банковская система 182

§ 2. Банковское законодательство 185

§ 3. Правовое положение кредитных организаций 189

§ 4. Государственное регулирование банковской

деятельности 202

§ 5. Договоры, опосредующие банковскую деятельность 214

Контрольные вопросы 232

Литература 234

Нормативные правовые акты и судебная практика 236

Глава 6. Правовое регулирование страховой деятельности

§ 1. Общие вопросы правового регулирования страховой

деятельности 239

§ 2. Понятие и виды договоров страхования 243

§ 3. Управление страховой деятельностью 265

§ 4. Обеспечение финансовой устойчивости в сфере

страхования 276

Контрольные вопросы 284

Литература 284

Нормативные правовые акты и судебная практика 286

Глава 7. Правовое регулирование рынка ценных бумаг

§ 1. Понятие и виды ценных бумаг; система нормативных

актов, регулирующих рынок ценных бумаг 290

§ 2. Участники рынка ценных бумаг 303

§ 3. Операции с ценными бумагами 306

§ 4. Регулирование рынка ценных бумаг 324

Контрольные вопросы 331

Литература 332

Нормативные правовые акты и судебная практика 335

Глава 8. Правовое регулирование инвестиционной деятельности

§ 1. Понятие инвестиционной деятельности 341

§ 2. Субъекты инвестиционной деятельности 350

§ 3. Публичное регулирование инвестиционной

деятельности 360

§ 4. Инвестиционный договор 364

Контрольные вопросы 368

Литература 369

Нормативные правовые акты и судебная практика 372

ГЛОССАРИЙ 375

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие разработано коллективом преподавателей кафедры финансового права юридического факультета НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге и представляет собой систематизированное изложение курса «Финансовое право». Его отличительной чертой является новый концептуальный взгляд на природу финансово-правового регулирования, который основан на идее о том, что финансовое право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль законодательства, состоящую т публично-правовых и частноправовых норм. Основным предметом регулирования такой отрасли выступают деньги в широком их понимании, которое включает понятие финансы. Эта позиция продиктована не стремлением представить публике еще один оригинальный подход: она учитывает прежде всего экономические реалии и основывается па прочной базе субъективной экономической теории.

Курс базируется на нескольких принципиальных положениях, которые определили его содержание.

Во-первых, правовое регулирование не должно строиться произвольно, учитывая только потребности законодателя. Политика изменчива и научные выводы, основанные на столь зыбком теоретическом фундаменте опасны, особенно в экономической сфере.

Во-вторых, законодательство не должно существовать само по себе. В его основе лежат экономические потребности, определяющие не только сущность права, но и его структуру, а также систему. Особенно это относится к тем отраслям, которые регулируют коммерческую жизнь общества. В этой сфере наиболее ощутимо влияние базовых экономических отношений, которые часто влияют на нашу жизнь непосредственно, даже минуя законодательство.

Цели работы законодателя и ученого следует формулировать исходя из этих важных правил. Мы должны не реализовывать механически заказ властей и любой ценой и любыми средствами обслуживать их интересы, а руководствоваться, в первую очередь, объективными потребностями. Профессиональная рекомендация ученого-правоведа всегда должна быть связана с предложением придать существующим экономическим отношениям адекватную юридическую форму. Только такого рода совет науки практике будет полезным. Но научная оценка достаточно субъективна

и не исключает возможности ошибок и просчетов. Учитывая это, необходимо сначала выяснить сущность экономических отношений и только после этого переходить к строительству каких-либо правовых моделей. При этом следует отказаться от сиюминутных потребностей, сосредоточившись, прежде всего, на решении перспективных вопросов.

Обсуждение прикладных проблем должно следовать той же логике, не отклоняться от основных принципов и правил, а лишь подкреплять их. К примеру, недопустимо па уровне общих принципов говорить о равных правах всех участников хозяйственной деятельности и необходимости конкуренции, а в специальном законодательстве устанавливать разнообразные исключения из этого правила в виде особых статусов субъектов с дополнительными, относительно всех других, полномочиями (государственные корпорации, полугосударственные банки, стратегические предприятия и т. п.).

Наблюдая современную экономику, следует признать, что ее главное отличие заключается в развитии рыночных отношений. Это принципиальное свойство такой экономической модели требует и соответствующего курса ее регулирования — последовательного расширения рынка. Все мероприятия в этом направлении не должны игнорировать этого правила, иметь характер кампаний, быть фрагментарными и непоследовательными, а должны проводиться с учетом понимания и уважения экономических законов капитализма. Неприятие этого базового принципа всегда будет вести к неудовлетворительному состоянию финансов. Так, если сегодня, следуя советской традиции, утверждать, что в финансовой сфере главным является интерес государства, облик финансов останется прежним, как и те проблемы, которые этому сопутствуют: нерациональное использование бюджетных средств, коррупция и финансовая неэффективность государственного управления.

Рыночная экономика должна быть ориентирована, прел/еде всего, на частный, а не государственный интерес. Интересы гражданина и общества в таких условиях приобретают принципиальное значение и до.чжпы преобладать над интересом государства. Любые оправдания поступков власти некой общей для всех справедливостью, а также ее уверения в своей непогрешимости следует оценивать критически, с позиции интереса конкретной личности, гражданина, а не нации и страны и т. п.

Анализируя правоприменительную практику, в том числе в финансовой сфере, не нужно бояться критиковать власть, и инициатива такой критики, прежде всего, должна исходить от гражданского общества и его ученых представителей. Но для успешного решения такой ответственной задачи

обществу необходимо отказаться от привычных догм о возможности всеобщего благоденствия и вооружиться научной теорией последовательного индивидуализма, смысл которой состоит в том, что государство без личности — ничто: оно должно служить личности и ни в косм случае не должно подчинять ее своим интересам.

Фундаментальный принцип рыночной капиталистической экономики — индивидуализм. Он пронизывает всю хозяйственную сферу не оставляя места половинчатым, абстрактным формулировкам. Это касается всех, без исключения, областей экономики, включая и финансы. Вокруг этой основной идеи — примат частных финансовых интересов над публичными — строится содержание настоящего пособия.

Этот принцип современных финансов требует адекватной правовой реализации. Если в советское время финансы регулировались публично-ориентированным финансовым правом, то развитие рынка требует преимущественного использования диспозитивного регулирования, во всех без исключения подотраслях финансового законодательства. Только таким образом станет возможным соответствие между экономической сущностью и правовой формой отношений в этой сфере.

Не менее важным является практическое решение поставленной задачи, что требует ответа на вопрос о том, в какие конкретные правовые формы следует, облечь современные финансы? Решением этого вопроса заняты авторы настоящего пособия, полностью отдавая себе отчет в том, что предлагаемые ими заключения являются лишь первым шагом на пути серьезного реформирования финансов и финансового законодательства в нашей стране.

Пособие ориентировано на интенсивную подготовку студентов в рамках описанного курса, помогая им освоить довольно сложную и большую по объему информацию. Одна из методических задач, которую ставили перед собой авторы, заключается в том, чтобы, прежде всего, сориентировать читателей в материале курса финансового права, который впервые состоит из двух взаимосвязанных, но самостоятельных разделов: публичное финансовое право и частное финансовое право. Нашей задачей было акцептировать внимание читателей, с одной стороны, па системных вопросах, а с другой — попытаться пробудить у студентов живое любопытство к интереснейшей пауке финансового права, выступив своеобразным гидом в мире этой правовой доктрины. Именно поэтому материал пособия содержит большое количество ссылок па актуальную юридическую и экономическую литературу, нормативные акты, судебную практику, что делает сложный для понимания курс не только доступным, но и интересным. Кроме того, пособие

будет весьма полезным и тем ученым, преподавателям, практическим работникам, кто интересуется вопросами системы права и перспективами его развития в условиях рыночной экономики.

* * *

Авторы пособия:

• профессор, заведующий кафедрой финансового права НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), кандидат юридических наук Д.В. Нефёдов — гл. 1; гл. 2 (в соавторстве с И.А. Макаровой); гл. 5; гл. 7;

• доцент кафедры финансового права НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), кандидат юридических наук A.M. Лаптева — гл. 3; гл. 8;

• доцент кафедры финансового права НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук И.А. Макарона— гл. 2 (в соавторстве с Д.В. Нефёдовым); гл. 4;

• доцент кафедры финансового права НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), кандидат юридических наук СМ. Ковалевский — гл. 6.

РАЗДЕЛ I ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Наши рекомендации