Раздел i финансовое законодательство
Авторы: Д. В. Нефёдов, А. М.Лаптева, И. А. Макарова, С. М. Ковалевский
Финансовое право : учеб, пособие / Д. В. Нефедов [и др.]. Изд-во Политехи, ун-та, 2013. — 400 с.
СПб.:
Настоящее пособие представляет собой систематизированное изложение курса «Финансовое право», которое отличается от других учебников по этой дисциплине тем, что в нем представлен новый концептуальный взгляд на природу современного финансово-правового регулирования. Пособие ориентировано, в первую очередь, на интенсивную подготовку студентов по курсу «Финансовое право», но оно также окажется полезным ученым, преподавателям, практическим работникам — всем, кто интересуется проблемами права, его системой и перспективами развития в условиях рыночной экономики.
Редактор А. В. Ильин
ISBN 978-5-7422-4139-3
© Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2013
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ I ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Глава 1. Финансовое право и законодательство
§ I. Место финансового законодательства в системе законодательства 8 § 2. Структура финансового законодательства 19
§ 3. Наука финансового права 31
Контрольные вопросы 39
Литература 40
Нормативные правовые акты и судебная практика 42
Глава 2. Международно-правовое финансовое регулирование
§ I. Основные положения международно-правового финансового и валютного регулирования 43
§ 2. Международные отношения в области кредита и расчетов 50
Контрольные вопросы 71
Литература 71
Нормативные правовые акты и судебная практика 72
РАЗДЕЛ II ПУБЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Глава 3. Бюджетное регулирование
I. Бюджетное устройство Российской Федерации 74
2. Бюджетный процесс в Российской Федерации 83
3. Межбюджетпые отношения 90
§ 4. Бюджетный контроль 95
Коптрольи ые вопросы 103
Литература 105
Нормативные правовые акты и судебная практика 107
Глава 4. Налоговое регулирование
§ 1. Общие начала налогового регулирования в Росеийской
Федерации 110
§ 2. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов 128
§ 3. Налоговый контроль и налоговая ответственность 142
§ 4. Система налогов и сборов в Российской Федерации.
Специальные налоговые режимы 163
Контрольные вопросы \ 74
Литература 175
Нормативные правовые акты и судебная практика \ 78
РАЗДЕЛ III ЧАСТНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Глава 5. Правовое регулирование банковской деятельности
§ 1. Банковская система 182
§ 2. Банковское законодательство 185
§ 3. Правовое положение кредитных организаций 189
§ 4. Государственное регулирование банковской
деятельности 202
§ 5. Договоры, опосредующие банковскую деятельность 214
Контрольные вопросы 232
Литература 234
Нормативные правовые акты и судебная практика 236
Глава 6. Правовое регулирование страховой деятельности
§ 1. Общие вопросы правового регулирования страховой
деятельности 239
§ 2. Понятие и виды договоров страхования 243
§ 3. Управление страховой деятельностью 265
§ 4. Обеспечение финансовой устойчивости в сфере
страхования 276
Контрольные вопросы 284
Литература 284
Нормативные правовые акты и судебная практика 286
Глава 7. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
§ 1. Понятие и виды ценных бумаг; система нормативных
актов, регулирующих рынок ценных бумаг 290
§ 2. Участники рынка ценных бумаг 303
§ 3. Операции с ценными бумагами 306
§ 4. Регулирование рынка ценных бумаг 324
Контрольные вопросы 331
Литература 332
Нормативные правовые акты и судебная практика 335
Глава 8. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
§ 1. Понятие инвестиционной деятельности 341
§ 2. Субъекты инвестиционной деятельности 350
§ 3. Публичное регулирование инвестиционной
деятельности 360
§ 4. Инвестиционный договор 364
Контрольные вопросы 368
Литература 369
Нормативные правовые акты и судебная практика 372
ГЛОССАРИЙ 375
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие разработано коллективом преподавателей кафедры финансового права юридического факультета НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге и представляет собой систематизированное изложение курса «Финансовое право». Его отличительной чертой является новый концептуальный взгляд на природу финансово-правового регулирования, который основан на идее о том, что финансовое право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль законодательства, состоящую т публично-правовых и частноправовых норм. Основным предметом регулирования такой отрасли выступают деньги в широком их понимании, которое включает понятие финансы. Эта позиция продиктована не стремлением представить публике еще один оригинальный подход: она учитывает прежде всего экономические реалии и основывается па прочной базе субъективной экономической теории.
Курс базируется на нескольких принципиальных положениях, которые определили его содержание.
Во-первых, правовое регулирование не должно строиться произвольно, учитывая только потребности законодателя. Политика изменчива и научные выводы, основанные на столь зыбком теоретическом фундаменте опасны, особенно в экономической сфере.
Во-вторых, законодательство не должно существовать само по себе. В его основе лежат экономические потребности, определяющие не только сущность права, но и его структуру, а также систему. Особенно это относится к тем отраслям, которые регулируют коммерческую жизнь общества. В этой сфере наиболее ощутимо влияние базовых экономических отношений, которые часто влияют на нашу жизнь непосредственно, даже минуя законодательство.
Цели работы законодателя и ученого следует формулировать исходя из этих важных правил. Мы должны не реализовывать механически заказ властей и любой ценой и любыми средствами обслуживать их интересы, а руководствоваться, в первую очередь, объективными потребностями. Профессиональная рекомендация ученого-правоведа всегда должна быть связана с предложением придать существующим экономическим отношениям адекватную юридическую форму. Только такого рода совет науки практике будет полезным. Но научная оценка достаточно субъективна
и не исключает возможности ошибок и просчетов. Учитывая это, необходимо сначала выяснить сущность экономических отношений и только после этого переходить к строительству каких-либо правовых моделей. При этом следует отказаться от сиюминутных потребностей, сосредоточившись, прежде всего, на решении перспективных вопросов.
Обсуждение прикладных проблем должно следовать той же логике, не отклоняться от основных принципов и правил, а лишь подкреплять их. К примеру, недопустимо па уровне общих принципов говорить о равных правах всех участников хозяйственной деятельности и необходимости конкуренции, а в специальном законодательстве устанавливать разнообразные исключения из этого правила в виде особых статусов субъектов с дополнительными, относительно всех других, полномочиями (государственные корпорации, полугосударственные банки, стратегические предприятия и т. п.).
Наблюдая современную экономику, следует признать, что ее главное отличие заключается в развитии рыночных отношений. Это принципиальное свойство такой экономической модели требует и соответствующего курса ее регулирования — последовательного расширения рынка. Все мероприятия в этом направлении не должны игнорировать этого правила, иметь характер кампаний, быть фрагментарными и непоследовательными, а должны проводиться с учетом понимания и уважения экономических законов капитализма. Неприятие этого базового принципа всегда будет вести к неудовлетворительному состоянию финансов. Так, если сегодня, следуя советской традиции, утверждать, что в финансовой сфере главным является интерес государства, облик финансов останется прежним, как и те проблемы, которые этому сопутствуют: нерациональное использование бюджетных средств, коррупция и финансовая неэффективность государственного управления.
Рыночная экономика должна быть ориентирована, прел/еде всего, на частный, а не государственный интерес. Интересы гражданина и общества в таких условиях приобретают принципиальное значение и до.чжпы преобладать над интересом государства. Любые оправдания поступков власти некой общей для всех справедливостью, а также ее уверения в своей непогрешимости следует оценивать критически, с позиции интереса конкретной личности, гражданина, а не нации и страны и т. п.
Анализируя правоприменительную практику, в том числе в финансовой сфере, не нужно бояться критиковать власть, и инициатива такой критики, прежде всего, должна исходить от гражданского общества и его ученых представителей. Но для успешного решения такой ответственной задачи
обществу необходимо отказаться от привычных догм о возможности всеобщего благоденствия и вооружиться научной теорией последовательного индивидуализма, смысл которой состоит в том, что государство без личности — ничто: оно должно служить личности и ни в косм случае не должно подчинять ее своим интересам.
Фундаментальный принцип рыночной капиталистической экономики — индивидуализм. Он пронизывает всю хозяйственную сферу не оставляя места половинчатым, абстрактным формулировкам. Это касается всех, без исключения, областей экономики, включая и финансы. Вокруг этой основной идеи — примат частных финансовых интересов над публичными — строится содержание настоящего пособия.
Этот принцип современных финансов требует адекватной правовой реализации. Если в советское время финансы регулировались публично-ориентированным финансовым правом, то развитие рынка требует преимущественного использования диспозитивного регулирования, во всех без исключения подотраслях финансового законодательства. Только таким образом станет возможным соответствие между экономической сущностью и правовой формой отношений в этой сфере.
Не менее важным является практическое решение поставленной задачи, что требует ответа на вопрос о том, в какие конкретные правовые формы следует, облечь современные финансы? Решением этого вопроса заняты авторы настоящего пособия, полностью отдавая себе отчет в том, что предлагаемые ими заключения являются лишь первым шагом на пути серьезного реформирования финансов и финансового законодательства в нашей стране.
Пособие ориентировано на интенсивную подготовку студентов в рамках описанного курса, помогая им освоить довольно сложную и большую по объему информацию. Одна из методических задач, которую ставили перед собой авторы, заключается в том, чтобы, прежде всего, сориентировать читателей в материале курса финансового права, который впервые состоит из двух взаимосвязанных, но самостоятельных разделов: публичное финансовое право и частное финансовое право. Нашей задачей было акцептировать внимание читателей, с одной стороны, па системных вопросах, а с другой — попытаться пробудить у студентов живое любопытство к интереснейшей пауке финансового права, выступив своеобразным гидом в мире этой правовой доктрины. Именно поэтому материал пособия содержит большое количество ссылок па актуальную юридическую и экономическую литературу, нормативные акты, судебную практику, что делает сложный для понимания курс не только доступным, но и интересным. Кроме того, пособие
будет весьма полезным и тем ученым, преподавателям, практическим работникам, кто интересуется вопросами системы права и перспективами его развития в условиях рыночной экономики.
* * *
Авторы пособия:
• профессор, заведующий кафедрой финансового права НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), кандидат юридических наук Д.В. Нефёдов — гл. 1; гл. 2 (в соавторстве с И.А. Макаровой); гл. 5; гл. 7;
• доцент кафедры финансового права НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), кандидат юридических наук A.M. Лаптева — гл. 3; гл. 8;
• доцент кафедры финансового права НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук И.А. Макарона— гл. 2 (в соавторстве с Д.В. Нефёдовым); гл. 4;
• доцент кафедры финансового права НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), кандидат юридических наук СМ. Ковалевский — гл. 6.
РАЗДЕЛ I ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО