Классификация доходов и расходов банка

Банк является коммерческой организацией, осуществляющей банковские операции, направленные на извлечение прибыли.

Важное значение для эффективного управления деятельностью банка имеет правильное формирование доходов и расходов, поскольку они являются главным фактором определения прибыли банков, прибыль, в свою очередь, является оценочным показателем деятельности банка.

В ходе проверки необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

Инструкция о бухгалтерском учете доходов и расходов в Национальном банке и банках Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 23.11.2005 №350.

Правила начисления процентов в банках Республики Беларусь, утвержденные постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2000, №31.3г.

Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) утвержденные Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 30.01.1998 №01-21/8, Министерством труда Республики Беларусь от 30.01.1998 №03-02-07/300, Министерством финансов Республики Беларусь от 30.01.1998 №3, Министерством экономики Республики Беларусь от 26.01.1998 №19-12/397 в редакции постановления от 30.12.2003 №258/186/256/1666.

Особенности состава затрат, включаемых в расходы по осуществлению банковской деятельности, утвержденные Протоколом заседания Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.08.1998 №13.6.

Правила составления и представления годового отчета банками Республики Беларусь , утвержденные Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 28.12.2001 №350.

При аудите также применяются внутренние документы банка о порядке учета доходов, расходов и правилах их отражения на счетах бухгалтерского учета.

При предварительном планировании аудиторской проверки в соответствии с Правилом «Планирование аудита» изучаются особенности деятельности проверяемого банка, учетная политика и внутренние документы.

Программы аудиторской проверки по доходам, расходам, прибыли банка составляются таким образом, чтобы как можно более полно охватить эти важные вопросы. Поэтому рекомендуется составлять отдельные программы по аудиту доходов, расходов и прибыли банка.

Поэтому рекомендуется составлять отдельные программы по аудиту доходов, расходов и прибыли банка.

Аудит доходов и расходов в зависимости от цели проведения проверки можно разделить на этапы. Примерные этапы представлены на схеме.

классификация доходов и расходов банка - student2.ru 1. Определение объектов учета   Внутренние документы банка, отчеты о прибыли и убытках

классификация доходов и расходов банка - student2.ru

классификация доходов и расходов банка - student2.ru классификация доходов и расходов банка - student2.ru 2. Определение своевременности признания   Дата отражения в регистрах бухгалтерского учета
классификация доходов и расходов банка - student2.ru 3. Определение правильности признания   Соответствие счетов доходов и расходов экономическому смыслу отраженной операции

классификация доходов и расходов банка - student2.ru

классификация доходов и расходов банка - student2.ru 4. Составление таблиц для анализа   Группировка данных в аналитические таблицы

Схема.1. Этапы аудита доходов

При определении объектов учета необходимо проверить правильность формирования доходов и расходов по счетам в соответствии с первичными документами.

Одним из принципиальных положений учета является то, что отражение в бухгалтерском учете доходов и расходов происходит при соблюдении определенных условий. Поэтому при определении своевременности признания учитываются эти условия.

При определении соответствия отражения операций на счетах доходов и расходов по экономическому содержанию изучаются договора, заключенные банком.

Проведение анализа дает представление о кредитной политике банка, о специфике банковской работы, о факторах, влияющих на уровень доходов и расходов, с целью принятия управленческих решений.

В любой сфере хозяйственной деятельности каждый оборот хозяйствующего субъекта завершается процессом формирования дохода. Доход банка равен стоимости всех оказанных услуг, т.е. это денежная сумма, получаемая в результате посреднической деятельности и реализации услуг за определенный период времени.

Можно сказать, что доходы — это увеличение экономической выгоды, которое ведет к увеличению собственного капитала банка, не связанному с вкладами собственников.

Доходность банка выступает основным показателем эффективности его хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности. Уровень доходности зависит от целей деятельности банка, сложившихся пропорций и соотношений в структуре его активов и пассивов, качества управления банковскими рисками, расходами и доходами, от применяемых методов поддержания ликвидности. Таким образом, общий объем, динамика и структура доходов банка являются индикаторами эффективности управления.

Расходы банка — это совокупность издержек, связанных с проведением активных и пассивных операций, осуществлением административно-хозяйственной деятельности банка в целом, выполнением обязательств перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами, формированием резервов по сомнительным активам, на риски и платежи.

Расходами можно назвать уменьшение экономических выгод в течении отчетного периода, которое ведет к уменьшению собственного капитала банка, не связанному с его распределением между акционерами.

Разработка новых направлений деятельности, оценка платежеспособности и конкурентоспособности банка, доходности его операций, максимизация доходов банка и его операций, базируется на знании уровня расходов.

Доходы и расходы банков классифицируются на 5 групп, которые показаны на рис.16.1.

  классификация доходов и расходов банка - student2.ru Доходы и расходы  
классификация доходов и расходов банка - student2.ru классификация доходов и расходов банка - student2.ru     классификация доходов и расходов банка - student2.ru       классификация доходов и расходов банка - student2.ru   классификация доходов и расходов банка - student2.ru
Процентные   Комиссионные   Прочие банковские   Операционные   Непредвиденные
                 

Рис. 16.1. Классификация доходов и расходов.

Процентные — это доходы и расходы банка по активным и пассивным операциям, которые определяются размером процентной ставки по размещенным активам и привлеченным пассивам.

Комиссионные — это фиксированная сумма доходов и расходов по оказанным услугам, выполненным работам.

Прочие банковские — это доходы и расходы, связанные с выполнением обязательств по договорам или в соответствии с требованиями законодательства.

Операционные — доходы и расходы, связанные с хозяйственной деятельностью банка.

Непредвиденные — доходы и расходы, возникающие в результате непредвиденных ситуаций и различных отклонений методики бухгалтерского учета.

Отражение в бухгалтерском учете доходов и расходов является их признанием. Признание происходит при одновременном соблюдении определенных условий. Для доходов:

когда имеется право на получение экономической выгоды;

когда экономическую выгоду можно надежно оценить.

Для расходов:

когда возникло уменьшение экономической выгоды;

когда возникшее уменьшение экономической выгоды может быть надежно оценено.

Каждая группа доходов и расходов признается по-разному. Процентные: доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они получены; расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. Комиссионные: доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они получены; расходы — в том отчетном периоде, в котором оказаны услуги, выполнены работы. Прочие банковские: по финансовым активам и обязательствам — в том отчетном периоде, в котором происходит прекращение их признания; по операциям, связанным с изменением стоимости активов и пассивов — в том отчетном периоде, в котором произошли изменения; по другим банковским операциям — признаются также, как и по процентным. Операционные: при выбытии по методу признания выручки в соответствии с учетной политикой банка; от иной деятельности — также, как и по комиссионным. Непредвиденные: доходы — в том отчетном периоде, в котором они получены; расходы — в том отчетном периоде, в котором они обнаружены.

Порядок отражения в бухгалтерском учете каждой группы доходов и расходов можно представить в виде таблицы:

Табл.16/1.

Признание доходов и расходов

Классификация Отчетный период
Доходы Расходы
1. Процентные В котором получены К которому относятся
2. Комиссии В котором получены В котором оказаны работы, услуги
3. Прочие банковские    
- по финансовым активам и обязательствам В котором происходит прекращение их признания
- по операциям, связанным с уменьшением стоимости активов и пассивов В котором произошли изменения
- по другим операциям В котором получены К которому относятся
4. Операционные    
- при выбытии По методу признания выручки
- от иной деятельности В котором получены В котором оказаны работы, услуги
5. Непредвиденные В котором получены В котором обнаружены

Аудит доходов

Примерный план при проведении аудита доходов предполагает изучение следующих вопросов:

1. Правильность начисления и признания процентных доходов.

2. Соблюдение принципов начисления доходов.

3. Обоснованность и полнота признания прочих банковских и операционных доходов.

4. Обоснованность признания доходов на соответствующих счетах на основании внутренних документов.

5. Полнота и своевременность получения доходов.

6. Правильность отнесения сумм на уменьшение резервов по сомнительной задолженности и обоснованность применения соответствующих счетов доходов (счета 8410, 8411, 8420, 8421, 8440, 8450, 8470, 8480).

7. Наличие непредвиденных доходов и обоснованность их получения (счета 8510, 8590).

8. Особенности признания доходов в головном банке при наличии сети филиалов.

9. Правильность отражения статей доходов в отчетности, согласно алгоритмов, предлагаемых Национальным банком.

10. Соответствие сроков признания начисленных доходов внутренним документам банка.

11. Соответствие признания доходов отчетному периоду.

12. Анализ структуры доходов.

13. Достоверность и обоснованность признания отдельных статей доходов и их анализ (например, штрафы, пени, неустойки, полученные банком, поступления по ранее списанным долгам, и т.п., счета 8380, 8399, 8510).

Источниками информации для проведения аудита доходов в соответствии с Правилом «Аудиторские доказательства» являются первичные документы и формы бухгалтерской отчетности. К таким документам относятся:

приказ «Об учетной политике»;

внутренние документы банка о порядке учета доходов;

внутренние документы банка о правилах отражения на счетах бухгалтерского учета доходов;

решения уполномоченных органов банка о проводимой процентной политике;

решения уполномоченных органов банка о проводимой тарифной политике;

бухгалтерские балансы;

отчеты о прибыли и убытках.

Источниками доходов коммерческого банка выступают традиционные и нетрадиционные банковские операции. По всем видам производимых услуг банки получают доходы в форме процента, комиссионного вознаграждения (в фиксированной сумме за период либо за отдельную операцию, либо в процентах от оборота), положительной курсовой разницы при продаже ценных бумаг и валютных ценностей. По одной конкретной операции банк может получать несколько видов дохода. Например, по факторингу — проценты за кредит плюс комиссионное вознаграждение за инкассовые операции и ведение бухгалтерского учета дебиторов, плюс плата за консультирование, плюс штраф за невыполнение договорных условий.

К основным источникам формирования банковских доходов относятся процентные доходы. Они классифицируются по характеру операций и виду контрагентов.

На процентные доходы оказывает влияние совокупность многих факторов на макро- и микроуровнях. В первую очередь на доходах сказывается прямое воздействие изменений в уровне процентных ставок, порядка начисления процентов, в объеме и скорости обращающихся активов и пассивов, в качественной и количественной структуре активов и пассивов банка.

Особенно на величину процентных доходов оказывают влияние следующие факторы:

  • средняя сумма представленных кредитов (размещенных депозитов);
  • средняя процентная ставка по кредитам (размещенным депозитам).

В комиссионных доходах выделяют доходы, получаемые по операциям с Национальным банком Республики Беларусь, другими банками, клиентами. В свою очередь группа доходов по операциям с клиентами объединяет подгруппы доходов, на которых учитываются комиссионные доходы по ведению счетов клиентов, по доверительным операциям с клиентами, по возмещению клиентами комиссионных расходов. К комиссионным доходам относятся также доходы по операциям с ценными бумагами, на валютном рынке и рынке драгоценных металлов, прочие комиссионные доходы (в том числе по внебалансовым операция). Комиссионные доходы по операциям с ценными бумагами и операциям на валютном рынке объединяют доходы, которые получены по сделкам, проводимым за счет самого банка.

Более разнородные виды доходов входят в группу «Прочие банковские доходы»: дивиденды, прибыль от перепродажи и прочие доходы по операциям с ценными бумагами, прибыль от операций по купле-продаже и прочие доходы по операциям на валютном рынке и на рынке драгоценных металлов, доходы по оказанным консультационным услугам, арендные платежи, доходы по предоставленным платежным средствам (инкассированию), возмещенные клиентами расходы по использованным платежным средствам и т.п. Суммы, отражаемые на счете доходов по операциям между филиалами, характеризуют объемы внутрибанковских операций. Из консолидированного отчета исключаются счета доходов и расходов по счетам между филиалами.

Операционные доходы объединяют нерегулярные источники доходов банка: от продажи основных средств и долгосрочных финансовых вложений, от продажи долевых участий; штрафы, пени, неустойки. К этой группе относят выручку по выбывшим нематериальным активам, основным средствам и прибыль прошлых лет. Следует отметить, что при реализации акций в доходах учитывается сумма разницы между фактической ценой продажи и балансовой стоимостью.

Еще одним источником доходов является уменьшение резервов. Данная группа доходов классифицируется по видам операций, в числе которых выделяют: уменьшение резервов под сомнительную задолженность банков; клиентов; по векселям; под обесценение ценных бумаг; долгосрочных финансовых вложений; по прочим сомнительным активам; на риски и платежи; поступления по ранее списанным долгам.

Непредвиденные доходы объединяют счета, на которых отражаются дополнительные доходы в результате изменений в бухгалтерских правилах и пр.

Детальная классификация банковских доходов облегчает выявление степени их стабильности, определение основных источников доходности и потенциальных резервов роста прибыльности кредитной организации.

Для банков важно изучение возможностей (резервов) получения дополнительной прибыли. Для этого необходимо знать тот минимальный уровень доходности операций банка, который позволяет ему покрыть необходимые расходы, не принося прибыли. При расчете минимального уровня доходности операций банка используются следующие данные:

· общая сумма расходов банка;

· прочие доходы банка (прочие операционные доходы, связанные с уменьшением резервов под сомнительную задолженность, поступившие по ранее списанным долгам);

· сумма актива баланса (нетто);

· сумма статей актива, не приносящих доход (касса, недвижимость и т.д.).

В зависимости от поставленных задач перед аудитором структура доходов может быть более подробной, либо укрупненной. Так доходы могут классифицироваться на процентные и непроцентные, либо на процентные, комиссионные и прочие. В зависимости от видов банковских операций доходы могут классифицироваться на доходы от кредитования, по размещенным средствам, от операций с ценными бумагами, инвестиций, валютных и прочих операций.

При анализе доходов изучается возможность получения дополнительной прибыли, которая определяется минимальным уровнем доходности операций, позволяющих покрыть необходимые расходы, не принося прибыли. Для расчета минимального уровня доходности используются следующие данные: общая сумма расходов, прочие доходы банка, сумма актива баланса (нетто), сумма статей актива, не приносящих доход.

Кроме определения минимального уровня доходности операций можно использовать для сравнительного анализа позицию доходности, которая предусматривает сопоставление полученных и уплаченных процентов, комиссии, вознаграждений по кредитным, депозитным, валютным и другим операциям.

Полученные результаты используются для анализа доходности и на основании анализа принимаются решения по целесообразности осуществления тех или иных операций в будущем, а также рассматриваются возможности внесения изменений в политику банка в отношении отдельных видов операций.

Аудитор осуществляет анализ состава и структуры доходов банка. Анализ проводится в динамике, поэтому составляются таблицы. (табл.2) Анализируется удельный вес каждого вида доходов в общей сумме доходов либо в соответствующий группе доходов. Если анализ проводится с целью оценки степени выполнения плана, сопоставляются и анализируются плановые и фактические показатели.

Табл.2.

Состав и структура доходов

Статьи доходов По состоянию на 01.01.2005 По состоянию на 01.01.2006 Темпы роста
Сумма Удельный вес Сумма Удельный вес
Процентные          
Комиссионные          
Прочие банковские          
Операционные          
Непредвиденные          
ИТОГО:          

Для углубленного анализа изучаются отчетные данные по доходам по видам операций, например, в разрезе операций с использованием векселей, по краткосрочным и долгосрочным кредитам, по лизинговым операциям, по факторинговым операциям, по исполненным гарантиям и т.п (табл.3).

Табл.3

Состав и структура доходов по видам операций

Статьи доходов По состоянию на 01.01.2005 По состоянию на 01.01.2006 Темпы роста
Сумма Удельный вес Сумма Удельный вес
По кредитам          
По ценным бумагам          
По операциям с иностранной валютой          
По операциям с финансовыми инструментами          
По операциям аренды, лизинга          
По ведению счетов клиентов          
По операциям с денежной наличностью          
По операциям с пластиковыми карточками          
По прочим банковским доходам          
По операционным доходам          
ИТОГО:          

Различные аналитические таблицы, составленные аудитором для анализа в соответствии с Правилом «рабочая документация» помещаются в документы аудитора, а выводы, сделанные на основе таблиц, в соответствии с Правилом «Аудиторское заключение», являются основанием для заключения, сделанного аудитором.

При анализе особое внимание уделяется факторам, оказывающим влияние на те или иные группы доходов.

Поскольку основным источником доходов являются проценты, в первую очередь рассматриваются факторы, влияющие на их формирование.

Количественное влияние разнообразных факторов на величину процентных доходов можно определить методом абсолютных разниц либо методом цепных подстановок. Степень отклонения плановых величин доходов от фактически полученных определяется аналогичным образом.

Анализ процентных доходов также предполагает изучение причин, которые вызывают изменение средних остатков сумм предоставленных кредитов ( размещенных депозитов) и средней процентной ставки.

Поскольку процентные доходы занимают наибольший удельный вес в общей сумме доходов анализируется и оценивается средний уровень доходности кредитных операций. Анализ проводится в динамике, так как это позволяет определить вид кредитной операции, от осуществления которой достигается рост процентных доходов.

Анализ непроцентных доходов проводится аналогично анализу процентных доходов. Осуществляя анализ непроцентных доходов, аудиторы показывают, как банк использует другие источники получения доходов от оказания различных услуг.

Детальная классификация доходов позволяет выявить степень их стабильности, определение основных источников доходности, а также потенциальных резервов роста прибыльности.

Для увеличения совокупных доходов банки постоянно расширяют число обслуживаемых клиентов, ускоряют оборот денежных средств, улучшают структуру доходов, увеличивают долю собственных средств в объемах баланса.

Своевременное и правильное отражение в учете доходов оказывает влияние на эффективность и экономические показатели деятельности банка. При проверке обязательно учитывается, что доходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от даты поступления и перечисления денежных средств, а аналитический учет должен обеспечить достаточную степень их детализации для ведения налогового учета и составления отчетности.

Аудит расходов

При составлении плана, могут включаться следующие вопросы при аудите расходов банка:

1. Правильность начисления и признания процентных расходов.

2. Соблюдение принципов начисления расходов.

3. Полнота и обоснованность признания прочих банковских и операционных расходов.

4. Обоснованность признания на соответствующих счетах расходов на основании внутренних документов.

5. Соблюдение правил определения затрат.

6. Наличие непредвиденных расходов и обоснованность их уплаты (счета 9510, 9590).

7. Своевременность произведенных отчислений в резервы.

8. Обоснованность произведенных отчислений в резервы и применение соответствующих счетов расходов (счета 9410, 9411, 9420, 9421, 9440, 9441, 9450, 9470, 9480).

9. Особенности признания расходов в головном банке пр наличии сети филиалов.

10. Правильность отражения статей расходов в отчетности, согласно алгоритмов, предлагаемых Национальным банком.

11. Соответствие сроков признания расходов внутренним документам банка.

12. Соответствие признания доходов отчетному периоду.

13. Достоверность и обоснованность признания отдельных статей расходов и их анализ (например, штрафы, пени, неустойки, уплаченные банком, долги списанные с баланса, убытки прошлых лет (счета 9380, 9510, 9399).

14. Анализ структуры расходов.

15. Анализ расходов по содержанию персонала.

Источниками информации для проведения аудита расходов в соответствии с Правилом «Аудиторские доказательства» являются первичные документы и формы бухгалтерской отчетности. К ним относятся:

Приказ «Об учетной политике»;

внутренние документы банка о порядке учета расходов;

внутренние документы банка о правилах отражения расходов на счетах бухгалтерского учета;

решения уполномоченных органов банка о проводимой процентной политике;

решения уполномоченных органов банка о проводимой тарифной политике;

бухгалтеркие балансы;

отчеты о прибыли и убытках.

В Республике Беларусь группировка экономически однородных расходных статей осуществляется на основании утвержденного плана счетов бухгалтерского учета в банках, основанного на мировых стандартах и действующем законодательстве. В соответствии с ним девятый класс "Расходы банка" состоит из следующих семи групп: процентные расходы (по всем источникам привлеченных средств), kомиссионные расходы (уплаченные в процентах от суммы операции или в фиксированной сумме от операции), прочие банковские расходы, операционные расходы, отчисления в резервы, непредвиденные потери (расходы), налог на прибыль (доходы). Каждая группа включает соответствующие виды расходов, детализация которых определяется планом счетов по двум основным признакам — в зависимости от вида расхода и от вида совершаемых операций.

Основную часть операционных затрат банка составляют расходы по привлечению ресурсов (процентные расходы). Они включаю процентные расходы в разрезе контрагентов банка по счетам до востребования, по срочным депозитам, по кредитам, финансовому лизингу. Отдельную группу составляют издержки по операциям с ценными бумагами (по банковским векселям, депозитным и сберегательным сертификатам, облигациям и прочим долговым обязательствам, выпущенным банком). К процентным расходам относятся также соответствующие расходы по внебалансовым операциям и прочие затраты на выплату процентов.

На счетах процентных расходов учитываются все процентные платежи, являющиеся результатом задолженности по счетам первого, третьего и четвертого классов. Сумма процентных расходов складывается из процентов, уплаченных в течение определенного периода с учетом суммы накопленных процентов по состоянию на его конец.

Основное влияние на процентные расходы оказывает состояние финансового рынка, характер государственного регулирования банковской деятельности, порядок налогообложения, темп инфляции, тип банка и др. На макроуровне на сумму процентных расходов значимо влияют уровень резервных требований и учетная политика центрального банка, на микроуровне — размер средних остатков привлеченных депозитов и размер средней процентной ставки по депозитам.

Контроль процентных расходов банка осуществляется посредством анализа составляющих элементов: процентов, выплаченных за привлеченные кредиты банков, за привлеченные средства юридических и физических лиц и т.п. Более глубоко изучаются расходы, которые связаны с ростом операционных рисков.

Комиссионные расходы банков включают затраты, понесенные в течение определенного периода с учетом сумм накопленных платежей по состоянию на его конец: комиссионные расходы по операциям с Национальным банком Республики Беларусь, с другими банками, клиентами; комиссионные расходы по операциям с ценными бумагами, на валютном рынке и рынке драгоценных металлов, проводимым за счет самого банка; прочие комиссионные расходы. Размер суммы понесенных комиссионных затрат зависит от степени развития операций, разновидности филиальной сети банка.

Прочие банковские расходы состоят из потерь по сделкам с ценными бумагами, прочих расходов по операциям на валютном рынке и рынке драгоценных металлов. Эти убытки могут касаться активов, пассивов, забалансовых операций, номинированных в иностранной валюте. В зависимости от объема и эффективности операций на фондовом и валютном рынках складывается сумма потерь банка от их проведения. Также в эту группу издержек входят расходы на консультационные услуги, аудиторские расходы; расходы по инкассации наличных денег и др.

Операционные расходы банка многообразны, их можно разделить на две группы: расходы на содержание персонала и административно-хозяйственные расходы, которые можно представить в виде схемы №2.


  классификация доходов и расходов банка - student2.ru Операционные расходы    
                                       
                                       
        классификация доходов и расходов банка - student2.ru классификация доходов и расходов банка - student2.ru                         классификация доходов и расходов банка - student2.ru    
                                       
Расходы на содержание персонала   классификация доходов и расходов банка - student2.ru Административно-хозяйственные расходы
        классификация доходов и расходов банка - student2.ru                              
классификация доходов и расходов банка - student2.ru классификация доходов и расходов банка - student2.ru   классификация доходов и расходов банка - student2.ru   классификация доходов и расходов банка - student2.ru   классификация доходов и расходов банка - student2.ru   классификация доходов и расходов банка - student2.ru     классификация доходов и расходов банка - student2.ru классификация доходов и расходов банка - student2.ru   классификация доходов и расходов банка - student2.ru   классификация доходов и расходов банка - student2.ru   классификация доходов и расходов банка - student2.ru   классификация доходов и расходов банка - student2.ru
                                       
Заработ-ная плата   Премии   Материаль-ная по-мощь и социаль-ные вы-платы   Расхо- ды на подготов-ку кадров   Расхо- ды на команди-ровки     Расходы по эксплуатации зданий и сооружений   Расходы по эксп-луатации основных средств и материалов   Амортиза-ционные отчисления   Расходы от выбытия имущества   Плате-жи в бюджет
                                                   

Рис. 16. 2. Операционные расходы

Затраты банка на содержание персонала включают расходы на заработную плату, премии, материальную помощь и прочие социальные выплаты, взносы на социальное страхование, расходы на подготовку кадров, командировочные и др. Основными факторами, которыми руководствуется банк при определении сумм данных затрат, являются: действующая система тарифных ставок по оплате труда, прибыльность, рентабельность банка, действующая в банке система премирования, кадровая и социальная политика, потребность в подготовке и переподготовке кадров.

Следующая группа операционных расходов объединяет: расходы по эксплуатации земельных участков и помещений (на ремонт, арендные платежи, охрану, на воду, отопление, электроэнергию, почтовые и др.); расходы на прочие основные средства и материалы (ремонт, арендные платежи, содержание транспорта, приобретение мелкого инвентаря и др.); платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, амортизационные отчисления, расходы по продаже (выбытию) имущества и долгосрочных финансовых вложений; штрафы, пени, неустойки и прочие операционные расходы. На объем этой части операционных расходов влияют: износ основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и вспомогательных материалов, площадь арендуемых помещений, расход воды и энергии, количество используемого транспорта, интенсивность использования почтовых услуг, темпы роста масштабов деятельности банка в целом, соблюдение экономических нормативов работы, эффективность деятельности прошлых лет.

Следует особо выделить группу расходов на содержание персонала. В отличие от других отраслей народного хозяйства в балансе банков Республики Беларусь в этой группе объединены все виды оплаты труда независимо от источников финансирования, видов платежных документов по оплате труда, налоговых правил. Другими словами, в народном хозяйстве ведется раздельный учет затрат, относимых на себестоимость услуг, и расходов, осуществляемых за счет чистой прибыли предприятия; в банковской практике девятый класс плана счетов объединяет обе группы названных затрат на общих счетах учета. Эта особенность распространяется и на ряд других статей расхода. Таким образом, из данных баланса нельзя непосредственно извлечь сведения для анализа себестоимости банковских услуг. Предварительно необходимо осуществить перегруппировку балансовых расходов по внутрибанковским формам учета.

Структура отчислений в резервы банка совпадает со структурой счетов 8-го класса «Уменьшение резервов», группа расходов «Непредвиденные потери (расходы)» аналогична группе «Непредвиденные доходы». Отчисления в резерв осуществляются в соответствии с принципом разумной банковской практики путем вычета из доходов за определенный период вероятных убытков по сомнительным кредитам в момент возникновения риска невозврата.

Последняя, завершающая группа расходов, выделяемая в Плане счетов, «Налог на прибыль (доходы)».

Наши рекомендации