Правовое положение кредитных организаций
Понятие и виды кредитных организаций. Вопрос о правовой природе кредитных организаций Понятие и виды
неоднозначен. Самым распространенным является кредитных
организаций
178 СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859. |79СЗРФ. 2001. №33. Ст. 3418. 180 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.-
мнение о том, что кредитная организация — это особый субъект коммерческих отношений, отличный от других предпринимателей."" Объяснение такой позиции строится на том, что банки играют в экономике важную роль. На наш взгляд, данная позиция не только ошибочна с теоретической точки зрения, но и наносит серьезный вред практике.
Критикуемый подход основан, в первую очередь, на том, что банки оказывают особые, так называемые банковские, услуги. Тем самым своеобразие юридического статуса участника правоотношения ставится в зависимость от того, чем он занимается. Основанием юридической классификации становится экономический критерий, что с правовой точки зрения невозможно, если речь идет о каких-либо других предпринимателях.
В условиях современной экономики существуют тысячи специализаций и, если следовать предложенной логике, нужно будет создать такое же количество видов юридических лиц, что с практической точки зрения абсурдно. Вполне рационально, что ГК РФ содержит ограниченный перечень видов коммерческих организаций, классификация которых учитывает только роридические свойства: организацию управления, способ обособления имущества, характер ответственности, способы индивидуализации. Подход, основанный на экономической специализации, разрушает логику гражданско-правового
регулирования.
Законодатель, к сожалению, ушел от прямого ответа на этот вопрос. В соответствии со ст. 1 Закона о банках дается следующее определение кредитной организации — «это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности, на основании специального разрешения
Недостатки
легального
определения
кредитной
организации
Белов В.А. Банковское право России. Теория, законодательство, практика,
М., 2000.
(лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции...».
Мы видим, что основной акцент в этой сфере делается именно на экономической функции банков— «банковские услуги» и, чтобы разобраться в правовой сущности кредитной организации, нам следует, прежде всего, сравнить ее с организацией коммерческой. Последняя ведет деятельность самостоятельно, несет за ее результаты самостоятельную ответственность; целью такой деятельности является получение прибыли и коммерческие организации подлежат обязательной государственной регистрации. Если теперь обратиться к свойствам кредитных организаций, мы обнаружим, что они идентичны. Кредитные организации, являясь собственниками своего имущества, самостоятельны в выборе направлений своей деятельности и оценке ее результатов. Государство не несет за нее ответственность, а кредитные организации не отвечают за деятельность государства. Таким образом, мы можем утверждать, что кредитная организация — это не особый субъект, а предприниматель, разновидность коммерческих организаций, которая специализируется па оказании банковских услуг.
Виды коммерческих банков, особенности их создания и прекращения деятельности. Кредитные организации делятся на две основные группы: коммерческие банки и небанковские кредитные организации. Классификация коммерческих банков может быть построена по различным основаниям, бывает легальной и доктрипальной. В литературе банки различаются в зависимости от специализации своих клиентов, территории оказываемых услуг. Наиболее популярной является функциональная классификация, в соответствии с которой банки делятся на:
Кредитная организация — это предприниматель
Виды
коммерческих
банков
— инвестиционные (инновационные);
— учетные (депозитные);
— сберегательные;
— ипотечные.
К числу легальных, т. е. закрепленных в законе, классификаций относятся деление банков в зависимости от их организационно-правовых форм и участия государства или иностранного капитала в их уставном капитале.
Специальному регулированию подлежат различные формы взаимодействия кредитных организаций. С помощью них банки проводят расчеты, мобилизуют кредитные ресурсы или депозиты, координируют свою деятельность па рынке ценных бумаг и многое другое.
К вариантам такого взаимодействия можно отнести: (1) банковские группы (альянс или консорциум); (2) банковские холдинги;
(3) объединения банков.
1) Банковский альянс (ч. 1 ст. 4 Закона о банках) — это группа банков, заключивших между собой договор о координации и совместном осуществлении банковских операций. Альянс не является юридическим лицом, его деятельность регулируется преимущественно обязательственными гражданско-правовыми нормами.
Банковский консорциум — это группа банков, которые договариваются о совместном
финансировании определенного проекта. Консорциум тоже не юридическое лицо, а его участники действуют в рамках заключенного договора простого товарищества.
2) Деятельность банковских холдингов регулируется ч. 2 ст. 4 Закона о банках. Они образуются путем получения основной кредитной организацией возможности определять решения, принимаемые организациями холдинга. Часто холдинг — это хозяйственное общество, владеющее
Формы
взаимодействия кредитных организаций
крупными пакетами акций других обществ.
3) Банковское объединение — особая организационно-правовая форма юридического лица; оно преследует иные, чем его учредители цели. В соответствии со ст. 3 Закона о банках, объединения кредитных организаций создаются для защиты и представления интересов своих членов, координации деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных заданных. Это некоммерческие организации (п. 1 и 2 ст. 121 ГК РФ), поэтому не преследуют цели извлечения прибыли и не вправе осуществлять банковские операции. Существует два вида банковских
объединений:союзы и ассоциации.
Ьапковская Вопрос о правосубъектности банков является ,
1 h J правос\>оъект-
д'искуссионным. Большинство авторов //ость
придерживаются мнения, что банки действуют в рамках специальной правосубъектности.1"2 В основе их доводов лежит аргумент о своеобразии банковского статуса, и ссылки на то, что банковское законодательство содержит исчерпывающий перечень банковских операций. Тем не менее, проблема банковской правосубъектности не так проста, как может показаться на первый взгляд. Противоположная позиция, которую мы поддерживаем, рассматривает банковскую правосубъектность как общую.|Ю Эта точка зрения не столь популярна, хотя ее доводы, на наш взгляд, более убедительны, поскольку рассматривают кредитную организацию, как разновидность коммерческих организаций, что
||<2 Тосунян Г.Л., Викулии Л.Ю., Экмалян A.M. Банковское право. М.. 2002. С. 204.
"" Нефё/ЬокД.В. 1)О юридической природе банковской правосубъектности // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Вып. 3. СПб., 2000. С. 85; 2) Сравнительно-правовой аналич общего и специального характера банковской правосубъектности // Сравнительно-правовой апалич в исследованиях правовых институтов и явлений в отраслевом, страноведческом и временном аспектах. Труды, Лаборатории сравнительно-правовых исследований НИУ ВШЭ. СПб., 201 I. С. 159.
требует распространить на нее общую правосубъектность, которая типична для коммерческих организаций.
В оценке вида правосубъектности, прежде всего, следует учитывать, то, на каком основании имущество принадлежит субъектам, т. е. характер гражданской правосубъектности зависит от существующих отношении собственности. Современная экономика представлена организациями-собственниками,
которые, естественно, сами определяют то, чем они должны заниматься. Логика нашего подхода заключается в том, что, поскольку банки — это собственники, они должны действовать в рамках общей правосубъектности.
Законодатель, к сожалению, уходит от прямого ответа на этот вопрос, но и не отрицает, как нам кажется, общего характера банковской правосубъектности.
Так, в соответствии со ст. 5 Закона о банках все сделки кредитной организации делятся на две группы: банковские операции и другие сделки, что требует для проведения банковских операций наличия банковской лицензии и их могут проводить только банки. Другие сделки осуществляют не обязательно банки и не требуют банковской лицензии. Подробное перечисление в законе лицензируемых банковских операций обычно является основанием для выводов о специальном характере банковской
правосубъектности, что, на наш взгляд, принципиально неверно.
Процедура выдачи лицензии по своей правовой природе является административным актом и не влияет на характер гражданской
правосубъектности лицензиата.
Порядок создания банка определяют общие нормы Закона о банках, хотя более подробную регламентацию он нашел в Инструкция Банка России от 2 апреля 2010г. № 135-И «О порядке принятия
Характер гражданской правосубъектности зависит от
существующих отношений собственности
Банки должны действовать в решках общей правосубъектности
Процедура выдачи лицеи nut по своей правовой природе является административным актом и не влияет на характер гражданской правосубъектности лицензиата
выдаче
Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и лицензий на осуществление банковских операций», нормы которой, серьезно отличается от общих правил. Тем самым еще раз подчеркивается исключительность банков. Главными особенностями создания кредитных организаций, отличающими их от обычных коммерческих организаций, является следующее:
• решение о возможности государственной регистрации принимает Центральный банк (до вынесения специальным регистрирующим органом соответствующего решения);
• процедура регистрации неразрывно связана с выдачей банковской лицензии (в стандартной ситуации организация сначала регистрируется, а потом получает необходимую ей лицензию).
Учредителями кредитной организации
выступают юридические лица и граждане. На первом этапе Центральный банк, руководствуясь федеральным законодательством, устанавливает для кредитной организации минимальный размер уставного капитала. Кредитная организация создается исключительно в форме хозяйственных обществ. Учредители готовят необходимый пакет документов, которые подаются в территориальное учреждение Банка России — по месту нахождения будущей кредитной организации. Там проводится экспертиза документов, после чего их передают в соответствующий департамент Банк России, принимающий решение по существу. Затем Центральный банк направляет документы в уполномоченный регистрирующий орган и просит его внести вновь созданный банк в Единый государственный реестр. Далее Центральный банк вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения об основном
Главные
особенности
создания
кредитных
организаций
Вестник Банка России. 2010. № 23.
государственном регистрационном номере кредитной организации и публикует сообщение о регистрации в «Вестнике Банка России».
Второй этап — получение банковской лицензии. Для этого в течение месяца после регистрации, учредители должны оплатить 100% уставного капитала организации, что и является условием выдачи банковской лицензии и состоятельности прошедшей регистрации.
Оценивая такую процедуру, можно сказать, что благодаря ее отличиям от общего порядка создания коммерческих организаций возникновение банка и его выход на рынок банковских услуг сопряжены с многочисленными преградами, искусственно создаваемыми законодателем. Разобщенность этих правил, их оторванность от общих принципов предпринимательского регулирования, создает в данной области атмосферу коррупции, отсутствия необходимой конкуренции, приводит к произволу со стороны регистрирующего органа. Результатом является низкое качество и дороговизна банковских услуг, стагнация банковского сектора в экономике. Таким образом, мы убеждаемся в том, что практическая реализация идеи исключительности банковского статуса, приводит лишь с негативными последствиями.
Ликвидация банков может быть добровольной или принудительная. Добровольная ликвидация происходит на базе общих норм гражданского и банковского законодательства. Принудительная же ликвидация подробно отражена в специальном банковском законодательстве и, в первую очередь, в Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее также: Закон о банкротстве банков). Согласно данному закону «кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам
Создание банка и
его выход на
рынок банковских
услуг сопряжены
с
многочисленными
преградами,
искусственно
создаваемыми
законодателем
Ликвидация банков
и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей».185
Этот нормативный правовой акт также
последовательно исходит из идеи особенности
'ч
кредитных организаций и устанавливает для них собственную модель банкротства, отличную от общих I правил Федерального закона от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). Принципиально эти отличия сводятся к тому, что регулирование несостоятельности кредитных организаций выведено законодателем из под контроля суда и передано Центральному банку.
Это стало возможным благодаря введению в практику так называемых мер по предупреждению банкротства. Они предшествуют конкурсному производству, проводятся Центральным банком и находятся вне судебной юрисдикции. Смысл подобных мер заключается в расширении власти Центрального банка в банковской системе.
К мерам по предупреждению банкротства относятся: (I)финансовое оздоровление кредитной организации; (2) назначение временной
администрации Центрального банка РФ по управлению кредитной организацией;
(3) реорганизация кредитной организации. Они применяются к кредитным организациям в случаях, предусмотренных ст. 4 Закона о банкротстве банков. После исчерпания таких мер дело начинает
Особенность регулирования несостоятельности кредитных организаций
Меры по
предупреждению
банкротства
185 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.
186 СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
рассматривать арбитражный суд. В процессе участвуют кредитная организация, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы,
соответствующие уполномоченные органы и Банк России. На этой стадии применяется лишь конкурсное производство в отличие от обычной процедуры, которая включает еще финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение. Право обратиться в суд с соответствующим заявлением имеют: сама кредитная организация, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы и Банк России. Заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии. Суд, принявший решение о банкротстве, направляет данное решение в Банк России и в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц записыо том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. Сведения о признании кредитной организации банкротом подлежат опубликованию.
Как мы видим, и в вопросах ликвидации банков законодатель настойчиво проводит идею самостоятельности банковского статуса. В результате сегодня банкротство банков практически перестало быть процессом в его истинном значении, а напоминает скорее административную процедуру прекращения работы советского хозоргана. Но, если такой порядок был применим в условиях, когда ликвидирующаяся организация и ее ликвидатор действовали в рамках одной формы собственности, то в условиях рыночной экономики это принципиально невозможна. Центральный банк и кредитная организация являются независимыми организациями, собственниками, и любое ограничение и, тем более,
В сфере банкротства законодатель настойчиво проводит идею самостоятельности банковского статуса
лишение кого-либо в такой ситуации прав на свое имущество должно обязательно контролироваться судом в ходе независимого арбитражного процесса.
Виды небанковских кредитных организаций и их место в банковской системе. Другая разновидность кредитных организаций — это небанковские кредитные организации, или парабанки, финансовые институты. За рубежом их формы весьма разнообразны.
Так, в США, помимо банков, на финансовом рынке оперирует огромное число не относящихся к банкам компаний, число которых постоянно растет.187 Все финансовые институты в США делятся на банки и небанковские финансовые посредники, включающие,
1XS
например, взаимные ассоциации, к которым чаще всего относятся судо-сберегательные ассоциации, страховые компании и кредитные союзы. Эти организации не являются акционерными компаниями. Опи создаются в форме взаимных предприятий, т. е. не имеют акционерного капитала и формально не принимают депозиты: каждый вкладчик является участником такого учреждения. Жилищные ассоциации и ассоциации кредитования производства действуют на кооперативной основе.
В Европейском Союзе правовое регулирование банковской деятельности основывается на положениях Второй банковской директивы189 в соответствии с которой, финансовый институт (небанковская кредитная организация)
рассматривается, как предприятие, не являющееся кредитным институтом, основная деятельность которого состоит в приобретении долей участия или ведении одного или нескольких видов банковской
Виды
небанковских кредитных организаций
"" Поллард A.M., ПассейкЖ.Г., Эллис К.Х., Дейли Ж.П. Банковское право США. М., 1992. С. 43.
IIW Аваггян Г.Л., Веткин К).Г. Банковские системы зарубежных стран. М., 2004. С. 138.
184 Директива Совета ЕС от 15 декабря 1989г. «О координации законодательства, правил и административных положений, регулирующих порядок организации и деятельности кредитных организаций и внесении изменений в Директиву 77/ 780 /EEC'».
деятельности. К их числу относят строительные общества, кредитные союзы, ломбарды, дисконтные дома, расчетные дома и т. д., и группа эта весьма неоднородна.
В Японии регулированию в рамках банковской системы подлежат только банки. Отдельно существует и система финансовых институтов с единым надзорным органом, включающая небанковских финансовых посредников и иные финансовые институты.
В нашей стране небанковские кредитные организации имеют ряд особенностей, среди которых, прежде всего, следует выделить их малочисленность и противоречивость законодательства в этой области. Так, небанковскими кредитными организациями у нас названы не все организаций, реально выполняющих подобные функции. Основой специального регулирования в этой области, кроме общих положений Закона о банках, является Положение Банка России от 21 сентября 2001 г. № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции»190 и Инструкция Банка России от 26 апреля 2006г. № 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением».191
В указанных актах выделяются следующие виды небанковских кредитных организаций:
— расчетные небанковские кредитные организации (далее также: РНКО);
— небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции
т Вестник БанкаРоссии. 2001. № 60.141 Вестник БанкаРоссии. 2006. № 32.
В России небанковские кредитные организации малочисленны, а законодательство о них противоречиво
(далее также: НДКО). РНКО проводят:
• открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
• осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
• инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
• куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;
• осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, за исключением почтовых переводов.
В свою очередь НДКО проводят:
• привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);
• размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
• купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме и выдача банковских гарантий.
На практике деятельность РНКО гораздо шире и включает проведение биржевых и межрегиональных расчетов. Широкое распространение получили также клиринговые учреждения, осуществляющие
расчетные (клиринговые) операции и ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.
Большое число финансовых посредников законодатель не называет небанковскими организациями, что позволило в литературе отнести их к «неформальным» кредитным организациям, которые составляют группу «разнородных юридических лиц, которые па постоянной профессиональной основе занимаются любыми
Расчетные
небанковские
кредитные
Небанковские
кредитные
организации,
осуществляющие
депозитно-
кредитные
операции
банковскими операциями, но по разным причинам не входят в банковскую систему.192 Неформальные кредитные организации осуществляют, прежде всего, деятельность в сфере кредитования — это:
• микрофинансовые организации,141
• кредитные потребительские кооперативы (кредитные потребительские кооперативы граждан,144
• сельскохозяйственные потребительские
I9S
кооперативы,
• общества взаимного кредитования; государственные и муниципальные фонды, специализированные микрофинансовые организации.