Финансовые ресурсы активно используются в целях регулирования экономики

Ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Состав финансовых ресурсов по количественным и качественным параметрам в различные ис­торические периоды неодинаков. Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства и его эффективностью.

Финансовые ресурсы активно используются в целях регулирования экономики.

Формы регулирования:

- саморегулирование;

- государственное регулирование.

Саморегулирование характеризуется методами, которые вырабатывают сами участники про­изводственных отношений. Основными методами саморегулирования в системе финансовых отно­шений является:

1. Самофинансирование - способ формирования финансовых ресурсов, при котором расходы субъектов хозяйствования покрываются за счет собственных средств, а при их недостатке за счет эмиссии акций и облигаций.

2.Кредитование - способ формирования финансовых ресурсов, при котором расходы субъектов хозяйствования покрываются за счет ссуд банка, предоставляемых на основе срочности, платности, возвратности.

Однако рыночный механизм саморегулирования не всегда эффективен, и зачастую приводит к игнорированию интересов отдельных групп населения, субъектов хозяйственной деятельности. По­этому он дополняется государственным регулированием.

3. Содержание финансового регулирования, его формы и методы.

Финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обес­печение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации фи­нансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают:

- отраслевая структура экономики;

- территориальные экономические пропорции;

- социальная структура общества.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

• налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

• амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогооб­ложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортиза­ции);

• различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринима­телей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муници­пальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

• льготное кредитование и страхование (более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов).

Методами финансового регулирования территориальных пропорций выступают:.

• механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, суб­венции бюджетам других уровней бюджетной системы);

• финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муници­пальных образований.

• изменение состава налогов, взимаемых на территории.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются:

• использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость;

• льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами;

• различные социальные выплаты и льготы.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосред­ственное воздействие на конкретный объект регулирования. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.

Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм.

1. Содержание и задачи финансовой политики.

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мо­билизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуще­ствления государством своих функций.

Финансовая политика выступает составной частью экономической политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:

- финансовую стратегию;

- финансовую тактику.

Целью финансовой политики является увеличение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

Задачами финансовой политики является:

- поддержание макроэкономической стабильности;

- определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их структуры, возмож­ных резервов;

- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

- уменьшение дефицита государственного бюджета, определение оптимальных форм и методов его покрытия;

- выработка эффективного финансового механизма реализации финансовой политики;

- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Требования, предъявляемые к финансовой политике:

* научный подход к выработке финансовой политики;

* учет специфики конкретных исторических условий каждого этапа развития общества, осо­бенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финан­совых возможностей государства;

* тщательное изучение опыта предшествующего хозяйствования и финансового строительства, новых тенденций и мирового опыта;

* соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики путем ориентации на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития общества и обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики.

В качестве структурных элементов финансовой политики выступают:

* налоговая политика;

* бюджетно-финансовая политика;

денежно-кредитная политики (рассматривается в теории кредита, т.к. основным инструмен­том ее реализации выступает кредит и система кредитного регулирования).

Налоговая политика. Ее главное назначение состоит в изъятии части ВОП на общественные нужды. Инструмент реализации - виды налогов и их ставки, налоговые льготы и санкции, налоговые каникулы, налоговый кредит и др.

Бюджетно-финансовая политика связана с распределением бюджетных фондов, образуемых в стране и их использованием по отраслевому, целевому, территориальному назначению. Инструменты - бюджет и методы его расходования (бюджетные ассигнования, трансферты, субсидии, бюджетное кредитование, дотации, субвенции).

В историческом плане позволяет выделить следующие типы финансовой политики:

* классическая;

* регулирующая;

* директивная.

Классическая финансовая политика являлась основным типом для большинства стран до конца 20-х годов 20 века. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохране­ние свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйст­венных процессов.

Регулирующая финансовая политика зарождается в период обострения экономических, соци­альных и политических противоречий в 20 годы. Обосновывает необходимость вмешательства и ре­гулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмеша­тельства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополни­тельный спрос.

Планово-директивная финансовая политика применяется в командно-административных сис­темах управления экономикой. Цель финансовой политики - обеспечить максимальную концентра­цию финансовых ресурсов у государства (главным образом у центральных органов власти). Главный инструмент - изъятие средств у государственных предприятий и населения.

2. Финансовый механизм и его элементы.

Непосредственно с финансовой политикой связан финансовый механизм.

Финансовый механизм - совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздей­ствия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распреде­лительных и перераспределительных финансовых отношений.

Финансовый механизм распадается на две части:

- директивный;

- регулирующий.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила организации финансов в сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы государст­ва.

К анализу содержания финансового механизма существует несколько подходов.

1. Т. Балабанов выделяет следующие элементы финансового механизма:

- финансовые методы - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс;

- финансовые рычаги - приемы действия финансового метода;

- правовое обеспечение - установление правил действия финансового метода;

- нормативное обеспечение - установление количественных параметров финансовых рычагов;

- информационное обеспечение - система, способствующая единому пониманию законов, по­становлений и т.д.: разъяснительная работа и система ее доведения до сведения хозяйствующих субъектов (газеты, журналы, интернет).

2.Белорусские ученые определяют содержание финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов. Ими выделяется две подсистемы финансового механизма, объединенные сис­темами правового регулирования, планирования и управления:

- финансовое обеспечение (формирование финансовых фондов);

- финансовое регулирование (использование финансовых фондов).

Финансовое обеспечение реализуется в нескольких формах: самофинансирования, кредитова­ния, безвозвратного финансирования, бюджетных ассигнований, привлечения финансовых ресурсов с помощью ценных бумаг.

Финансовое регулирование связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Суть финансовых методов регулирования заключается в том, что они являются конкретными фор­мами, способами распределения финансовых ресурсов, основывающихся главным образом на сальдо­вом методе. Инструменты: платежи, отчисления.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через правовое регулирование, за­ключающееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовых отноше­ний, а также планирование и управление.

3. Основные направления финансовой политики на современном этапе развития общества.

Основа современной финансовой политики - это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, переход к смешанной экономике, бази­рующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

Основными направлениями современной финансовой политики являются:

1. Изменение расходов бюджета.

2. Совершенствование организации бюджетной системы.

3. Развитие государственного кредита. Определение емкости рынка государственных ценных бумаг.

4. Совершенствование финансового рынка как горизонтального метода распределения средств.

5. Совершенствование системы социальной защиты населения посредством реорганизации дея­тельности внебюджетных фондов. Реформа пенсионного обеспечения.

6. Совершенствование системы управления финансами. Развитие аудиторского контроля.

7. Налоговая реформа, преследующая снижение налогового бремени, укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов бюджета.

Тема 4. Управление финансами и его элементы.

1. Понятие об управлении финансами.

Управление финансами - действия управленческих структур, направленные на выработ­ку, реализацию и совершенствование финансовой политики в финансовой системе в целом или в отдельных ее звеньях.

По своему содержанию процесс управления финансами - это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой.

Формы финансовых отношений - законодательно оформленные объективные финансовые от­ношения (например: налог, бюджетные ассигнования, распределение прибыли, бюджет, внебюджет­ные фонды, фонд накопления, фонд потребления, страховой фонд).

В процессе управления финансами формы финансовых отношений выступают в качестве объ­екта управления.

Субъектом управления являются организационные структуры, осуществляющие управление.

В процессе управления финансами можно выделить несколько стадий.

- выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование - организация;

- практическое применение форм финансовых отношений (финансовая деятельность, состоя­щая из составления и исполнения финансовых планов) - текущее управление;

- проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования - контроль.

Управление финансами представляет собой замкнутый процесс, результаты финансового кон­троля используются при организации и совершенствовании финансовых отношений.

Кроме этого в структуре управления финансами можно выделить две части:

- стратегическое управление - определение перспектив и установление объема финансовых ре­сурсов и форм финансовых отношений на реализацию тех или иных программ;

- оперативное управление - применение форм финансовых отношений для текущего регулиро­вания хозяйственной деятельности.

2. Органы управления финансами, их функции и задачи.

Совокупность всех субъектов управления называется финансовым аппаратом.

Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы вла­сти. Это Федеральное Собрание в лице двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами в системе исполнительной власти в РФ, выступает Министерство финансов России и его органы на местах.

Функции Министерства финансов РФ:

- составление долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, со­вместно с органами исполнительной власти;

- составление проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета, разраба­тывает систему межбюджетных отношений;

- исполнение федерального бюджета (является функцией Федерального казначейства Мини­стерства финансов РФ) и внебюджетных фондов;

- разработка с участием Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налого­вой полиции РФ предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

- разработка предложений по выпуску и размещению, а также осуществление выпуска государ­ственных внутренних займов (внешние займы размещаются Внешэкономбанком России);

- разработка проектов внешних заимствований РФ.

Управление финансами предприятий различных форм собственности и сфер деятельности осу­ществляется в системе финансового менеджмента. Как правило, финансами управляет финансовые управления, главный менеджер которого является вице-президентом и непосредственно подотчетен президенту компании.

3. Значение и методы финансового планирования.

Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, иногда отдельные или круг финансовых операций.

Финансовое планирование основывается на следующих принципах:

* финансовое планирование - первоначальная стадия управления финансами на всех уровнях хозяйствования;

* ориентация на получение положительных результатов как по отдельным операциям, так по всему кругу финансовых операций (принцип эффективности);

* комплексность и единство цели, которые предполагают согласование производственных и финансовых планов на различных уровнях управления;

* научность, обеспечивающая реальность и эффективность намечаемых заданий с учетом об­щественных и личных потребностей, закономерностей развития общества, тенденций и объективной оценки сложившейся экономической ситуации и наличия ресурсов.

В действующей практике финансового планирования применяются в основном следующие ме­тоды:

- коэффициентный;

- нормативный;

- метод экспертных оценок;

- экономико-математическое моделирование;

- балансовый метод.

Основным продуктом финансового планирования являются финансовые планы. Показатели финансового плана всегда выражаются в денежном выражении и обосновывают движение финансо­вых ресурсов на определенный период времени.

Финансовые планы объединяются в две группы:

- централизованные (государственный бюджет, внебюджетные фонды). Составляются в виде балансов доходов и расходов.

- децентрализованные (планы предприятий различных форм собственности). Составляются в виде балансов доходов и расходов или смет (для бюджетных организаций), целью которых является обоснование расходов.

4. Роль, задачи и организация финансового контроля.

Финансовый контроль - целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализа­ции финансовых отношений.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Целью финансового контроля является содействие формированию научно-обоснованной фи­нансовой политики, эффективного финансового механизма.

Объектом финансового контроля является денежные распределительные процессы при форми­ровании и использовании финансовых ресурсов. Непосредственным объектом проверок выступают финансовые стоимостные показатели, такие как прибыль, доходы, налоги, рентабельность, себестои­мость, отчисления на различные цели и в фонды.

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач, функционального назначения условно можно классифицировать по разным критериям:

* по времени проведения: предварительный, текущий, последующий;

* по субъектам контроля: президентский, контроль представительных органов власти и мест­ного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных ор­ганов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский:

* по сфере деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инве­стиционный, контроль за денежной массой;

* по форме проведения: обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

* по методам проведения: проверка, обследование, анализ, ревизия.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.

Текущий финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финан­совых операций, выдачи ссуд, субсидий. Проверяется соблюдение норм и нормативов расходования денежных и товарно-материальных ресурсов.

Последующий финансовый контроль предназначен для оценки результатов финансовой дея­тельности экономических субъектов. Он проводится посредством проверки, обследования, анализа, ревизии.

Проверка осуществляется на основе отчетной документации и расходных документов. В ходе проверки рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (например: проверка правильности удержаний из заработной платы, проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей. Ре­зультатом является определение финансового состояния объекта контроля и перспектив его развития.

Анализ предполагает изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетно­сти с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния ор­ганизации, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Результат - выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов решения выявленных проблем.

Ревизия - комплексный и наиболее глубокий метод контроля. Ревизия - это полное обследова­ние финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законно­сти, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизии могут быть:

- полные и частичные

- комплексные и тематические

- плановые и внеплановые

- документальные и фактические.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий, госу­дарственными и негосударственными органами контроля. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Государственный контроль.

Наиболее представительным органом государственного финансового контроля является Счет­ная палата Российской Федерации, которая была создана законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате РФ» для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным испол­нением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и темати­ческие проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для ис­полнения.

Значительные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Прези­дента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосред­ственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполни­тельной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъек­тов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствую­щие контрольные или правоохранительные органы для принятия необходимых мер.

Федеральное казначейство РФ было образовано в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ. Находится в ведении Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и по­лучателями средств федерального бюджета.

В соответствии с БК РФ руководители органов Федерального казначейства, его территориаль­ных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством слу­чаях операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распо­рядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым по­лучателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

В целях усиления финансового контроля в 2004 г. была создана Федеральная служба финан­сово-бюджетного надзора, функционирующая на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Для реализации названных полномочий Служба имеет право направлять обязательные к испол­нению представления и предписания по устранению выявленных нарушений, а также осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений за­конодательства.

Вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма занимается Федеральная служба по финансовому мониторин­гу, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ и созданная по Указу Президента РФ от 1 но­ября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Служба ведет учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, подле­жащими контролю, формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых име­ется информация об их участии в экстремистской деятельности; разрабатывает и проводит мероприя­тия по предупреждению нарушений законодательства в указанной сфере; принимает в пределах ком­петенции решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без граждан­ства в Российской Федерации; служба издает постановления о приостановлении операций с денеж­ными средствами или иным имуществом.

В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах в Российской Федера­ции» при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налоговых других обязательных платежей, установленных законодатель­ством - Государственная налоговая служба. В настоящее время это - Федеральная налоговая служба России, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

В целях реализации полномочий ФНС имеет право запрашивать и получать необходимые све­дения от налогоплательщиков, проводить налоговые проверки, иные контрольные мероприятия, пре­дусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Осуществление контрольных и надзорных полномочий в сфере страховой деятельности возло­жено на Федеральную службу страхового надзора, созданную в 2004 г.

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Федеральную службу по финан­совым рынкам. Контрольные полномочия в сфере финансовой деятельности возложены также на Федеральную таможенную службу и отдельные службы МВД РФ.

Негосударственный финансовый контроль.

1. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономи­ческими службами - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента. Объ­ектом контроля выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

2. Аудиторский. Основная задача установление достоверности бухгалтерской и финансовой от­четности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной. Аудиторский контроль про­водят аудиторские фирмы, включенные в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Результаты аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы).

5. Механизм управления финансами в зарубежных странах.

Система управления финансами определяется государственным устройством и полити­ческой системой. Главным в системе управления является:

в Великобритании - Парламент;

во Франции - Национальное Собрание;

в США - Конгресс;

в ФРГ - Бундестаг.

В развитых странах управление финансами осуществляется несколькими органами.

В США контрольные функции приданы следующим финансовым институтам:

1. Министерство финансов и Казначейство (разрабатывают финансовую и налоговую политику, осуществляют эмиссию денежных знаков, управляют государственным долгом, реализуют контроль за исполнением финансовых законов и сбором доходов в бюджет).

2. Административно-бюджетное управление при Президенте (составляет проект бюд­жета, контролирует управление бюджетом).

В Великобритании ведущим органом финансового контроля является Казначейство, в ФРГ - Министерство финансов.

В Италии функции финансового контроля закреплены за несколькими институтами:

Казначейство контролирует государственные расходы;

Министерство финансов - доходы государства;

Министерство бюджета и планирования местных финансов - составление государст­венного бюджета;

Министерство внутренних дел - местные финансы.

РАЗДЕЛ 2. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ

Тема 5. Финансы коммерческих организаций.

1. Сущность финансов коммерческих организаций.

Финансы предприятий и организаций охватывают процессы создания, распределения и исполь­зования ВВП в стоимостном выражении и представляют собой систему формирования и расходова­ния децентрализованных фондов (за исключением бюджетных организаций).

По способу организации финансов с позиций источников финансирования, стремления к полу­чению прибыли всю совокупность финансов предприятий и организаций можно разделить на 3 бло­ка:

- хозрасчетный (финансовые отношения предприятий в сфере материального производства и организаций непроизводственной сферы, осуществляющих деятельность на основе хозрасчета и самофинансирования);

- сметно-бюджетный (финансовые отношения учреждений, содержащихся за счет бюдже­тов всех уровней);

- внебюджетно-бесприбыльный (финансы некоммерческих организаций, финансируемых из внебюджетных источников).

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений коммерче­ских организаций можно систематизировать по следующим направлениям:

• финансовые отношения связанные, с формированием уставного капитала или уставного фонда хозяйствующего субъекта;

• финансовые отношения, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, с взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;

• финансовые отношения между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, выше­стоящей организацией, союзами и ассоциациями, членами которых они являются при выполнении взаимных финансовых обязательств;

• финансовые отношения между организациями и предприятиями и отдельными работниками, возникающие при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций, облига­ций, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям;

• финансовые отношений между хозяйствующими субъектами и финансовой системой госу­дарства при уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, по­лучении ассигнований из бюджета, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санк­ций;

• финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и банковской системой в про­цессе хранения денег в банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит, оказания банковских услуг;

• финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательского и коммерческого рисков;

• финансовые отношения между хозяйствующим субъектом и его собственниками, инвесто­рами, возникающие при распределении использовании доходов, выплате дивидендов и процентов.

Финансы коммерческих организаций имеют следующие функции: распределительная, обеспе­чивающая, стимулирующая, контрольная.

Наиболее полно изучена и обобщена распределительная функция, которая заключается в фор­мировании и оптимизации структуры фондов денежных средств предприятий и организаций.

Задачей обеспечивающей функции является обеспечение организации необходимыми фондами денежных средств, достаточными для реализации уставных целей и задач.

Наличие стимулирующей функции признается не всегда. Вместе с тем следует признать, что целью любой организации вне зависимости от ее организационно-правовой формы, принципов орга­низации финансов является достижение уставных целей с минимумом затрат.

Содержание контрольной функции финансов предприятий и организаций заключается в реали­зации соблюдение законодательных, нормативных, инструктивных и других регламентирующих по­ложений в области финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Принципы организации финансов коммерческих предприятий.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, на­правления вложений денежных средств с целью получения прибыли.

Принцип самофинансирования. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов.

Принцип материальной заинтересованности диктуется основной целью предпринимательской деятельности - получением прибыли.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответст­венности за результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Принцип обеспечения финансовых резервов. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.

На организацию финансов хозяйствующих субъектов оказывают влияние два фактора:

• организационно-правовая форма хозяйствования;

• отраслевые технико-экономические особенности.

2. Финансовые ресурсы предприятий, механизм их формирования в условиях рынка.

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обяза­тельств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулирова­нию работающих.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент образования пред­приятия, когда образуется уставный капитал.

Основным источником финансовых ресурсов для действующего предприятия выступает стои­мость реализованной продукции (выручка), различные части которой в процессе распределения при­обретают форму денежных накоплений (амортизационные отчисления) и доходов (прибыль). Кроме этого источником финансовых ресурсов предприятия могут средства, поступающие в порядке пере­распределения через финансовый рынок и от других субъектов хозяйствования.

Правовая форма финансовых ресурсов предприятий включает две основные группы средств: собственные и заемные. Собственные финансовые ресурсы - это основополагающая часть средств предприятия, которая образуется в момент создания и находится в его распоряжении на всем протя­жении существования (уставной капитал), а также в результате хозяйственной деятельности пред­приятия (прибыль, поступления). Заемные средства включают долгосрочные и краткосрочные кре­диты и займы, кредиторскую задолженность, устойчивые пассивы, средства от размещения облига­ций предприятия, лизинг, авансовые платежи покупателей и заказчиков.

Наши рекомендации