Методические рекомендации. по проведению аудиторных занятий
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
(для преподавателя)
по дисциплине: «Финансы»
Специальность: 5В050900 Финансы
Аудиторные занятия проводятся в форме лекционных, практических (семинарских) занятий.
В зависимости от способа проведения выделяют лекции:
– информационные (традиционные) – проводятся с использованием объяснительно иллюстративного метода изложения;
- Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу.
- Обзорная лекция – это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.
- Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации.
- Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники.
-Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.
-Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5–10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
-Лекция-консультация
При проведении практических (семинарских) и лабораторных занятий могут быть использованы различные интерактивные методы и формы обучения:
– деловая игра– метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры по заданным правилам. Деловые игры применяются для обучения и исследовательских целей;
- Дискуссия— это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы.
Система оценки знаний
При проведении практических (семинарских) и лабораторных занятий могут быть использованы различные интерактивные методы и формы обучения:
– деловая игра– метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры по заданным правилам. Деловые игры применяются для обучения и исследовательских целей;
- Кейс-технологии. метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр.
Тренинг - состоит из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по 5—15 минут).
-Метод проектов — система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно, но под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
-Портфолио — это коллекция работ за определенный период времени (обычно за семестр или учебный год), которая оценивается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе.
Посещаемость/ активность лекционных занятий оцениваются в 7.5 ?ещаемость/ активность лекционных занятий оцениваются 12лить их преимущества и недостатаре Казахстанских компаний, включая бан баллов.
Практические (семинарские) занятия оцениваются к каждому рубежному контролю, при условии 100% выполнения в 15 баллов.
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ
(название темы лекции, вопросы лекции, тезисы лекции, рекомендуемая литература с соблюдением норматива: изложение 1-й темы лекции на 1-1,5 стр., 12 шрифт Times New Roman)
Тема 1 Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве
Структура лекции:
1. Сущность финансов
2. Функции финансов
3. Взаимодействие финансов с другими экономическими категориями
Сущность финансов
В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.
В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:
· как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
· как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.
Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства.
Финансы Казахстана—это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.
Функции финансов
Понятие «финансы» охватывает обширную часть экономических отношений, связанных с воспроизводством общественного продукта в денежной. форме
Финансы обладают рядом специфических характерных признаков, они имеют денежную форму. С этой категорией связаны финансовые отношения, которые являются в своей основе воспроизводственными.
В настоящее время наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная. Согласно распределительной концепции финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную, т.е. по мнению сторонников этой концепции финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства- в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме.